Урок-дебаты по литературе в 9 классе
на тему «Кто он, Печорин?»
( по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени)
Цель урока: ответить на вопрос темы, проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина
Обсуждаемые вопросы:
Плакат:
Земные взоры Пушкина и Блока
Устремлены с надеждой в небеса.
А Лермонтова чёрные глаза
С небес на землю смотрят одиноко.
И. Шкляревский
Текст у портрета Лермонтова:
Лермонтов после Пушкина под гигантскую тяжесть свода русской культуры смело подставил своё ещё не вполне окрепшее плечо.
Осознав свою великую ответственность, он не стал ни офицером, ни художником, ни музыкантом, он уточнил для себя миссию поэта.
I. Жеребьёвка. Какая команда будет утверждающей стороной, а какая – отрицающей. (Дома ребята собирали и аргументы, и контраргументы)
- Звучит вальс к драме Лермонтова «Маскарад».
II. Вступительное слово учителя. Роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге объёмом всего в 7 печатных листов.
Что такое образ Печорина? Национален ли этот тип? Ограничивается ли его значение короткой переходной эпохой - 30-х годов XIX века? Или он сохраняет своё влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в этом образе? Роман ли это? Твёрдого ответа на все эти вопросы в литературоведении нет. Споры ведутся до сих пор, хотя прошло со дня выхода книги более 160 лет.
Утверждающая сторона:
Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте мне представить нашу команду…
Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, посвящена образу Печорина и выяснению вопроса: Кто он, Печорин? «Нравственный калека»? «лишний человек»? Каково его жизненное кредо? В актуальности темы не сомневается никто. Споры на этот счёт не затихают до наших дней.
Поэт - декабрист В. К. Кюхельбекер, приблизительно 10 лет проведший в Сибири в одиночном заключении, не принявший горькую жизненную правду нового типа последекабристского общества, хотя и ценивший мощь таланта Лермонтова, писал в дневнике: «Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин». Восторженный пропагандист романа Лермонтова критик В. Г. Белинский писал: «Печорин Лермонтова… Это Онегин нашего времени». Через 10 лет после этого отзыва лермонтовского героя отвергали во имя новых общественных идеалов. А. Герцен: «Теперь в России нет лишних людей…Кто теперь не найдёт дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй».
Вместе с Добролюбовым он поставил Печорина в ряд людей, за которыми закрепилось название «лишних».
Отрицающая сторона. Н. Г. Чернышевский, будущий революционер и критик, в 20-летнем возрасте просто и верно признал обаяние Печорина, его одарённость и высокий интеллект, одновременно упрекая героя в отсутствии общественно-политических целей, которые могли бы мобилизовать ум и волю Печорина на революционное дело.
Учитель: Странствия героя по бурным десятилетиям XIX века продолжались. Критика то уничтожала Печорина, то сравнивала его с русскими протестантами (Степан Разин и др.)
Изучая промежуточный период литературы и истории между поражением восстания декабристов и появлением других общественных сил, стараясь понять причины бездействия Печорина и того, почему он стал «лишним человеком», составим и мы своё представление о герое лермонтовского романа. Кто же он, Печорин?
Итак, 1-й вопрос «Верны ли слова героя о том, что он – «нравственный калека»?
Утверждающая сторона: О портрете (стр. 68-69 текста. Изд-во «Художественная литература», М., 1967): «нервическая слабость», «глаза не смеялись», «равнодушен взгляд» и есть внешняя привлекательность.
О поведении в отношении других (стр. 90, 97, 101, 108, 121). Ненавидит Грушницкого и дружит с ним, ненавидит фальшь и ухаживает неискренне за Мери, любит Мери и имеет длинный список увлечений, жаждет дружбы и финал его отношений с Максимом Максимычем (см. его суждения о дружбе: «один раб другого»), «Сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен» - это об отношениях с Вернером. Герой говорит, что его сердце и голова в противоречии, что любит врагов (стр.130), в нем смелость и слабость, с точки зрения Максима Максимыча в гл. «Бэла» и, наконец, Печорин сам признаётся, что он – «нравственный калека» (стр.124)
Отрицающая сторона. Печорин молод, он ищет любви. Ему понравилась таинственная девушка (гл. «Тамань») - но жизнь уже научила его не верить ни людям, ни чувствам. И он оказывается прав: девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице «её пламенное дыхание»- и в ту же минуту она бросила в воду его пистолет! В донжуанском списке Печорина каждая женщина как бы возмездие за предыдущую он пережил любовь- наваждение к девушке из «Тамани», любовь- игру к Мери, любовь – привязанность к Вере, любовь – физиологию к дочке урядника в «Фаталисте» и везде нет ему счастья.
Какой же он «нравственный калека», если так восторженно пишет в своём дневнике о Пятигорске: «…моя комната наполнилась запахом цветов…Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна… «Воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка»…Вид с трёх сторон у меня чудесный». Своему дневнику он может доверить всё и даже такой незащищённый тон, которым он не решается говорить на людях, в «водяном обществе», где всё пропитано фальшью.
О его эстетическом кодексе, его смелости (тонкий вкус в музыке, женщинах, одежде, манере держаться, поступок в гл. «Фаталист» - стр. текста)
В равной доле даётся отрицательная оценка героя, ему предъявлен список жертв.
Учащиеся сами приходят к обобщению по первому вопросу: Печорин – «калека». Он не способен любить, дружить, одинок, у него скверный характер, он здоров, полон сил, а связан лишь с природой
2-й тезис. Нравственное кредо «лишнего человека – индивидуализм.
Отрицающая сторона: Но в Печорине можно отметить и веру в себя, знание жизни, наблюдательность, богатые душевные силы, отношение к смерти, трусости, как у лучших людей эпохи. В основу его убеждений, т.е. нравственного кредо, можно положить такие нравственные ценности как благородство и духовная независимость, которым, конечно же, нет приложения. Кругом мелочность целей, ограниченность интересов, пустота жизни. Печорин – «жертва - палач», представитель того поколения, которое не осмеливалось даже носить траур по декабристам. У этого поколения нет дела, хотя оно чувствует ответственность пред временем и собственным «Я».
3-й вопрос Кто же виноват в трагедии Печорина? В том, что он в ряду «лишних людей»?
Утверждающая сторона: читают отрывок из романа «Зачем я жил»…(эпизод – «Ночь перед дуэлью») первое чувство Печорина такое же, как и у Грушницкого: желание мести, им движут довольно мелкие побуждения. Но дальше «...Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая… Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Печорин не в первый раз задаёт себе эти вопросы.
В ходе обсуждения ребята назовут следующее: сам виноват.
Отрицающая сторона: однажды Печорин уже писал о себе, что «невольно …разыгрывал жалкую роль палача или предателя», теперь, перед дуэлью, повторяет, в сущности, то же самое: «сколько раз я уже играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…».
Печорин не раз ссылался на судьбу, которая заботится о том, чтоб ему не было скучно, и посылает ему для развлечения Грушницкого, сводит его на Кавказе с Верой, пользуется им как палачом или топором, - но не такой он человек, чтобы покоряться судьбе; он сам направляет свою жизнь, сам распоряжается и собой, и другими людьми. Не судьба виновата в его трагедии, не сам он, а злосчастная эпоха безвременья, лишившая его простых человеческих радостей.
Дебаты закончены. Теперь в игру вступают судьи, потому что именно они выносят решение о победе какой-либо из сторон. Судьи должны заполнить судейский протокол.
Учитель: Печорин – горькое лекарство 30-м годам. В отличие от героев «Думы» он действует, но его трагедия в чём? В несоответствии способностей целям их применения.
Звучит вальс к драме Лермонтова «Маскарад».
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Моё первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нём»
«СУДЕЙСКИЙ» ПРОТОКОЛ
Тема |
|
|||||
Дата |
Состав участников:
|
|||||
Критерии (до 5 баллов) |
У1 |
У2 |
У3 |
О1 |
О2 |
О3 |
Понимание темы, владение материалом |
|
|
|
|
|
|
Аргументы, доказательность |
|
|
|
|
|
|
Работа с вопросами (умение формулировать вопрос и отвечать именно на него) |
|
|
|
|
|
|
Соблюдение регламента |
|
|
|
|
|
|
Культура общения (корректность, умение слушать) |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.