Урок №63.Линзы. Оптическая сила линзы
Цель урока. Познакомить с различными видами линз, их физическими свойствами и характеристиками.
Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах.
Содержание опроса. 1. Какое явление называют преломлением света? 2. Чем объясняется, что при переходе света из одной среды в другую на границе раздела этих сред луч света преломляется?
3. Какая из двух различных однородных сред считается оптически более плотной? 4. Почему палка, опущенная в воду, кажется надломленной?
5. В каком случае угол падения равен углу преломления? 6. Сформулируйте закон преломления света.
Содержание нового материала. Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.
Закрепление материала. 1. Одна линза рассеивающая, другая — собирающая. Как отличить эти линзы: а) визуально; б) рассматривая предмет сквозь них; в) пропуская пучок параллельных лучей сквозь них? 2. Как на опыте можно определить положение фокуса? 3. Какой фокус у рассе- ивающей линзы?
Домашнее задание. § 68. Упражнение 48.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о линзах, оптической силе линзы, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при изучении фокусного расстояния линзы, фокуса линзы, универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения оптической силы линзы, формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной и символической фор- мах, работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о линзах, оптической силе линзы и практической значимости изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования линз, сформировать самостоятельность в приобретении новых знаний о фокусе линзы, фокусном расстоянии, оптической силе линзы, познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и выполнять опыты по изучению видов линз, объяснять, анализировать, сравнивать полученные результаты и делать выводы, применять знания о физических свойствах линзы на практике, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: находить фокус линзы, оптическую силу линзы, понимать принцип действия лупы, овладеть графическим способом построения хода лучей в линзе, использовать знания в по- вседневной жизни.
Ход урока.
Этот урок проведем в виде беседы. Демонстрируем различные оптические приборы (фотоаппарат, микроскоп, бинокль, очки и др.) и задает познавательный вопрос: для какой цели используются эти приборы и что является их основной частью? После обсуждения вопроса вводим понятие «линза» и демонстрируем виды линз и подробно останавливаемся на ходе лучей в линзах. Для этого рисуем на доске выпуклую и вогнутую линзы, разбираем ход лучей в линзах. Обращаем внимание, что для построения изображения достаточно знать, как после преломления идут лучи, падающие параллельно главной оптической оси и проходящие через ее фокус. После этого обсуждаем вопрос о фокусе линз, фокусном расстоянии, оптической силе линзы и единице ее измерения. Затем покажем опыт с прохождением лучей через колбу с водой. Демонстрация с колбой будет особенно эффектна, если воду слегка подкрасить флюоресцеином, а перед колбой поместить экран с несколькими щелями. Колба с водой является довольно сильной собирающей линзой. Здесь приведем примеры, когда с помощью собирающей линзы можно поджечь бумагу, а также примеры появления ожогов на листьях растений под каплями воды. Почему это происходит? После обсуждения выясняем, что свет, падающий на линзу и выходящий из нее, несет энергию. В сходящемся пучке за линзой световая энергия сосредоточивается в фокусе линзы и переходит во внутреннюю энергию тела. Затем учащиеся приводят свои примеры, известные из жизни (фонарики, прожектора, автомобильные фары и т. д.).
В конце урока решим задачи 1341, 1346,
1351, 1354 из Сборника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.