Урок по курсу «Основы религиозной культуры и светской этике» Тема: «Христианская семья. Моя семья - мое богатство»
Оценка 4.6

Урок по курсу «Основы религиозной культуры и светской этике» Тема: «Христианская семья. Моя семья - мое богатство»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
27.03.2023
Урок по курсу «Основы религиозной культуры и светской этике» Тема:  «Христианская семья. Моя семья - мое богатство»
Цели и задачи: • формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений; • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; • развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы; • воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Урок ОРКСЭ МОЯ СЕМЬЯ - МОЕ БОГАТСТВО..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа г. Новосокольники»

 

 

 

 

Урок по курсу

«Основы религиозной культуры и светской этике»

Тема:  «Христианская семья.

Моя семья - мое богатство»

4 класс

 

                                                                   Урок разработала и провела:

Копылова Галина Алексеевна, учитель  начальных классов, ОРКСЭ, высшей квалификационной категории

 

 

2019 год

Цели и задачи:

·        формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений;

·        вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

·        развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;

·        воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Планируемые результаты:

Предметные:

- моделировать самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать  необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

- формировать личную ответственность за благоприятный климат в семье;

- уметь работать в группе.

Ключевые понятия: семья, ответственность, любовь, венчание, доброта, милосердие.

Подготовка к уроку:

-каждый учащийся пишет сочинение на тему «Моя семья»;
- каждый учащийся приносит свои семейные фотографии;

 семейные реликвии;
- каждая семья готовит своё «Генеалогическое древо»

- подготовка презентации с семейными фотографиями детей

- разучивание стихотворений, песни

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

      Оформление  класса:

Заготовки для дома: крыша, кирпичики; солнце, тучи

Пословицы о семье

Две одинаковые шкатулки

Выставка сочинений

Стенд «Моя родословная»

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг,

И ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и сядем на свои места.

- С каким настроением вы начинаете работать?

- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

2. Определение темы урока.

- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Маму очень я люблю.

Папу тоже я люблю.

Мама мне печёт коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я -

Наша дружная семья.

 

Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю,

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя –

Наша дружная семья.

 

И сестрёнку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Баба, брат, сестра моя –

Наша дружная семья.

(Учитель показывает две одинаковые шкатулки)

- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)

- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей)

- А какое богатство можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.

- Правильно, ребята, это семья.

(Учитель открывает вторую шкатулку, там слово семья и семейные фотографии детей)

- Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

- Тема нашего классного часа «Моя семья – моё богатство!» А почему семья для вас является богатством? Об этом и пойдёт речь на нашем занятии.

3. Основная часть

– Как вы понимаете, что такое «семья»? ( Ответы детей)

- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
– Вы высказали своё мнение, как понимаете слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том,  как появилось слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

- У этого слова есть свои тайны. Хотите их узнать?

Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нём спрятались?» ("семь" и "я") Правильно, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.

Убедиться  в этом можно, посмотрев ваши семейные  фотографии. (Показ презентации с семейными фотографиями детей)

- Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья - единое целое – это вторая тайна. 

- А знаете от какого слова происходит слово «семья»?

- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Маленькое семя с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.

  Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать с любовью жить в согласии и заботиться друг о друге.

Это третья тайна.

Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

- У каждой семьи есть дом.

- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?

  Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно

Даже не стулья за столом,

Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

- Родной дом. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.)
- Давайте построим дом, в котором будет жить семья.

(Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «Семья»)

- Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)

(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)

- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.

(Работа в группах)

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

-  Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. 

(Психологический тренинг)

- Соберите в ладони своё  т е п л о.

- Пусть его будет м н о г о.

- Почувствуйте э т о  т е п л о.

- Поделитесь своим теплом друг с другом. ( Дети прислоняются ладонями друг к другу).


Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(Учитель прикрепляет на доску «тучи»)

Пример из библии: У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной  стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.

4. Какое поведение называется хамским? (дети отвечают)

-  Что ещё является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)

- А теперь разгоним тучи над домом. 

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, уп­рямство, вспыльчивость)

С какой заповеди начинаются Божьи заповеди о любви к ближнему? (дети отвечают)

Слайд 5. Заповеди.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лги (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).

10. Не завидуй (Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего).

 

Бог считает таким важным послушание родителям, что поставил эту заповедь первой после заповедей о любви к Богу.

 - Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.

(После обсуждения учитель прикрепляет лучики с надписями: Уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних, делать приятное)

- Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашего поведения. Вот уже засияло солнышко.

(Учитель прикрепляет «солнце» над домом.) 

- Мы построили дом. И нам весело. Давайте отдохнём и потанцуем.
(Дети становятся в круг. Звучит музыка. Учитель называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Дети стараются максимально использовать в танце названную часть тела)

- А сейчас заглянём в гости в ваши семьи.

(Ученики читают сочинения про свои семьи)

- У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

СЦЕНКА

Послушайте, что об этом думают мальчик и девочка.

Мальчик: Мужчина не должен заниматься женским делом. Он должен выполнять только самую трудную работу в доме: строить, ремонтировать, таскать тяжести.

Девочка: Я не согласна. В дружной семье все друг другу помогают и не говорят: «Это не моё дело».

- Как ты думаешь, кто из детей прав?

 

(Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.)

- Давайте поиграем в игру – “Распределение обязанностей в семье”.

1 группа - мамы

2 группа - папы

3 группа - дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-я группа и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Заботиться друг о друге.

Давайте вспомним с вами, чем отличается человек благодарный от неблагодарного? (дети отвечают)

Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

Работа с заданием 1(см. приложение 1). Впиши в сердечко сокровища, которые хранятся в папином или мамином сердце.

   Давайте посмотрим, видите ли вы в своих родителях сокровища их души или только свои обиды на них.   Напишите в нарисованном сердечке духовные сокровища ваших родителей.

Работа с заданием 2. Выпиши в два столбика качества, которые дети, взрослея, приобретают и утрачивают.

 -  Взрослея, дети приобретают самостоятельность, рассудительность и ответственность. (щелчок)  Но теряют ощущение беспомощности, доверчивость и искренность.

- Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Чем они похожи?

Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо.

 Степан Щипачев (читает ученик)

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Работа с заданием 3 (см. приложение). Вычеркните то, что противоречит любви.

Слайд 9. Любовь.

 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13,4-7).

Вспомните, как называется Таинство, в котором Бог соединяет Своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни? (дети отвечают)

Таинство Брака или Венчание.

    Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец».   Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

    Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. (Подтверждают словами из учебника)

Чем семьи отличаются?

- Да, семьи все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями.  Это то, что передается из поколения в поколение. 

Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  приглашать гостей и собирать застолье;

•  собирать и хранить семейные фотографии;

•  хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

- А теперь расскажите  о традициях вашей семьи.

 (1-2 сообщения учащихся)

- Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.

- Вы вместе с родителями создали своё генеалогическое дерево, рассказывали о своей родословной, о родственниках, которыми вы дорожите (показ стенда)

- У каждого из нас в семье есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята расскажут нам о них.                     (Выступления детей)

- На Руси к христианской семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Перед вами лежат карточки со словами, из которых вы должны собрать пословицы.

(Работа в группах)

- Прочитаем пословицы и объясним их смысл:

1.Не нужен клад, когда в семье лад.

2.Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Один в поле не воин.

4. В родной семье и каша гуще.

 - Как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
- У нас с вами тоже школьная семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, понимание…

А для этого в нашей классной семье тоже надо жить по правилам.

- Какие надо соблюдать правила? (Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни; делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым, поздравлять друг друга с днем рождения; радоваться успехам друг друга, не обзывать и не обижать друг друга, уметь уступать; быть внимательными к другим).

4. Итог классного часа

- Наш урок подходит к концу. - Что же мы положим во вторую шкатулочку, чтобы наши семьи были для нас настоящим богатством? (Ответы детей)

- Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть в ваших семьях будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда вы могли бы сказать: "Моя семья - моё богатство".

Заключительная песня "Маленькая страна".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

- На память о нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям сердечки с ромашками – это символ семьи и верности.

А сейчас  я хочу вас попросить, когда вы вернетесь домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко – то позвонить и сказать, что вы их очень ЛЮБИТЕ!

 

 

Использованная литература:

 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/26/vneklassnoe-meropriyatie-v-nachalnoy-shkole-

moya

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/08/28/klasnyy-chas-moya-semya-moyo-bogatstvo-1

http://festival.1september.ru/articles/526603/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/15/klassnyy-chas-na-temu-chem-ya-bogat

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просещение, 2012.

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Задание 1. Впиши в сердечко

сокровища, которые

хранятся в папином

или мамином сердце.

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Выпиши в два столбика качества, которые дети, взрослея, приобретают и утрачивают.

Самостоятельность, беспомощность, рассудительность, доверчивость, искренность, ответственность.

Дети                                                          Взрослые

  приобретают                                                   утрачивают

______________________           _____________________________

______________________          ______________________________

________________________       ______________________________

учатся

у взрослых                                                         у детей

 

 

 

Задание 3. Вычеркни то, что противоречит любви.

Любовь  долготерпит, милосердствует, обижается, не завидует, не превозносится, раздражается, не гордится, не верит, не мыслит зла, не прощает, не радуется неправде, а сорадуется истине, требует, всё покрывает, всего надеется, упрекает, всё переносит.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа г

Цели и задачи: · формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений; · вовлечение родителей в совместную с…

Цели и задачи: · формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений; · вовлечение родителей в совместную с…

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности

Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности

Ева тихонько ответила: «Я» –

Ева тихонько ответила: «Я» –

Дом, как известно всем давно,

Дом, как известно всем давно,

Пример из библии: У Ноя было три сына

Пример из библии: У Ноя было три сына

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашего поведения

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашего поведения

Сделать покупки в магазине. 10)

Сделать покупки в магазине. 10)

Вспомните, как называется Таинство, в котором

Вспомните, как называется Таинство, в котором

У каждого из нас в семье есть вещи, предметы, которые дороги

У каждого из нас в семье есть вещи, предметы, которые дороги

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра

Приложение 1. Задание 1 . Впиши в сердечко сокровища, которые хранятся в папином или мамином сердце

Приложение 1. Задание 1 . Впиши в сердечко сокровища, которые хранятся в папином или мамином сердце
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023