Урок по ИЗО "Природные красители"
Оценка 4.9

Урок по ИЗО "Природные красители"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
искусство
2 кл
11.03.2024
Урок по ИЗО "Природные красители"
конспект природные красители.doc

 

Урок изобразительного искусства

по программе Б.Неменского

2 класс (1-4)

Тема: «Природные красители»

 

Опытно-экспериментальная работа

на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема года: Ты и искусство

Тема четверти: Как говорит искусство

Тема урока: Природные красители

 

Задача: учиться окрашивать бумагу природными красителями.

 

Цели:

1.Образовательные:

-расширить знания детей об истории окрашивания ткани и бумаги;

-обобщить знания учащихся о природных красителях;

-совершенствовать навыки работы с разными материалами (губка, ватные палочки, вата, соль, палитра и т. д.);

-презентировать результат своей работы (индивидуальный и подгрупповой);

-развивать умение работать с операционными картами;

2.Воспитательные:

-воспитывать чувства прекрасного в ребёнке;

-совершенствовать навыки работы в группе.

3.Развивающие:

-развивать фантазию, мышление, творческие способности у младших школьников,

-развивать аккуратность, терпеливость, трудолюбие;

-развивать коммуникационные навыки диалогового общения;

-развивать навыки организации рабочего пространства и рабочего времени.

 

Материалы: сырые и варёные овощи: свёкла, морковь; лимон, чай, кофе; луковая шелуха, хна и басма; сок ягод черники, клюквы. Губка, вата, ватные палочки, наждачная бумага, зубная щётка, альбомные листы. Операционные карты, палитра, стаканы.

 

Зрительный ряд: Замок сказочной страны с семью дорожками, таблицы с растительными красителями, цветовой спектр, цветовой волчок, коллаж «История первой краски

 

 

 

Ход урока.

 

I.Организационный момент.

II.Вводная беседа.

-Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с просмотра мультфильма. Давайте посмотрим.

 

Учащиеся смотрят отрывок мультфильма, который прерывается посланием  с планеты «Цветозариус».

«Здравствуйте, Земляне. Мы жители планеты Цветозариус обращаемся к вам с просьбой о помощи. Злая волшебница Чернильда похитила нашу принцессу Цветану. Она заточила её в заколдованном замке. Все краски исчезли с нашей планеты, наша жизнь стала серой и скучной. Помогите, пожалуйста, Цветане освободиться. Сделайте дорожки к замку Чернильды цветными и тогда волшебные чары рухнут. Ребята, верните нам волшебный мир красок. Я передаю вам свиток с планом замка Чернильды».

 

Деление детей на группы.

-Ребята, нам надо замостить 7 дорожек к замку Чернильды. Одновременно двигаться мы не можем, очень долго идти по всем дорожкам. Что делать? (Ответы детей)

-Ребята, чтобы помочь жителям планеты Цветозариус, мы должны разделиться на группы. А поможет нам в этом волшебный сундучок.

Учащиеся берут по одному жетону с изображением предмета, которым пользуется художник. Взяв жетон, уч-ся идут к столу с таким же изображением:

1.карандаш

2.кисть

3.палитра

4.стакан для воды

5.краски

6.альбом

7.ластик

Таким образом, уч-ся делятся на 7 групп. (7 дорожек)

-Ребята, как мы можем помочь жителям этой планеты? (ответ)

-Краски отправить мы не можем, представьте, что у нас их тоже сегодня нет. Что делать?

 

-Оказывается, люди всему учатся у природы и краску тоже берут у природы. Посмотрите – вот перед вами обычный мел, белая краска. Оказывается - это минерал, значит, краску получают из минералов. Несмотря на большое количество растений, из которых получали красную краску, в древности больше всего ценились краски, полученные из живых организмов. Так красную краску добывали из дубового червеца, насекомого, живущего на карликовом дубе на юге. Самая драгоценная краска пурпур, добывалась из моллюсков, которые водились у побережья Средиземного моря. Краска находится в маленькой железе в виде мешочка.  Из 12000 моллюсков получали всего 1,5 гр красителя. (Рисунок моллюска)

 

III. Работа над новым материалом.

-Ребята, а может и нам попробовать сделать краску из растений?

-Называются такие краски – красители.

-Ребята, что такое краситель? (ответ) – Это органические соединения, применяемые для крашения материалов, кожи, меха, бумаги, пластмасс и др.

-Как вы думаете, из каких растений можно получить краску? (ответы уч-ся)

 

 

-Посмотрите, ребята, вот растения, окраска которых даёт семь цветов радуги (спектра)

 


 

- Почему в таблице нет белого цвета? Что вы о нём знаете?

- На вашем столе есть такой же цветовой круг в виде волчка. Попробуйте раскрутить волчок на столе и понаблюдайте за тем, что произойдёт с  цветом. Что получилось? (Белый цвет) В природе нет белого цвета, его придумали люди. А семь цветов радуги получили, разложив пучок света через призму. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон – ему удалось разложить белый свет на цвета спектра.

 -Как вы думаете, ребята, как же нам получить краску из растений? (Например, зелёную? Вы падали летом на траву в светлой одежде? Какое пятно оставалось на коленях после падения?) (Цветовой спектр)

 

-Как люди получали краску из растений в старину? (предположения детей)

  

-Первые краски люди получали из цветов, а так же из листьев, стеблей, коры, ягод и корней растений. С очень давних пор в русских деревнях крестьяне пользовались растительными красителями, и сами окрашивали шерсть и льняные ткани в различные цвета.

Для получения краски части растений измельчали, обычно кипятили в воде и полученный раствор выпаривали до густого или твёрдого осадка. (Таблица)

Сегодня мы пишем с вами шариковыми ручками, а раньше писали перьями. Перо обмакивали в чернила – жидкую краску.

Для письма готовили чернила: «железные» и «варёные». Для «железных» чернил кору настаивали в тёплом месте в кислом растворе (уксус, кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Настаивали долго, месяц. «Варёные» чернила действительно варили. «Железные» чернила были стойкими, мало выцветали. «Варёные» оказывались менее яркими и стойкими. Природные красители также использовали и в косметологии: лимоном отбеливали лица, отваром ромашки и крапивы лечили волосы, свёклой румянили щёки.

 

-Сегодня, ребята, вы будете сами исследовать, узнаете какого цвета краски можно получить из предложенных растений. Окрасите бумагу, и нам удастся спасти принцессу Цветану от злой волшебницы Чернильды.

 

IV.Практическая работа.

-Ребята, работать вы будете в группах, и я предлагаю выбрать старшего группы.

-Кого мы сегодня будем считать в группе старшим и почему?

-Старший возьмёт у меня операционную карту, по которой группа будет работать.

-Рассмотрите, пожалуйста, в группе карту.

Старший в группе подойдёт к столу и возьмёт необходимый для опыта материал и приспособления.

-Проведите исследования с настоем, отваром, соком или мякотью растения. Понравившимся способом (наиболее удачным) окрасьте альбомный лист и приготовьте ответ по алгоритму, который лежит у вас на столе.

 

Учащиеся выполняют задания.

 

V. Презентация своей работы и заполнение дорожек окрашенным листом.

 

Алгоритм ответа в группах:

1.С каким материалом работали?

2.Расскажите по своей карте, что у вас получилось.

3.Какие цвета получили? Придумайте названия получившимся цветам.

4.При помощи чего наносили краску на бумагу? Чем лучше получилось?

5.Прикрепите вашу дорожку к дворцу Чернильды.

 

VI. Подведение итогов урока.

 

-Ребята, мы сделали краски из растений (природных красителей) и замок Чернильды разрушился. Мы помогли освободить принцессу Цветану и жителей планеты Цветозариус от злой волшебницы Чернильды.

-Чему  мы сегодня учились на уроке? (Делать краски из растений)

-Что нового вы узнали?

-Как мы можем использовать то, что узнали?

-Всё ли мы теперь знаем о красителях или есть что-то, что осталось не известно, не исследовано?

-Сейчас старший оценит работу каждого в группе и продиктует мне оценки.

Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет окрашивания

 

Растения

Используемая часть

Чёрный

 

Коричневый

 

Фиолетовый

Бурый

Красный

 

 

 

Оранжевый

Жёлтый

 

 

Зелёный

 

Синий

 

Ель

Клён

Дуб

Лук репчатый

Черника

Берёза

Боярышник

Зверобой

Щавель конский

Ольха серая

Чистотел

Крапива

Орешник

Картофель

Крапива

Щавель

Иван-да-Марья

Шалфей луговой

Кора

Листья

Листья, кора

шелуха

ягода

листья

кора, побеги, листья

стебли

корни

кора

листья, стебли

корни

кора

листья, стебли

листья, цветы

листья

цветы

листья

 

Приложение

 

Растения, обладающие красящими свойствами

 

 

 

 

 

 

 

Луковая шелуха

Отвар луковой шелуши

Отвар луковой шелухи + ?

(свой вариант)

 

 

Задание: удачным способом окрасить альбомный лист.

Черника

Сок черники

Сок черники + лимон

Свой вариант

 

 

 

Задание: Удачным способом окрасить альбомные листы.

Чай и кофе

 

Чай

 

Кофе

Смешайте кофе с каплей воды

Чай + сок лимона

Свой вариант

 

 

 

 

Задание: Удачным способом окрасить альбомные листы.


Свёкла

сырая

отварная

Свёкла +

лимон

Свой

вариант

 

 

 

 

Задание: Удачным способом окрасить альбомные листы.

Хна и басма

Смешайте порошки этих растений с небольшим количеством воды

хна

басма

Хна + басма

Свой вариант

 

 

 

 

Задание: удачным способом окрасить альбомный лист.

Петрушка, укроп, лист чеснока, зелёный лук

петрушка

укроп

чеснок,                      лук

 

 

 

Задание: Удачным способом окрасить альбомные листы.

Морковь

Сырая морковь

Варёная морковь

 

 

Задание: Удачным способом окрасить альбомные листы.

Растение

    +

уксус

 

        +

железные опилки

растение

 

+

 

вода

 

 

 

 

Алгоритм ответа в группах:

 

1. С каким материалом работали?

2. Расскажите по своей карте, что у вас получилось.

3. Какие цвета получили? Придумайте названия получившимся цветам.

4. При помощи чего наносили краску на бумагу? Чем лучше получилось?

5. Прикрепите вашу дорожку к дворцу Чернильды.

 

 

 

Алгоритм ответа в группах:

 

1. С каким материалом работали?

2. Расскажите по своей карте, что у вас получилось.

3. Какие цвета получили? Придумайте названия получившимся цветам.

4. При помощи чего наносили краску на бумагу? Чем лучше получилось?

5. Прикрепите вашу дорожку к дворцу Чернильды.


Урок изобразительного искусства по программе

Урок изобразительного искусства по программе

Тема года: Ты и искусство Тема четверти:

Тема года: Ты и искусство Тема четверти:

Ход урока. I . Организационный момент

Ход урока. I . Организационный момент

Таким образом, уч-ся делятся на 7 групп

Таким образом, уч-ся делятся на 7 групп

Почему в таблице нет белого цвета?

Почему в таблице нет белого цвета?

Ребята, работать вы будете в группах, и я предлагаю выбрать старшего группы

Ребята, работать вы будете в группах, и я предлагаю выбрать старшего группы

Цвет окрашивания Растения

Цвет окрашивания Растения

Чёрный Коричневый Фиолетовый

Чёрный Коричневый Фиолетовый

Отвар луковой шелуши Отвар луковой шелухи + ? (свой вариант)

Отвар луковой шелуши Отвар луковой шелухи + ? (свой вариант)

Черника Сок черники

Черника Сок черники

Чай и кофе Чай

Чай и кофе Чай

Свёкла сырая отварная

Свёкла сырая отварная

Хна и басма Смешайте порошки этих растений с небольшим количеством воды хна басма

Хна и басма Смешайте порошки этих растений с небольшим количеством воды хна басма

Петрушка, укроп, лист чеснока, зелёный лук петрушка укроп чеснок, лук

Петрушка, укроп, лист чеснока, зелёный лук петрушка укроп чеснок, лук

Морковь Сырая морковь

Морковь Сырая морковь

Растение + уксус + железные опилки

Растение + уксус + железные опилки

растение + вода

растение + вода

Алгоритм ответа в группах: 1

Алгоритм ответа в группах: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024