МБОУ «Потьминская СОШ»
Урок
по литературному чтению
на тему:
«С.Я. Маршак «Гроза днем»,
«В лесу над росистой поляной»
Подготовила: учитель начальных классов
Тюрина Н.Г.
п. Потьма, 2023 г
Тема: С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством Самуила Яковлевича Маршака
Развивающие: способствовать развитию умения выразительного чтения, развивать воображение
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при совместной работе.
Планируемые результаты:
предметные |
метапредметные |
личностные |
-познакомится со стихотворениями С.Я.Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» -умение прогнозировать содержание произведения, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста |
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
Коммуникативные - контроль, коррекция, оценка собственного действия; развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформление своих мыслей в устной форме;
Регулятивные - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала
|
-уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
Ресурсы и оборудование: учебник Литературное чтение: 3 класс 2 часть, Школа России Л.Ф. Климова и др.;
Аудиозапись «Пение кукушки»;
Карточки с заданиями.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
Этап мотивации к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята. - Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите «Желаю тебе быть активным и очень внимательным». -А теперь посмотрите все на меня: «Желаю вам с хорошим настроение начать наш урок». Сели все, как ученики и приготовились к уроку чтения. |
Настраиваются на работу |
Л: самоопределение к личности |
|
Этап актуализации и пробного учебного действия
|
Работа в парах. -С каким разделом работали на предыдущих уроках? У вас на столах лежат карточки. Задание прочитает …. -Соедини название с произведением с автора.
Давайте проверим. -К какому литературному жанру можно отнести эти произведения? |
"Моя Родина" --- Михаил Пришвин "Листопадничек" ---Иван Соколов-Микитов "Малька провинилась" -- Василий Белов "Наша Жучка" --- Владимир Дуров "Мышонок Пик" --- Виталий Бианки "Про обезьянку" --- Борис Житков
-рассказы
|
П: умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач Р: умение принимать и сохранять учебную задачу
|
|
Этап выявления места и причин затруднений |
-Какие явления природы мы наблюдаем летом?
Речевая разминка Давайте проговорим скороговорку про гром. Посмотрите на экран. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
-Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам. -Произнесите текст четко, шепотом. -Проговорите скороговорку вслух медленно и четко. -Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией.
|
-радуга, дождь, гром
Проговаривают скороговорки разной интонацией, темпом
|
Р: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей К: умение учитывать разные мнения |
|
Этап построения проекта выхода из затруднений |
Послушайте отрывки стихотворений и попробуйте узнать, кто автор произведений и его название.
Замяукал жалобно Серый кот: Мне, коту усатому, Скоро год… И красив я, лодыри, И умен, А письму и грамоте не учен.
Пела ночью мышка в норке: -Спи мышонок, замолчи. Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи.
|
-Маршак «Кот и лодыри»
-Маршак «"Сказка о глупом мышонке"
|
П: умение устанавливать причинно-следственные связи
|
|
Этап реализации построенного проекта |
Итак, все эти стихотворения написал Самуил Яковлевич Маршак. Послушайте внимательно биографию, потом ответьте на вопросы. Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна — была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Книги Маршака переведены на многие языки мира. Всю жизнь он был добрым другом детей. Умер С.Я.Маршак 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. -Проверим, как вы внимательно слушали. -В каком городе родился Самуил Яковлевич? -В какой семье родился?
-В каком возрасте начал сочинять стихи?
|
-Воронеж -В европейской семье, отец работал на заводе, а мать была домохозяйкой -В младшем, в 4 года |
Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Первичное восприятие произведения – Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина. А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”.
Послушайте внимательно стихотворение. -Понравилось вам стихотворение? Чем? – Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Откройте учебники на стр.110. — Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Гроза днем». —Найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. -Какой звук в этих словах повторяется? – Правильно, обратите внимание на повторяющиеся в словах звуки. В первой части стихотворения часто повторяется твердый звук “р” – так поэт изображает раскаты грома; во второй части больше мягких согласных – это помогает почувствовать, увидеть теплый летний дождик.
- Почему дождь стеклянный?
-Сколько четверостиший в стихотворении? - К какой части стихотворения выполнена иллюстрация? Почему? Докажите. — Прочитайте выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. Как нужно читать?
|
-Проехал, громко, грома -Звук [р]
-Звон капели, перезвон, когда капли ударяют по железу -2 -Второе четверостишие
-Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением
|
П: умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
|
Физкультминутка А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. |
||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
На территории нашей республики большое разнообразие птиц. И у каждой свой неповторимый голос, песня.
-Прослушайте и отгадайте чей голос сейчас прозвучит.
– Да, действительно, это голос кукушки и именно он так запал в душу поэта – А кто слышал кукушку? -Что вы знаете о кукушке?
На странице 113 второе стихотворение. По сравнению с первым стихотворением, в нем нет... -Прослушайте стихотворение.
Первичное восприятие Прочитайте стихотворение жужжащим способом. Выразительно вслух прочитает …. -От чьего имени написано стихотворение? — Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? — Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
|
-Голос кукушки -она не вьет собственных гнезд и подкладывает свои яйца в чужие. Крылья у птицы заострённые и так же, как и хвост, достаточно длинные. Ноги, напротив, очень короткие — по этой причине наблюдателю со стороны заметны лишь обхватывающие опору пальцы.
-Названия
- От имени мальчика - Как кукушка встречает рассвет.. -Звонкий -Птица прячется на высоком дереве, туман при рассвете. |
Р: умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения |
|
Этап включения в систему знаний и повторений |
-Ребята, подготовьте любое стихотворение к чтению у доски. Выразительно прочитает ……
|
|
П: умение владеть общим приемом решения задач
|
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
-Чьи стихи мы сегодня читали? Как они назывались? Открываем дневники, записываем домашнее задание. выучить стихотворение на выбор. - Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен. |
- С.Я.Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» |
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.