Урок
по изобразительному искусству
в 5 классе
Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»
Тема урока
|
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление аппликации в технике «Айрис Фолдинг». |
Педагогическая цель:
|
1. Образовательные: - сформировать первичные представления о «радужной аппликации», познакомить с бумажной техникой «Айрис фолдинг», что такое «Айрис фолдинг»; - способствовать формированию представления об истории Айрис фолдинг, о роли данной аппликации; - способствовать созданию «радужной аппликации». 2. Развивающие: - развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного декоративно-прикладного искусства, в частности – Iris Folding (Айрис Фолдинг); - развивать навыки самообразования, интереса; - способствовать развитию творческой и познавательной активности; - способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (бумага цветная, картон. клей-карандаш, ножницы, линейка, скотч). 3. Воспитательные: - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся; - формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного декоративно-прикладного искусства. - формирование положительной мотивации к уроку изобразительного искусства путём вовлечения каждого в активную деятельность; ответственности за результат учебного труда; самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности.
|
Тип урока, методы и формы обучения |
Комбинированный, объяснительно-иллюстративный, работа в паре, коллективная, фронтальная |
Планируемые результаты (предметные ПР) |
- Учащиеся должны понимать, что такое – Айрис фолдинг, объяснять роль данной техники, знать историю и тематику. - Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. - Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык декоративно-прикладного искусства. |
Личностные (ЛР)
|
- Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные (МПР) |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; - учиться выполнять различные роли в паре и группе. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре; - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Удивительный мир бумаги Айрис Фолдинг «Радужное склеивание» как вид современного декоративно-прикладного искусства, история, тематика и роль Айрис Фолдинг. Термины: Iris Folding (Айрис Фолдинг), «радужная аппликация», «радужное склеивание», коллаж, панно |
Образовательные ресурсы. |
Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г. Презентация «Удивительный мир бумаги». Работы, выполненные в технике Айрис фолдинг, трафареты для работы. Бумага цветная, картон, клей-карандаш, ножницы, линейка, скотч. |
Ход урока
Этап урока / учебная ситуация |
Результат этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Действия педагога |
Действия обучающихся |
|||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
2. Эмоциональный настрой. |
Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. |
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки. Настрой на урок. |
3. Актуализация знаний. |
Осознание необходимости получения новых знаний. |
Определение границ знания и незнания. |
1) Беседа о современном декоративно-прикладном искусстве в игровой форме. (приложение №1)
Учащийся должен в последовательности, открывая картинку №1-узнавать название техники творческой работы, если он затрудняется – открывает картинку №2 с подсказкой и так до последней картинки. Узнав название декоративно-прикладного творчества, учащийся дополняет свой ответ, аргументируя дополнительными сведениями о данной технике современного декоративного искусства.
Возможные вопросы: - В чём состоит отличие произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства?
- Где в основном используется современное декоративное искусство? |
Участвуют в игре «Угадай и объясни название декоративно-прикладного творчества», помогают своему сверстнику – если нужна помощь в правильном ответе.
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. |
– Что означает слово “интерьер “?
|
- Внутреннее убранство здания, помещения. |
|||
– Люди какой профессии занимаются интерьерами? |
- Художники и дизайнеры. |
|||
|
|
|
- Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?
- Что было бы, если бы перестало существовать декоративно-прикладное искусство? |
- В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое. |
2) Работа в паре. - Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в паре. (на доску) (Приложение №2) - Вам предлагается выполнить задание «Четвертый лишний». Выберите из предложенных объектов один лишний. Напишите почему вы так решили.
(Проверка)
-Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе. |
Вспоминают правила работы в паре.
Работа в паре на листочке.
Приложение №5.
Взаимопроверка в парах (с доски). Самооценивание в оценочном листе. |
|||
4.Проблематизация.
Определение темы урока.
5. Мотивация учебной деятельности.
Прогнозирование задач урока. |
Представления, обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. |
Определение проблемной ситуации.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Простой листок бумаги.
Простой листок бумаги, Но в опытных руках Он может обернуться, Жар-птицей в облаках.
Волшебное занятие Для рук и для ума. И мира восприятье- Чудесная страна!
Фантазии подвластны Бумажные листы- Для дома и в подарок, И просто для игры.
Но главное богатство, Что, красоту творя, Простой листок поможет Создать тебе себя. Н.А.Колесова
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? 1. Презентация (Приложение №3 слайды 1-12)
- Что из бумаги делали вы? - А что мы сегодня будем делать? Посмотрите на картину, из чего сделана эта картина? Может быть кто-то подскажет, что это за техника? Может кто-то пробовал работать в этой технике с бумагой?
Сегодня на уроке мы узнаем иного нового и интересного о современной технологии работы с бумагой. Современное искусство Iris Folding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги. (тему – на доску). – На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
|
- Смотрят слайды слушают стихотворение и определяют тему урока. Отделяют знание от незнания.
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. 1. Узнаем, что такое Айрис Фолдинг.2. Познакомимся с историей, тематикой Айрис Фолдинг.3. Выполним аппликацию в технике.- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. |
6. Решение учебной задачи. (первичное ознакомление)
Диалог (фронтальная работа). |
Новое знание: что такое Айрис Фолдинг, историей, тематикой Айрис Фолдинг применение. |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. |
1. Презентация. (Приложение №3 слайды 13-16)
3. Диалог. Рассказ – дополнения учителя. Современное искусство Iris Folding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Конструкции, выполненные с применением техники Айрис Фолдинг, смотрятся весьма необычно - Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1, 2 цель) - Мы достигли этой цели? |
Воспринимают презентацию.
Участвуют в диалоге.
|
7. Физминутка. |
|
|
Отдохнем под считалку «Замок». На двери весит замок. Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли. Спасибо! Продолжаем нашу работу.
- Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте! - Полхов-майдановская игрушка, гобелен, мозаика, жостовский поднос, гжель, хохлома, батик, городецкая роспись, керамика, Айрис Фолдинг.
Отдохнули и тогда, За работу нам пора! |
Отдыхают. Участвуют в физминутке. |
8. Самостоятельная творческая работа учащихся – создание коллажа из творческих работ |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.
Работы собираются, монтируются в общую коллективную работу –коллаж. |
Формирование и закрепление знаний и способов действий. |
1. Подготовка к практической работе. Презентация (Приложение №3 слайды 17-24)
- Мастер-класс по созданию работы в технике айрис фолдинг. - Используем цветную бумагу, картон, клей-карандаш, ножницы, линейку, скотч. - Работу выполняем аккуратно, последовательно. -Я приготовила для вас трафареты, Iris-шаблончик.
- А теперь представьте, что вы художники, мастера декоративно-прикладного творчества, и я надеюсь, что у вас получится выполнить данную творческую работу, которая украсит наши школьные кабинеты.
2. Практическая работа.
Делит учащихся на 3 группы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. 1 группа – использует только теплые цвета (полоски цветной бумаги). 2 группа -– использует только холодные цвета (полоски цветной бумаги). 3 группа -– использует только контрасные цвета (полоски цветной бумаги).
|
Обсуждают критерии оценивания творческих работ.
Выполняют работу используя, бумагу цветную, картон, клей-карандаш, ножницы, линейку, скотч. Поэтапное освоение учащимися одного из видов складывания композиций из разноцветных полосок бумаги (айрис-фолдинг) Наблюдение.
|
9. Самооценка. |
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
Формирование и развитие к самооценке знаний и способов действий. |
Самооценивание работ учащихся (по критериям). -Оцените результаты своей работы, способы их достижения Оцените свою творческую работу в листе самооценки и оцените свою работу в течение всего урока, т.е. поставьте итоговую оценку. |
Просмотр работ (самооценивание)
Самооценивание в листе достижений. Приложение №4.
|
10. Итог. Рефлексия деятельности. |
Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения. |
Беседа по вопросам: – Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие творческие работы, коллаж? – Как изменилось бы помещение? - Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока? - Для чего служат изделия современного декоративного искусства, творческие работы? - Кто может похвалить себя? За что? - Кто недоволен собой? Что не получилось? |
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Рассматривают коллективную работу, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их. |
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).
|
Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
Формирование обобщение знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов |
Определяет дифференцированное домашнее задание. Подготовить сообщение о данной технике или о любимой вами другой бумажной технике. Ребята, мы сегодня на уроке с вами хорошо потрудились. Поаплодируем себе. Молодцы! |
Запись д/з в дневник. |
Приложение №1
Игра «Угадай и объясни название декоративно-прикладного творчества»
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
В |
В . . . . .
|
ВИТРАЖ
|
|
г |
г . . . . . . |
ГОБЕЛЕН
|
|
М |
М . . . . . . |
МОЗАИКА |
|
К |
К . . . . . . . |
КЕРАМИКА |
Приложение №2
Вам предлагается выполнить задание «Четвертый лишний». Выберите из предложенных объектов один лишний. Напишите, почему вы так решили.
1. Батик, Керамика, Хохлома, Витраж.
2. Пятно, Цвет, Линия, Фантазия.
3. Красный, Зеленый, Синий. Желтый.
4. Строитель, Художник, Дизайнер, Искусствовед.
Приложение №3. Презентация «Удивительная бумага»
Приложение №4
Лист самооценки.
Фамилия и имя ______________________________________________________
№ |
Этапы урока |
1.У меня всё получилось. |
2. Были небольшие трудности. |
3. Хотел просить помощь. |
1 |
Участие в игре «Угадай и объясни название декоративно-прикладного творчества» |
|
|
|
2 |
Работа в паре. Задание «Четвертый лишний» |
|
|
|
3 |
Творческая, самостоятельная практическая работа. |
|
|
|
|
Общая (итоговая) оценка.
|
|
|
|
Приложение №5
Правила работы в паре.
1 |
Говорим шепотом |
2 |
Работаем вместе |
3 |
Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. |
4 |
В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» |
5 |
Когда закончили выполнение задания, поднимаем руку. |
6 |
Оцениваем работу, благодарим друг друга. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.