Михаил Ломоносов — «универсальный» человек
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый крупный русский ученый, естествоиспытатель, «универсальный» человек, совершивший открытия в самых разных областях науки. Мы обязаны Ломоносову новыми знаниями в области химии, физики, астрономии. В сферу его деятельности также входили металлургия, география, история, геология. Ломоносов — основоположник науки о стекле, научного мореплавания и физической химии.
Выдающийся ученый в то же время был талантливым поэтом и художником, занимался филологией, генеалогией, историографией. Ломоносов стал автором проекта первого в России университета, где могли учиться представители всех сословий. Сегодня Московский университет носит имя своего создателя. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Архангелогородской губернии. С детства Ломоносов много трудился, помогая отцу — владельцу небольшого судна для перевозки грузов, рыбаку и охотнику. К учебе мальчик приступил только в двенадцатилетнем возрасте. Талантливый юноша отлично учился. В местной церкви его считали одним из лучших чтецов.
Михаил не собирался останавливаться на достигнутом. Он мечтал о продолжении учебы в большом городе — Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года Ломоносов тайно покинул свой дом (родные не одобряли его планы) и с рыбным обозом отправился в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он отправился в Киево-Могилянскую академию. Из Москвы Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге.
К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета.
Вся деятельность М.В. Ломоносова носила явно выраженную национальную направленность. Благодаря ему наука заговорила на русском языке и была постепенно освоена российской культурой. А в результате этого оказалась подготовлена почва и заложены основы для развития отечественной педагогики, научно-педагогической терминологии, а более широко – для формирования педагогического самосознания России.
Особенное значение имела столь свойственная всей его научной и педагогической деятельности широкая просветительская направленность. В создании научных и учебных учреждений он видел свой долг гражданина и ученого. Воспитание новой генерации русских людей – образованных, умных и талантливых, развитие науки и просвещение простого народа – вот так он понимал подлинную суть просветительства.
Другой несомненной заслугой ученого является его плодотворная деятельность не просто по переносу, а по укоренению модели западного образования на русской почве.
Все это свидетельствует о его уникальном месте и стратегической роли в развитии отечественного образования.
Вопросы
1. Факт. М.В.Ломоносов родился в д. Мишанинской близ Холмогор, что в 75км от Архангельска.
Вопрос. Сколько времени затратит всадник, едущий верхом на лошади, проезжающий в среднем 15 км/ч, чтобы доехать от Холмогор до Архангельска?
2. Факт. М.В.Ломоносов в 19 лет отправляется за обозом в Москву, ему приходится догонять этот обоз, что он и сделал на третий день в 70 км от начала пути. 1верста = 10668 м.
Вопрос. Какое расстояние приходилось преодолевать М.В.Ломоносову в среднем в день, чтобы догнать обоз?
3. Факт. Когда М.В.Ломоносов учился в Московской славяно-греко-латинской академии, он тратил по одному алтыну в день.
1 алтын = 3 копейкам
1 копейка = 2 денежкам.
Вопрос. Найти, сколько денежек в алтыне.
4. Факт. Получая в день 1 алтын, Михаил тратил 1 денежку на квас, 1 денежку на хлеб, остальные – на бумагу, обувь и другие нужды.
Вопрос. Сколько денежек он тратил на остальные нужды?
6. Факт. В Москве, в академии, учились дети, в основном, 10 лет. Михаилу Ломоносову при поступлении было 20 лет.
Вопрос. Какова разница в возрасте была между Михаилом и другими детьми?
7. Факт. В 1687 году в Москве была открыта Эллино – греческая академия, в которую в 1731 году поступил Ломоносов ( тогда она уже называлась славяно – греко – латинской академией).
Вопрос. Сколько лет спустя после открытия поступил в эту академию Ломоносов?
8. Факт. Ломоносов изобрел специальный прибор для изучения силы земного притяжения “универсальный барометр”, а через 186 лет, в 1940 году, на конференции ученых немецкий физик Гальк демонстрировал “свой” прибор, который был ничем иным, как “универсальным барометром” Ломоносова.
Вопрос. В каком году на самом деле был изобретен этот прибор?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.