Класс 7 ВИ Дата 21.11.2024
Индия, Китай, Япония в ХVI-ХVIIвв
Цели: определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.
развивать навыки критического мышления;
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебное пособие: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2023 Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Подготовка к уроку.
II. Актуализация знаний
Какие, на ваш взгляд, общие черты характерны для традиционных обществ стран Востока – Индии, Китая, Японии?
III. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.
Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.
Понятие: традиционное общество
IV. Изучение нового материала
Познавательное задание: Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI-XVIII вв.
Существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X-XIII вв., XIV-XV вв., XVI-XVIII вв.?
Вопросы для сравнения |
ИНДИЯ |
КИТАЙ |
ЯПОНИЯ |
Земельные отношения |
Гос-во предоставляло землю в пользование знатному человеку, а он платил за нее налог и содержал военные отряды. Земли не передавались по наследству |
Земли делились на две категории: гос-венные и народные. Казенные земли отдавались крестьянам «в вечное держание», за это они должны были обрабатывать землю и платить налоги. |
Основной земельный фон находился в собственности князей. Центральная власть проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. |
Деревенская община |
Все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству. Толькой в своей общине крестьянин и ремесленник имел право на труд. |
Сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. Старосты и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки. |
Крестьянин с разрешения общины мог уйти из деревни, но община должна была обрабатывать его землю и платить за него налоги. |
Сословный строй |
Деление на касты. Переход из одной касты в другую был невозможен. |
Жесткая иерархия. Крестьянин был закреплен в общине, а горожане были приписаны к своей улице и кварталу. |
Жители разделялись на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, парии (неприкасаемые) в сословия не входили. |
Религия |
Буддизм. Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, причина которых – неудовлетворенные земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, т.к. душа не умирает, а перерождается снова и снова. Идеал человека – освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души. |
Конфуцианство. Каждому человеку должны быть присущи 5 добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Созданное на основе разума общественное устройство должно давать человеку возможность заниматься самосовершенство-ванием и приносить пользу для всех. Младший должен повиноваться старшему. |
Синтоизм – языческая религия, верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых можно умилостивить духов. Главное божество – богиня Солнца Аматэрасу. В божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения. |
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ВОСТОКА |
Земля находилась в собственности государства. Главное занятие населения – сельское хозяйство. Все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений. Для восточных обществ характерна веротерпимость. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека – встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию. |
1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.
ИНДИЯ
· Земля должна принадлежать государству
· Право верховной власти на землю принадлежит государству
· Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
· Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
· Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
· Земли никогда не передавались по наследству.
КИТАЙ
· Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
· Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
· Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
· Земля должна принадлежать государству.
ЯПОНИЯ
· Основной земельный фонд в собственности князей
· Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.
· Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.
· Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано.
· Государство верховный собственник на землю.
2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Назовите признаки сельской жизни.
Предполагаемые ответы учащихся.
Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.
Учитель:
Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.
Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.
Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.
Государство регулирует хозяйственную жизнь.
Ученикам раздаются карточки с характерными чертами общины. Ознакомившись с текстом, учащиеся должны кратко заполнить таблицу и выделить схожие черты.
ИНДИЯ
· Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.
· За пределами общины, общинники становились бесправными.
КИТАЙ
· Деревня состояла из 100 дворов.
· Во главе общины стоял староста.
· Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.
· Община была самоуправляема.
· Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.
ЯПОНИЯ
· Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
· Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
· Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
· В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Учитель. В нашем классе присутствуют путешественники, побывавшие в Китае и Японии. (Опережающее задание)
С их помощью раскрывается вопрос «Сословный строй в странах Востока».
1. Религии Востока. (Материал для учителя)
Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.
Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.
Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).
Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять
Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.
Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.
Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.
Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».
Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека
Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.
Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.
Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
V. Закрепление
Закрепление знаний и способов действий.
Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.
Закрепляют правила составления синквейна.
А теперь сыграем в викторину «Знатоки Востока».
1. Кто такие самураи? (Воины в Японии).
2. Кто был основателем буддизма? (Принц Синдхартха Гаутама).
3. Как назывался кодекс чести самураев? («Бусидо»).
4. На производство каких товаров в Китае XVI века была государственная монополия? (Соль, чай).
5. Как называется ритуальное самоубийство у самураев? («Харакири»).
6. В каком городе Китая население к 1500 году превышало 1 млн. человек? (Пекин).
7. Кто считается главным божеством синтоизма? (Богиня Солнца Аматэрасу).
8. Что было главным занятием населения традиционных обществ Востока? (Сельское хозяйство).
VI. Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак»
На уроке я узнал…
На уроке я научился…
Я понял…
Оценивание работы на уроке.
Домашнее задание: проработать параграф 15, составить синквейн к религиям Востока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.