Урок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»
Оценка 4.8

Урок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
СCУЗ, ВУЗ
25.02.2020
Урок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»
Цели урока: 1) обучающая: формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах, прогнозах и проектах их разрешения; 2) развивающая: развитие навыков работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формирование навыка работы со статистическим материалом; 3) воспитательная: формирование культуры общения, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание экологической культуры учащихся. Тип урока: изучение новой темы. Основной дидактический метод: исследовательский. Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия. Дидактические средства обучения: таблица «Проблемы охраны окружающей среды», презентация на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы».
Урок по географии загрязнение окружающей среды.docx

Урок по географии на тему:

«Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»

 

Цели урока:

1) обучающая: формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах, прогнозах и проектах их разрешения;

2) развивающая: развитие навыков работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формирование навыка работы со статистическим материалом;

3) воспитательная: формирование культуры общения, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание экологической культуры учащихся.

Тип урока: изучение новой темы.

Основной дидактический метод: исследовательский.

Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия.

Дидактические средства обучения:  таблица «Проблемы охраны окружающей среды», презентация на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы».

Методическая литература:

1.      Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.. 2010.

2.      Нестандартные уроки географии. 9-10 классы. Сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград, 2009.

Этапы урока.

1.      Организационный момент (5 мин)

Вступительное слово учителя (5 мин)

(На доске записана фраза Эразма Роттердамского «Мир имеет свой собственный порядок, и мы должны постараться не нарушать его»).

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит сбой, то кораблю угрожает уничтожение. Также и на нашей планете уже возникли проблемы, которые угрожают жизни. Давайте выясним, какие это проблемы и как их можно решить.

2.      Изучение новой темы (15-20 мин)

Объяснение учителя

Мы уже знаем, что в результате взаимодействия общества и природы в течение многих тысячелетий возникли две взаимосвязанные проблемы:

  1. рационального использования природных ресурсов;
  2. охраны окружающей среды от загрязнения.

Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гид­росферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и мате­риалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Различают количественное и качественное загрязнение среды.

Коли­чественное загрязнение окружающей среды возникает в результате воз­вращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соедине­ния железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и со­единений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, хи­мические волокна, резина и т.д.).

 ( Учащиеся работают с готовыми распечатанными таблицами, см. приложение № 1)

Задание для обучающихся (см. приложение № 2)

 

Дайте оценку экологической ситуации в г.Электросталь Ногинского района;

 проанализируйте источники экологического загрязнения  в городе Электросталь;

изучите влияние загрязнений на здоровье человека;

предложите мероприятия по решению экологической ситуации в городе.

 

VI. Подведение итогов урока (5 мин)

2. Анализ учителем проделанной работы мини-группами.

VII. Домашнее задание (2 мин)

Вопросы для обсуждения (записаны на доске):

1.Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?

   2.Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?

3. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?

4.Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?

VIII. Рефлексия (3 мин)

Вопросы:

1.      Что вам понравилось на уроке?

2.      Какие трудности вы испытывали?

3.      Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?

4.      Какие новые навыки приобрели?

 

 

Приложение 1

Проблемы охраны окружающей среды

 

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения

проблемы

Загрязнение атмосферы

1. Извержения вулканов, пыльные бури.

2.  Металлургия, химия, нефтехимия, цел. – бум. пром.-ть.

3.Автомобильный транспорт.

4. Лесные пожары

1. Аэрозольное загрязнение.

2.Газообразное загрязнение (кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры).

4.Радиоактивное загрязнение.

1. Сокращение вредных выбросов.

2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.

Загрязнение гидросферы

1. Пром.-ть ( черная и цветная металлургия, энергетика, нефте- переработка, нефтехимия, деревообр.и цел.-бум пром-ть)

2. Транспорт;

3. Сельское хозяйство;

4. Коммунальное хозяйство.

1. Физическое загрязнение – твердые отходы;

2. Химическое загрязнение;

3. Биологическое загрязнение.

1. Меры очистки: механическая, биологическая, физико-химическая;

2. предупреждение загрязнения вод: оборотное водоснабжение, малоотходная и безотходная технология.

Загрязнение литосферы

1. Энергетика, металлургия, химич., цел.-бумажная пром.-ть;

2. Горнодобывающая пром.-ть;

3. Населенные пункты.

1. Накопление твердых отходов (бытовые и пром. -ые);

2. Карьеры;

3. накопление токсичных отходов;

4. Накопление радиоактивных отходов.

1. Уменьшение материалоемкости.

2. Переработка отходов

Загрязнение Мирового океана

1. Нефть и нефтепродукты

(танкерный флот, разведка и добыча нефти на шельфе, военные действия);

2. Захоронение радиоактивных отходов;

3. Сельское х-во, пром.-ть, транспорт, большие города.

1. Нефтяная пленка. нефтяные комки;

2. Радиоактивное загрязнение;

3. Накопление вредных отходов на дне океана;

4. Гибель живых организмов.

1. Запрет сброса нефтяных отходов;

2. Запрет на захоронение радиоактивных отходов;

3. Очистка стоков.

Приложение 2

 

Город Электросталь занимает в экологической классификации второе место, среди городов  с «критической» экологической обстановкой. В черте города проживает около 155 370 жителей, находится 18 объектов, оказывающих существенное негативное влияние на окружающую среду, в том числе 5 крупных: АО «Электросталь», АО «ЭЗТМ», АО «Машиностроительный завод», Химико-механический завод, ПО «Энергоспецмонтаж».

Общее количество вредных выбросов всех предприятий за весь год составляет 9 тыс. т в год.

       Источниками загрязнения воздуха в городе являются промышленные предприятия, коммунальные котельные и автотранспорт. Общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами составлял – 6407, 47 т.

    В городе постоянно ведётся контроль за радиационным фоном. Полномасштабное обследование дошкольных и образовательных учреждений, изучение образцов воды, почвы и строительных материалов позволили сделать  вывод о соответствии  критериям радиационной безопасности. Однако на территории, прилегающей к Машзаводу, выявлено несколько точечных участков радиоактивного загрязнения прошлых лет.

     Решение вопросов связанных с очисткой сточных вод, в городе решаются пока не в полном объеме. Мощность очистных сооружений позволяют обработать только 52 процента ливневых сточных вод, поэтому качество воды, сбрасываемой в окружающую среду, по отдельным параметрам не соответствует нормативам. Особенно это касается содержания в стоках нефтепродуктов.

     Утилизация мусора – еще одна проблема города. Объем отходов ежегодно увеличивается в среднем на 3-5 процентов, но если не принимать меры к их переработке и утилизации, используемых под свалку площадей может не хватить. Остро стоит вопрос с утилизацией древесных и строительных отходов, которые зачастую просто вывозят на несанкционированные свалки, загрязняя окрестные леса.

     Демографическая ситуация в городе Электросталь продолжает сохраняться сложной: при небольшом увеличении рождаемости отмечается рост общей смертности - 2653 человека. Естественное уменьшение жителей составляет 1399 человек.

По-прежнему основной причиной смерти являются сердечно-сосудистые заболевания - 54,7% случаев, на втором месте - злокачественные новообразования (16,1%), на третьем - травмы и отравления (14,3%).

Пути решения:

1.      Строительство новых очистных сооружений, более качественная очистка сточных вод,  работы по реконструкции городских сетей и внедрению новых технологий очистки;

2.      Обезвреживание загрязнённого радиоактивного грунта с территорий, прилегающих к ОАО «Машиностроительный завод»;

3.      Продолжение работ по переработке и утилизации мусора, древесных строительных отходов. В большей степени использование мусоросортировочных предприятий;

4.      Предотвращение загрязнений атмосферного воздуха;

5.      Пересмотр  законодательства в части охраны природы окружающей среды:и повышение  штрафов за экологические нарушения;

6.      Создание бригад по озеленению города.

7.      Проведение субботников по уборке территорий;

8.      Разъяснительная работа среди населения.

 


 

Урок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»

Урок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»

Мы уже знаем, что в результате взаимодействия общества и природы в течение многих тысячелетий возникли две взаимосвязанные проблемы: рационального использования природных ресурсов; охраны окружающей среды…

Мы уже знаем, что в результате взаимодействия общества и природы в течение многих тысячелетий возникли две взаимосвязанные проблемы: рационального использования природных ресурсов; охраны окружающей среды…

Вопросы: 1. Что вам понравилось на уроке? 2

Вопросы: 1. Что вам понравилось на уроке? 2

Загрязнение литосферы 1

Загрязнение литосферы 1

Особенно это касается содержания в стоках нефтепродуктов

Особенно это касается содержания в стоках нефтепродуктов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020