Открытый урок по чтению
Тема: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".
Цель: развивать
мышление, речь, словарь, память, воображение, умение высказывать свое мнение;
- помочь находить противоречия между добром и злом в характерах героев сказки, анализировать
их поступки, уметь находить связь с реальной жизнью;
- воспитывать добрые взаимоотношения в семье, хорошие черты характера, любовь к
чтению.
Тип: интегрированный урок (литературное чтение, математика, музыка,
русский язык, ИЗО, ОРКСЭ)
Оборудование: презентация, таблички с названием команд, компьютер,
рисунки детей, выставка книг, конверты с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это - учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.
- А начнет урок Бокова Полина. Давайте её послушаем.
Все в нем Россия обрела -
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце:
Строчка - ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
(Н.Доризо)
- О ком говорил Николай Доризо? Чьими стихами?
- Н. Доризо говорил о А.С.Пушкине.
-Мы принимаем участие в работе районного семинара.
В нашем классе присутствуют гости.
-Давайте им улыбнемся
-Я вам желаю удачи и плодотворной работы.
-Садитесь
-Сегодня у нас последний урок по теме «Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
-Как вы думаете, чем мы будем чегодня на уроке заниматься? (дети отвечают)
-Хорошо.
-Да, вы правы.
-Мы сегодня проводим итоговый урок по теме сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в ходе которого будем работать над правильной речью, обогащать словарный запас, познакомимся с результатами работы групп.
-А для начала поведем проведем работу с кроссвордом
Урок будет посвящен произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
2. - Мы знаем А.С. Пушкина, как большого любителя и ценителя сказок с детских
лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня Арина Родионовна. (Сообщение о
няне)
За свою короткую жизнь он написал много стихов о любви, о жизни, природе и конечно сказок.
- А какие сказки он написал?
- А сказка о царе Салтане фольклорная или литературная?
-Сказка это литературный жанр, имеет свои отличительные признаки.
-Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты еще в сказки веришь?» или «Ты сказки рассказываешь»
- О каком признаке идет речь? (О том, что сказка сама по себе вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения).
- А какие еще признаки вы можете выделить? (победа добра над злом, повтор событий, зачин и концовка)
- Как вы думаете, для чего нужны чудеса? (чтобы исполнять желания, мечту)
- Какие чудеса описаны в сказке?
- Одно из чудес – это превращение Гвидона.
-В кого он превращался, чтобы навестить отца? Прочитайте.
(ученик читает и сам себя оценивает по образцу)
-От себя я добавлю, что Полина читала эмоционально, выразительно….
-Назовите общие особенности волшебных сказок (есть волшебство, странствия, приключения героев, кто-то мешает или помогает, герой воюет с нечистой силой, эпизоды повторяются по 3 раза, есть зачин, концовка, добро побеждает зло).
-Ребята, как выдумаете, есть ли сходство литературной сказки Пушкина с народными сказками?
- Докажите, что Пушкин некоторыми
элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских
народных сказок?
(Имена Бабариха, царевна-лебедь,
коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры. 3, 33)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
-Оцените свою работу
3. - На столе у вас конверты с характерами героя. Вам нудно установить соответствие между героем и его качеством.
-Работать будем в парах.
-Вам дается 2 минуты.
-Вы должны правильно подобрать и доказать это отрывком из сказки.
Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность)
Князь Гвидон (храбрость, выносливость, смелость, находчивость, благодарность)
Царь Салтан (щедрость, властность, слабохарактерность, легковерие)
Царица (верность, доброта, мягкость, выносливость, душевность)
Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадность, зависть, лживость, неблагодарность).
-Слушаем пары.
Оцениваем работу в паре
-Поставьте отметку в лист оценивания (5, 4, 3)
-На какие группы их можно разделить? (положительные и отрицательные герои)
- А кто их разделит на группы?
- Молодцы ребята!
- Наш класс сегодня поделен на группы, каждая группа выполняла исследовательскую работу.
_-И сейчас мы предоставим слово руководителю группы математиков.
(говорят математики)
- Целью нашего исследования было, проследить применение математики в сказке А.С. Пушкина связав их с современностью.
1. Сказка «О царе Салтане» была написана в 1831 г., сейчас 2018 год. Сколько лет назад была написана сказка? (187 года)
2. А.С. Пушкин начал писать сказку в 1822 году, а закончил в 1831г. Сколько лет он писал сказку? 9
3. Какие числа встречаются в сказке? (3, 33)
4. Мы посчитали, сколько раз в сказке встречается число 3 и 33
5. – На сколько 3 меньше 33?
- Во сколько раз 3 меньше 33?
- В сказке встретилась старая меря длины - аршин, а сколько это в сантиметрах?
Мы нашли в энциклопедии это слово (дети читают информацию в энциклопедии)
–Еще мы встретили в тексте такое предложение
Идут витязи четами
-Нас заинтересовало это слово
– что значит четами?
-Это значит парами.
-А как вы думаете, где мы встречаем это слово? (на уроке русского языка -словосочетание, на математике – четные числа)
- Спасибо, ребята.
-Я передаю слова руководителю группы для оценки работы группы
-Нашей задачей было найти математику в сказке Пушкина
-Слово оценщику.
-Спасибо.
-Как я уже сказала, есть творческие люди, которые не раз перечитывали эту сказку и снова и снова наслаждались этим произведением.
Физминутка.
“Ветер весело шумит (махи руками над головой
вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка
покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью,
кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные
стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).
-А я передаю слово 2 группе ребят «Искусствоведам»
-Руководитель группы……………………..
-Целью исследования было, как при помощи музыки можно передать образ героев.
-Мы искали музыкальные произведения, написанные по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
-Мы нашли музыкальное произведение.
Рассказ о А.Н. Римском – Корсакове (выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков в 1889 г. к 100 –ю со дня рождения А.С. Пушкина, написал музыку к «Сказке о царе Салтане»).
А мы сейчас послушаем музыкальные отрывки из оперы, и постараемся определить, какому персонажу они принадлежат.
Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза.
Релаксация.
- Что помогло вам определить, кому они принадлежат?
- Молодцы, ребята. Оцените работу этой группы, все ли у них получилось?
-Следующая 3 группа это художники.
-Целью их исследования было, как художники по - разному представляют себе образы героев сказки.
-Мы нашли художников, которые писали картины и иллюстрации под впечатлением этого произведения.
-М.М. Врубель «Царевна Лебедь» - образ Царевны Лебедь создан редкостным по красоте, истинно сказочными красками. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.
- А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке? (добро)
- А сейчас мы познакомимся с иллюстраторами .
И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор. В 1899 г. в Петербурге он увидел картину Васнецова «Богатыри», после этого он неожиданно проявил интерес к русским сказкам. Он начинает иллюстрировать сказки из сборника Афанасьева.
Особого блеска и выдумки он достигает в своих иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина. Русский музей купил все иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
- Он являлся автором двуглавого герба России.
Борис Зворыкин и А.М. Куркин (кратко о них)
- Какие краски использовал?
- Город мечта, в котором царит мир и благодать!
Мы тоже нарисовали иллюстрации к этой сказке, это наше виденье этого произведения.
-Молодцы ребята. Скажите, удалось ли нашим художникам справиться с заданием?
- А я приглашаю 4 группу, их целью было: «Воспитание основ православной культуры посредством произведений А.С. Пушкина»
- Мы нашли следующим слова и выражения, относящиеся к русской православной культуре: церковь, монастырь, дьяк, икона, чудотворная икона.
…Блещут маковки церквей
И святых монастырей….
Церковь – здание, в котором происходит христианское богослужение.
У нас в городе есть церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь). Она была построена после Великой Отечественной войны. Здесь хранится древняя икона «Скоропослушница», написанная живущими на горе Афон монахами.
Монастырь – комплекс храмов, жилых помещений и хозяйственных построек в котором по определенному уставу живут монахи и монахини, удалившиеся от мирской суеты с целью спасения души.
…Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный…
Дьяк - священнослужитель, помогает архиепископу или священнику при богослужении, наблюдает за чистотой престола.
…Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит….
Икона – (греч. Образ)
Чудотворная икона – источник чудесных действий, по мнению церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В православной церкви почитается около 1000 икон. В основном это иконы богородицы.
- Спасибо, ребята.
- Удалось ли нашим исследователям справиться с заданием?
Подведение итога урока.
- Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке.
- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: «На уроке чтения я …», напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?
Д/з найти пословицы о добре и зле.
Урок окончен, всем спасибо.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.
- А что новое вы узнали?
-А каким событием заканчивается сказка?
- Какой вывод можно сделать по этому произведению?
Рефлексия.
- Оцените степень своего участия в группе, в уроке по шкале знаний.
-А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
Д/З Выучить наизусть отрывок из сказки.
-Чудеса встречаются в жизни? Подарок от белочки!
( Детей и гостей угощают орешками)
Краткая биография Няня Пушкина Арины Родионовны самое главное
Няню Александра Сергеевича Пушкина звали Арина Родионовна. Она была рождена весной 1758 года. В детстве она жила в селе недалеко от Санкт-Петербурга. Родители девочки были крестьянами. Кроме Арины в семье было семь детей. По документам девочку звали Ирина, а имя Арина использовалось в кругу близких людей.
Девушка вышла замуж в 1781 году. Её мужа звали Фёдор. Он тоже был крестьянином. Жена переехала к мужу. У Федора и Арины был сын. Родители назвали его Егором. Женщина стала няней сначала мамы Александра, а потом самого поэта, его сестры и брата. Няня сыграла большую роль в воспитании писателя.
Няня отличалась хорошей службой. Бабушка Пушкина даже подарила ей за усердие отдельную избушку. Когда семья Пушкина переехала в другую губернию, няня отправилась с ними. У поэта были с ней очень дружеские и теплые отношения. Александр посвятил ей немало стихотворений. А в письмах к Александру мы видим, что его друзья часто передавали Арине приветы. Мы можем сделать вывод о том, насколько она была хорошим человеком.
После смерти бабушки Александра Арина переехала к семье поэта в Санкт-Петербург. Каждое лето она отправлялась вместе с семейством в усадьбу.
Во время ссылки поэта она развлекала молодого человека сказками и песнями, они вдохновляли Александра. Он брал из них сюжеты для своих произведений. В тот период писатель особенно сдружился с Ариной. Она стала прообразом для некоторых героев Александра. Она была доброй, простой, замечательной женщиной.
Арина заболела и умерла, когда ей было семьдесят лет. Это произошло летом 1828 года. Но в сердце поэта она осталась навсегда.
В доме, где жила няня сейчас открыт музей. В нескольких городах России стоят памятники Арине. Место, где тело женщины похоронили неизвестно. Описание внешности Арины было найдено в письме сестры Александра, но точный её портрет остается для нас загадкой.
Для 5 класса Няня Пушкина
Биография Няня Пушкина Арины Родионовны о главном
Все мы знаем и любим сказки «О попе и работнике его балде», «О мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Руслан и Людмила», роман «Евгений Онегин», повесть «Капитанская дочка». Лёгкий слог, яркие герои, необычный сюжет, все это отличает творчество А.С. Пушкина. Но мы могли бы лишиться радости знакомства с его замечательными произведениями, не окажись его няней Арина Родионовна.
Арина Родионовна Яковлева родилась весной 1758 года в семье крепостных крестьян в Санкт-Петербуржской губернии. По некоторым источникам, её настоящее имя Ирина или Иринья.
С рождения она принадлежала графу Апраксину, но вскоре деревню, в которой жила её семья купил прадед будущего великого поэта.
Предположительно, вышла замуж в 1781, за крепостного Федора Матвеева. Тогда она получила разрешение хозяев переехать к супругу в другое село. В этом браке у неё появилось четверо детей, но, к сожалению, вскоре её муж скончался.
Позже Арину Родионовну к себе взяла бабушка поэта, Мария Ганнибал, для воспитания и выкармливания его матери – Ольги. Няню ценили в этой семье, за хорошую службу ей выделили собственную избу в одной из деревень. Для вдовы с детьми это было неплохое подспорье.
Когда на свет появился будущий известный поэт и писатель, лучшей кандидатуры чем Арина Родионовна, в качестве няни, нельзя было представить. Она находилась при Пушкине вплоть до его поступления в Царскосельский лицей. После того, как повзрослели все её воспитанники, она осталась жить в семье Пушкиных.
Пушкин боготворил свою няню и посвятил ей несколько произведений – «Няне», «Наперсница волшебной старины», «Зимний вечер». Так же некоторые герои его произведений являются прототипами Арины Родионовны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала поэта в тяжелые для него времена. Из его письма было известно, что женщина была прекрасной сказочницей - «...вечером слушаю сказки моей няни...».
Арина Родионовна умерла в возрасте 70 лет в 1828 году в Санкт-Петербурге от тяжелой болезни, вызванной сменой хозяев и переездом ранней весной в другой дом. Александр Сергеевич искал её могилу, но так и не нашёл. Только во второй половине XX века на Смоленском кладбище установили плиту в память о ней.
Краткая биография №3 Няня Пушкина
Няня Александра Пушкина Арина Родионовна родилась в семье крепостных в 1758 году. Были они поморами. Большая семья жила небогато. Семеро детей, приученные с ранних лет трудиться, во всём помогали родителям. Арина долго не могла выйти замуж, невесту без приданого мало кто хотел брать. Родители девушки нашли ей такого же бедняка, как и сами, Фёдора Матвеева. Была Арина по деревенским меркам уже перестарком, пошёл ей 24 год. Семейная жизнь Арины не сложилась. Был муж плохим хозяином, часто в стакан заглядывал. Появились в семье дети: две дочери и два сына.
Стало жить ещё тяжелее. И пошла Арина на поклон к барыне. Взяли её господа смотреть за новорожденной дочерью Надей. Выкормила её Арина, вырастила и полюбила её, как своего ребёнка. А когда Надя вышла замуж, стала няня кормилицей её маленькой дочери Ольги. Позже родился Александр. Знала ли простая крестьянка, что нянчит будущего великого поэта – Александра Пушкина. Была, теперь Арина Родионовна, женщиной весёлой добродушной, за что любили её и господа, и прислуга. Соберётся няня детям поверья и сказки разные рассказывать, а в дверях уже прислуга стоит, тоже слушает. Дети были в восторге от её рассказов. С тех самых пор маленький Пушкин стал очень суеверным.
За честную службу господа подарили няне большой дом в деревне Кобрино. Жить её семье стало легче, появился достаток. После смерти мужа, Арина Родионовна осталась жить в семье Пушкиных до конца своих дней. Господа не раз предлагали ей вольную, но она всякий раз отказывалась, не представляя себе жизни без этой семьи. Сведения о том, была ли на свободу отпущена её семья, не сохранились. Известно только, что Мария, старшая дочь Арины Родионовны, стала женой крепостного крестьянина.
Арине Родионовне Пушкины доверяли, только ей позволяли ночевать в господском доме. Позже вторую дочь Арины Родионовны Надежду взяли в дом прислугой. Когда дети господ подросли, няня перебралась в имение Михайловское.
В 1824 году Александра Пушкина отправили во вторую ссылку в Михайловское, в которой он провёл несколько лет. Всё это время рядом с ним жила его старая няня. Александр Сергеевич её очень любил. Комната няни была напротив кабинета Пушкина. Проснувшись, он спешил проведать свою мамушку, как он называл Арину Родионовну. Очень тревожился, когда она болела. Арину Родионовну в Михайловском и в соседних деревнях любили приглашать на свадьбы. Только она умела их устраивать. Её даже в шутку называли свадебной матушкой.
Арина Родионовна была прекрасной рассказчицей. Александр Пушкин любил слушать по вечерам её сказки и русские народные песни в её исполнении. Многие из них Пушкин записал, а потом использовал эти сюжеты в своих произведениях. Друзья поэта, писавшие ему письма, не забывали передавать наилучшие пожелания и его няне. Поэт Языков даже посвятил ей несколько своих стихотворений. Друг Пушкина Иван Пущин часто вспоминал добрую старушку, которая угощала его чаем с пирогами и радовалась его приезду не меньше, чем её воспитанник. После ссылки, живя в столице, Пушкин скучал и с нежностью вспоминал оставшуюся в имении няню. Ей он посвятил в 1825 году своё стихотворение «Няне».
Последние годы своей жизни Арина Родионовна жила в Петербурге в семье сестры Пушкина. Поэт часто навещал её. На семьдесят первом году любимой няни не стало. На её похоронах никого из её воспитанников не было.
Через два года Александр Пушкин посетил кладбище в Петербурге, где была похоронена Арина Родионовна, но могилы так и не нашёл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.