Урок по литературе "Мой Есенин"

  • docx
  • 26.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Есенин. Конспект.docx

Пояснительная записка

Урок по произведениям С.А.Есенина входит в систему уроков по литературе. На уроки литературы отводится 3 недельных часа. Творчество С.А.Есенина для изучения в 9-м классе объясняется следующими факторами:

а) доступностью понимания текста для учащихся данного возраста;

б) занимательностью сюжета;

в) важностью поднятой темы;

г) достойным  художественным уровнем произведения.

Особое значение приобретает для учащихся то, что С.А.Есенин писал на языке понятном в данное время.

         Использование информационных технологий, сведений из книг и ссылок на интернет делают урок насыщеннее, разнообразнее, позволяют провести метапредметные связи, что немаловажно. Однако не следует забывать, что основной на данных уроках литературы должна быть все-таки работа с текстом. Учащимся 9-го класса необходимо совершенствовать навыки устной и письменной речи, учиться,  анализируя художественные тексты, точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В связи с этим на уроках по творчеству С.А.Есенина большое место отводится беседе, наблюдению за языком произведения. Следует отметить, что сам писатель учащимся интересен, и уже потому они охотно работают с его творчеством.

Урок проводился в 9 классе  «Б», в котором обучаются 15 девочек и 10 мальчиков. Ребята творческие, участвуют в литературных кружках, имеют высокий познавательный интерес.

Урок был проведен в форме литературной гостиной, которая включает элементы технологии критического мышления через чтение и  письмо. Поэтому, при подготовке к уроку учащиеся выбрали одну из предложенных тем для групповых проектов: "Природа в лирике Есенина", "Любовная лирика Есенина", "Эпоха перемен в творчестве Есенина". На уроке состоялась общественная защита проектов. После творческой работы учащихся с текстами стихотворений писателя, каждому было предложено написать эссе на тему: " Описание уголка природы, который близок вам и вашему состоянию души".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: "Мой Есенин"

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе, на примере творчества С.Есенина воспитывать любовь к родному краю, к России, воспитать умение видеть и слышать красоту, раскрыть глубину и сложность лирического мира С.Есенина, подготовить учащихся к пониманию мировоззрения поэта.

Оборудование: портрет Есенина, презентация, записи песен, оформление классной доски.

Краткое описание: литературная гостиная, позволяющая расширить представления учащихся о личности и жизнеутверждающем творчестве С.Есенина

  Слайд1

Учитель (с  томиком Есенина): Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас в гостиной, посвященной жизни и творчеству величайшего русского поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина.

Часто судьба народных художников слова, даже после их смерти , складывается по — разному: их возносят и низвергают с завоеванных высот, их творчество вдохновляет на подвиг, их именами клянутся. Всю свою короткую, романтическую, безбашенную жизнь Есенин возбуждал в окружающих противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб.

Слайд 2

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. У поэта Андрея Вознесенского есть стихотворение «Живите не в пространстве, а во времени…». Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи близки и нашему времени.

Слайд 3

          На улице время осеннее.

          Веселье умолкло в бору.

          И снова я томик Есенина

          С волнением в руки беру…(раскрывает книгу)

Слайд 4

            Выткался на озере алый свет зари.

            На бору со звонами плачут глухари.

            Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

            Только мне не плачется – на душе светло.

Слайд 5

Группа 1: Поэзия Сергея Есенина удивительно "земная", близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем "вселенская", общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире. «На душе светло…» Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Они сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, вслушаться в них.

                                    

Видео «Отговорила  роща  золотая»

Слайд 6

Когда я взяла сборник стихов Есенина и стала читать, я была поражена. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли. Есенину зримо открывался весь окружающий его мир в вечной борьбе человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.

                                      Мальчики в роли Есенина:

Слайд 7

Мальчик 1

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою..

Не знаю, не помню.

В одном селе

Может, в Калуге,

А может, в Рязани

Жил мальчик

В простой крестьянской семье.

Желтоволосый,

С голубыми глазами.

Слайд8

Мальчик 2

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой.

Часто-часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму заживёт».

Слайд 9

Группа 2: Жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

 

Слайд 10

                    СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖИЗНЬ…»ЧИТАЕТ УЧЕНИЦА

Слайд 11

Поэт неназидательно учит меня любить и понимать природу, окружающий мир, животных, человека.

           Много дум я о себе придумал,

           Много песен о себе сложил.

           И на этой на земле угрюмой

           Счастлив тем, что я дышал и жил…

Слайд 12

          Счастлив тем, что целовал я женщин,

          Мял цветы, валялся на траве,

          И зверьё, как братьев наших меньших,

          Никогда не бил по голове.

 Читая стихи Есенина, я лучше понимаю его как человека и, вместе с тем, лучше понимаю себя, каков я есть, каким буду. После его стихотворений, в которых – полное взаимопонимание природы и человека, я иногда иногда ощущаю себя клёном, что «стоит, нагнувшись, под метелью белой»

                               ( Песня «Клён ты мой опавший»)

 

Слайд13

Группа 3:Для Есенина природа – это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни.

(Видео «Есенин по полю»)

Слайд 14

                   СТИХОТВОРЕНИЕ «Не жалею, не зову, не плачу…»

 

 

Слайд 15

Группа 4:Любовь к природе, к человеку – это первые проявления огромной любви Есенина к Родине. Поэтому поэзия природы и поэзия любви неразрывно связаны у него с темой Родины. Вне России для Есенина не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.

 

Слайд 16                              

                                 …Если крикнет рать святая:

                                 « Кинь ты Русь, живи в раю!».

                                  Я скажу: «Не надо рая –

                                  Дайте Родину мою!»

                             Видео «Гой ты, Русь моя родная!»

Слайд 17

Группа 5: Душой болея за судьбу страны, Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. Поездка домой и в Харьков способствовала внутреннему перерождению Сергея Александровича.

Слайд 18

«Идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал»,- говорил поэт. И начались смутные кабацкие годы, когда душу Есенин лечил вином и скандалами. Появляется цикл стихов под названием «Москва кабацкая», в котором звучат строки:

                                                              С того и мучаюсь, что не пойму,

                                                                 Куда несёт нас рок событий?

                                        Видео «Мне осталась одна забава»

Слайд 19

Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот красивый голубоглазый рязанский поэт.

Но в жизни у каждого своя дорога. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом!

Слайд 20

Учитель: Мы с вами достаточно насладились творчеством Есенина, богатством его красок, красотой образов. Попробуйте и вы самостоятельно описать тот уголок природы, который близок вам и вашему состоянию души.

Время самостоятельной работы подходит к концу. Кто из вас хочет представить нам результаты своего творчества?

Некоторые учащиеся зачитывают свои эссе.

 

Учитель: Наш урок окончен. Сегодня мы «говорили» с поэтом Сергеем Есениным. Слушали изумительные песни на его стихи. Спасибо Сергею Александровичу Есенину за его прекрасное творчество, за его огромную любовь к нашей Родине –России!

"Жить на свете стоит"

 

Спасибо всем!