Пояснительная записка
Урок по произведениям С.А.Есенина входит в систему уроков по литературе. На уроки литературы отводится 3 недельных часа. Творчество С.А.Есенина для изучения в 9-м классе объясняется следующими факторами:
а) доступностью понимания текста для учащихся данного возраста;
б) занимательностью сюжета;
в) важностью поднятой темы;
г) достойным художественным уровнем произведения.
Особое значение приобретает для учащихся то, что С.А.Есенин писал на языке понятном в данное время.
Использование информационных технологий, сведений из книг и ссылок на интернет делают урок насыщеннее, разнообразнее, позволяют провести метапредметные связи, что немаловажно. Однако не следует забывать, что основной на данных уроках литературы должна быть все-таки работа с текстом. Учащимся 9-го класса необходимо совершенствовать навыки устной и письменной речи, учиться, анализируя художественные тексты, точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В связи с этим на уроках по творчеству С.А.Есенина большое место отводится беседе, наблюдению за языком произведения. Следует отметить, что сам писатель учащимся интересен, и уже потому они охотно работают с его творчеством.
Урок проводился в 9 классе «Б», в котором обучаются 15 девочек и 10 мальчиков. Ребята творческие, участвуют в литературных кружках, имеют высокий познавательный интерес.
Урок был проведен в форме литературной гостиной, которая включает элементы технологии критического мышления через чтение и письмо. Поэтому, при подготовке к уроку учащиеся выбрали одну из предложенных тем для групповых проектов: "Природа в лирике Есенина", "Любовная лирика Есенина", "Эпоха перемен в творчестве Есенина". На уроке состоялась общественная защита проектов. После творческой работы учащихся с текстами стихотворений писателя, каждому было предложено написать эссе на тему: " Описание уголка природы, который близок вам и вашему состоянию души".
Тема урока: "Мой Есенин"
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе, на примере творчества С.Есенина воспитывать любовь к родному краю, к России, воспитать умение видеть и слышать красоту, раскрыть глубину и сложность лирического мира С.Есенина, подготовить учащихся к пониманию мировоззрения поэта.
Оборудование: портрет Есенина, презентация, записи песен, оформление классной доски.
Краткое описание: литературная гостиная, позволяющая расширить представления учащихся о личности и жизнеутверждающем творчестве С.Есенина
Слайд1

Учитель (с томиком Есенина): Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас в гостиной, посвященной жизни и творчеству величайшего русского поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина.
Часто судьба народных художников слова, даже после их смерти , складывается по — разному: их возносят и низвергают с завоеванных высот, их творчество вдохновляет на подвиг, их именами клянутся. Всю свою короткую, романтическую, безбашенную жизнь Есенин возбуждал в окружающих противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб.
Слайд 2
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. У поэта Андрея Вознесенского есть стихотворение «Живите не в пространстве, а во времени…». Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи близки и нашему времени.
Слайд 3
На улице время осеннее.
Веселье умолкло в бору.
И снова я томик Есенина
С волнением в руки беру…(раскрывает книгу)
Слайд 4
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Слайд 5
Группа 1: Поэзия Сергея Есенина удивительно "земная", близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем "вселенская", общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире. «На душе светло…» Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Они сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, вслушаться в них.

Видео «Отговорила роща золотая»
Слайд 6
Когда я взяла сборник стихов Есенина и стала читать, я была поражена. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли. Есенину зримо открывался весь окружающий его мир в вечной борьбе человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.
Мальчики в роли Есенина:
Слайд 7
Мальчик 1
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою..
Не знаю, не помню.
В одном селе
Может, в Калуге,
А может, в Рязани
Жил мальчик
В простой крестьянской семье.
Желтоволосый,
С голубыми глазами.
Слайд8
Мальчик 2
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой.
Часто-часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму заживёт».
Слайд 9
Группа 2: Жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.
Слайд 10
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖИЗНЬ…»ЧИТАЕТ УЧЕНИЦА
Слайд 11
Поэт неназидательно учит меня любить и понимать природу, окружающий мир, животных, человека.
Много дум я о себе придумал,
Много песен о себе сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил…
Слайд 12
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Читая стихи Есенина, я лучше понимаю его как человека и, вместе с тем, лучше понимаю себя, каков я есть, каким буду. После его стихотворений, в которых – полное взаимопонимание природы и человека, я иногда иногда ощущаю себя клёном, что «стоит, нагнувшись, под метелью белой»

( Песня «Клён ты мой опавший»)
Слайд13
Группа 3:Для Есенина природа – это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни.
(Видео «Есенин по полю»)
Слайд 14
СТИХОТВОРЕНИЕ «Не жалею, не зову, не плачу…»
Слайд 15
Группа 4:Любовь к природе, к человеку – это первые проявления огромной любви Есенина к Родине. Поэтому поэзия природы и поэзия любви неразрывно связаны у него с темой Родины. Вне России для Есенина не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.
Слайд 16
…Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая –
Дайте Родину мою!»

Видео «Гой ты, Русь моя родная!»
Слайд 17
Группа 5: Душой болея за судьбу страны, Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. Поездка домой и в Харьков способствовала внутреннему перерождению Сергея Александровича.
Слайд 18
«Идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал»,- говорил поэт. И начались смутные кабацкие годы, когда душу Есенин лечил вином и скандалами. Появляется цикл стихов под названием «Москва кабацкая», в котором звучат строки:
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несёт нас рок событий?
Видео «Мне осталась одна забава»
Слайд 19
Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот красивый голубоглазый рязанский поэт.
Но в жизни у каждого своя дорога. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом!
Слайд 20
Учитель: Мы с вами достаточно насладились творчеством Есенина, богатством его красок, красотой образов. Попробуйте и вы самостоятельно описать тот уголок природы, который близок вам и вашему состоянию души.
Время самостоятельной работы подходит к концу. Кто из вас хочет представить нам результаты своего творчества?
Некоторые учащиеся зачитывают свои эссе.
Учитель: Наш урок окончен. Сегодня мы «говорили» с поэтом Сергеем Есениным. Слушали изумительные песни на его стихи. Спасибо Сергею Александровичу Есенину за его прекрасное творчество, за его огромную любовь к нашей Родине –России!
"Жить на свете стоит"
Спасибо всем!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.