Урок по математике на развитие функциональной грамотности "Великие русские люди Михайло Ломоносов"
Оценка 4.9

Урок по математике на развитие функциональной грамотности "Великие русские люди Михайло Ломоносов"

Оценка 4.9
Рабочие листы
docx
математика
5 кл—7 кл
23.11.2022
Урок по математике на развитие функциональной грамотности "Великие русские люди Михайло Ломоносов"
Урок по математике на развитие функциональной грамотности
Михайло Ломоносов.docx

Михаил Ломоносов — «универсальный» человек

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/03/lomonosov-936x560.jpg

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый крупный русский ученый, естествоиспытатель, «универсальный» человек, совершивший открытия в самых разных областях науки. Мы обязаны Ломоносову новыми знаниями в области химии, физики, астрономии. В сферу его деятельности также входили металлургия, география, история, геология. Ломоносов — основоположник науки о стекле, научного мореплавания и физической химии.

Выдающийся ученый в то же время был талантливым поэтом и художником, занимался филологией, генеалогией, историографией. Ломоносов стал автором проекта первого в России университета, где могли учиться представители всех сословий. Сегодня Московский университет носит имя своего создателя. Михаил Ломоносов родился 19  ноября 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Архангелогородской губернии. С детства Ломоносов много трудился, помогая отцу — владельцу небольшого судна для перевозки грузов, рыбаку и охотнику. К учебе мальчик приступил только в двенадцатилетнем возрасте. Талантливый юноша отлично учился. В местной церкви его считали одним из лучших чтецов.

Михаил не собирался останавливаться на достигнутом. Он мечтал о продолжении учебы в большом городе — Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года Ломоносов тайно покинул свой дом (родные не одобряли его планы) и с рыбным обозом отправился в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он отправился в Киево-Могилянскую академию. Из Москвы Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге.

К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета.

Вся деятельность М.В. Ломоносова носила явно выраженную национальную направленность. Благодаря ему наука заговорила на русском языке и была постепенно освоена российской культурой. А в результате этого оказалась подготовлена почва и заложены основы для развития отечественной педагогики, научно-педагогической терминологии, а более широко – для формирования педагогического самосознания России.

Особенное значение имела столь свойственная всей его научной и педагогической деятельности широкая просветительская направленность. В создании научных и учебных учреждений он видел свой долг гражданина и ученого. Воспитание новой генерации русских людей – образованных, умных и талантливых, развитие науки и просвещение простого народа – вот так он понимал подлинную суть просветительства.

Другой несомненной заслугой ученого является его плодотворная деятельность не просто по переносу, а по укоренению модели западного образования на русской почве.

Все это свидетельствует о его уникальном месте и стратегической роли в развитии отечественного образования.

Вопросы

1. Факт. М.В.Ломоносов родился в д. Мишанинской близ Холмогор, что в 75км от Архангельска.

Вопрос. Сколько времени затратит всадник, едущий верхом на лошади, проезжающий в среднем 15 км/ч, чтобы доехать от Холмогор до Архангельска?

2. Факт. М.В.Ломоносов в 19 лет отправляется за обозом в Москву, ему приходится догонять этот обоз, что он и сделал на третий день в 70 км от начала пути. 1верста = 10668 м.

Вопрос. Какое расстояние приходилось преодолевать М.В.Ломоносову в среднем в день, чтобы догнать обоз?

3. Факт. Когда М.В.Ломоносов учился в Московской славяно-греко-латинской академии, он тратил по одному алтыну в день.

1 алтын = 3 копейкам

1 копейка = 2 денежкам.

Вопрос. Найти, сколько денежек в алтыне.

4. Факт. Получая в день 1 алтын, Михаил тратил 1 денежку на квас, 1 денежку на хлеб, остальные – на бумагу, обувь и другие нужды.

Вопрос. Сколько денежек он тратил на остальные нужды?

6. Факт. В Москве, в академии, учились дети, в основном, 10 лет. Михаилу Ломоносову при поступлении было 20 лет.

Вопрос. Какова разница в возрасте была между Михаилом и другими детьми?

7. Факт. В 1687 году в Москве была открыта Эллино – греческая академия, в которую в 1731 году поступил Ломоносов ( тогда она уже называлась славяно – греко – латинской академией).

Вопрос. Сколько лет спустя после открытия поступил в эту академию Ломоносов?

8. Факт. Ломоносов изобрел специальный прибор для изучения силы земного притяжения “универсальный барометр”, а через 186 лет, в 1940 году, на конференции ученых немецкий физик Гальк демонстрировал “свой” прибор, который был ничем иным, как “универсальным барометром” Ломоносова.

Вопрос. В каком году на самом деле был изобретен этот прибор?


 

Михаил Ломоносов — «универсальный» человек

Михаил Ломоносов — «универсальный» человек

Другой несомненной заслугой ученого является его плодотворная деятельность не просто по переносу, а по укоренению модели западного образования на русской почве

Другой несомненной заслугой ученого является его плодотворная деятельность не просто по переносу, а по укоренению модели западного образования на русской почве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022