Урок №67.Глаз и зрение
Цель урока. Познакомить с получением изображения на сетчатке глаза человека.
Демонстрация. Модель глаза.
Содержание опроса. 1. Вопросы 1, 2, 7 к § 69. 2. Какое изображение дает рассеивающая линза?
3. Почему ложка, опущенная в стакан с водой, кажется изогнутой? 4. Чем отличаются друг от друга линзы, если оптическая сила одной из них
+1,5 дптр, а другой — –1,5 дптр?
Содержание нового материала. Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза. Кратковременная контрольная работа по теме «Законы отражения и преломления света».
Закрепление материала. 1. Вопросы в конце § 70.
2. Что такое близорукость? 3. Какой глаз называют дальнозорким? 3. Как можно исправить недостатки зрения?
Домашнее задание. § 70.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о строении глаза, формирования изображения на сетчатке глаза, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при определении функций отдельных частей глаза, предвидеть результаты своих действий, формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной формах, выделять основное в прочитанном тексте, находить в нем ответы на поставленные вопросы, излагать его, работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о строении глаза и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования о формировании изображения на сетчатке глаза, формировать самостоятельность в приобретении новых знаний о строении глаза, познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу и к учителю.
Общие предметные: проводить наблюдения формирования изображения на сетчатке глаза, используя модель глаза, его схематическое изображение, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы, применять знания о получении изображения на сетчатке глаза на практике, участвовать в дискуссии, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: понимать принцип получения изображения на сетчатке глаза, действия очков, овладеть графическим способом построения изображений на сетчатке глаза, использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Рис. 33
Ход урока.
В начале урока проводим кратковременную контрольную работу.
Вариант 1
· Оптическая сила линзы равна 0,4 дптр. Определите фо- кусное расстояние линзы.
· В каких случаях угол падения луча света на границу раздела двух сред равен углу преломления?
· Постройте изображение предмета АВ в линзе (рис. 33). Охарактеризуйте изображение.
Вариант 2
· Определите фокусное расстояние линзы, оптическая сила которой равна –2 дптр.
· Во всех ли случаях луч света преломляется при перехо- де из одной среды в другую?
· Постройте изображение предмета АВ в линзе (рис. 34). Охарактеризуйте изображение.
Ответы.
В. 1. 1. F = 2,5 м.
В. 2. 1. F = –0,5 м.
Чтобы учащиеся получили представление о строении глаза, можно воспользоваться таблицей и моделью строения глаза. Прежде всего необходимо
![]() |
Рис. 34
остановимся на роли сетчатки в процессе зрения. Сетчатка — это светочувствительный слой, на котором получается действительное изображение. Затем рассмотрим роль зрачка, который сужается при ярком свете и расширяется при уменьшении освещения. Предложим учащимся понаблюдать за окружающим миром, проследим изменение размеров и формы зрачка у животных, выясним, какую роль эта особенность играет в жизни животных, охотящихся в темноте. При изменении освещенности, кроме изменения размеров зрачка, происходят и другие процессы. Чтобы глаз приспособился к темноте или яркому свету, требуется некоторое время. Просим учащихся привести примеры, известные из жизненного опыта. Обращаем внимание, что быстрое изменение освещенности вредно для здоровья. Действительно, изображение на сетчатке получается в результате всех преломляющих сред глаза, в том числе и хрусталика. Хрусталик, изменяя кривизну (т. е. оптическую силу), дает лишь возможность получать отчетливое изображение на сетчатке как удаленных, так и близких предметов. Чтобы ознакомить учащихся с явлением аккомодации, предложим им посмотреть в окно на какой-нибудь удаленный предмет. Если предмет виден отчетливо, то детали оконного переплета они разглядеть не могут. А если предложим рассмотреть какую-нибудь деталь оконной рамы, то изображение пейзажа за окном получится размытым. Расскажем о хрусталике у рыб, который имеет шарообразную форму. Шарообразный хрусталик не может аккомодироваться путем изменения его кривизны, поэтому аккомодация у рыб происходит приближением или удалением хрусталика от сетчатки, т. е. так, как производится установка на фокус в фотоаппаратах. После этого учащиеся самостоятельно изучают материал параграфа, выписывают главное, составляют вопросы. Расскажем о близорукости и дальнозоркости.
Затем учащиеся самостоятельно изучают материал, обсуждают особенности зрения между собой и вместе с классом. В конце урока покажем из Интернета видеофильм «Как устроен глаз».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.