Урок по модулю «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ в 4 классе учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. Д. М. Перова» г. Саянска Дуисеевой Натальи Семеновны
УМК: О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О. Н. Яншина
«Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры»
Тема: Церковь — корабль спасения. /Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Киприан Карфагенский/
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование понимания места Церкви в православной христианской традиции, культуре.
Используемая технология: смыслового чтения (Н.Н. Светловская)
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с содержанием праздника Троицы, внешним видом и устройством православного храма, с назначением; смыслом события как начала Церкви Христовой, историей апостольской проповеди; способствовать формированию понимания христианской Церкви как единства людей с Христом и друг с другом; представления о ценности храма для народа. Продолжить развитие навыков работы с текстом; расширение и обогащение словарного запаса, умение участвовать в диалоге.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществляют прогноз деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют собственную деятельность, оценивают свою работу и товарища.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят рассуждения, учатся извлекать информацию из текстов усваиваемого содержания, иллюстраций, преобразовывать из одной формы в другую, давать нравственную оценку, комментировать прочитанное, упорядочивать объекты по выделенному основанию, делать выводы, обобщать.
Коммуникативные: воспринимают новую информацию с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию необходимую для решения, составляют высказывания, умеют донести до других, оформляют свою мысль в речи, выполняют роли в группе.
Личностные: учатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками. Формировать личностный смысл учения, проявлять интерес к изучаемому предмету.
Основные понятия: Сошествие Святого Духа, апостолы, благодать, Церковь.
Методическое обеспечение: рабочая тетрадь, икона Тайной вечери, карта древнего Иерусалима, икона Сошествия Святого Духа.
Виды деятельности: диалог, рассказ учителя, знакомство с иконами.
Оборудование: классная доска, проектор, экран, сотовый телефон или компьютер с выходом в интернет.
План урока
Хронометраж урока.
I. Организационный момент (1 мин).
II. Подготовительный этап к изучению новой темы (5 мин).
III. Изучение нового материала (25 мин). Физкультминутка (1 мин).
IV. Закрепление полученных знаний (4 мин).
IV. Итог занятия (1 мин).
V. Рефлексия (1 мин).
VI. Домашнее задание (1 мин).
Ход урока
|
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
|||
|
I.Общая готовность детей к уроку. Мотивация. Прием «Обмен настроением» |
1. Приветствие. -Здравствуйте. Нас сегодня ожидает много интересного. Чтобы открыть все секреты урока, давайте начинать. Дружно за руки возьмёмся |
Самоконтроль готовности. Настроение. Самоопределение: знаю, что буду делать; понимаю, хочу делать или нет; думаю, что смогу сделать |
|||
|
Проверка домашнего задания |
А) Проверка выполнения задания 5 к теме 18 в рабочей тетради Б) Задание 5 к теме 18 в учебнике. Рассматривание с учащимися иконы «Тайная вечеря», изображения «Дороги скорби» на карте древнего Иерусалима. -Все ли было понятно при выполнении д/з?
|
Высказывают свое мнение об Иуде Искариоте. Читают краткие сообщения. |
|||
|
II. Подготовительный этап к изучению новой темы (3 мин). 1. Прослушивание звона колоколов. 2. Сообщение темы занятия (проблемная ситуация, подведение к теме урока).
|
-Что за звуки открыли наш урок? -Колокольный звон. Чтение стихотворения (1 ученик) Л. Ермаков Этот дом – не просто дом Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Бим-бом-бом. Дин-дин-дин. Кто-то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходит в трепете святом По утрам и вечерам. Это – православный храм (ученики говорят хором) -О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О православном храме, для чего он нужен людям). -Вы узнали храм на фотографии? (Благовещенский храм Пресвятой Богородицы) -На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Учитель: мы сегодня на уроке узнаем, что такое Церковь, как устроен православный храм, для чего они нужны и мне понравился вопрос: Почему Церковь называют кораблем Спасения. В конце урока дадим ответ. — Запишем в тетради тему урока. |
Прослушивание звона колоколов Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока Дети формулируют вопросы. (Под руководством учителя на доске составляется план.)Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску. Высказывают свое мнение, участвуют в беседе
На слайде опорные слова: УЧИТЬСЯ…. РАЗВИВАТЬ… ВОСПИТЫВАТЬ…
Запись темы в тетради |
|||
|
Изучение нового материала
Проверка восприятия |
1.Работа в группах. Работа с текстом (5 мин) по памятке:
1. Прочитайте внимательно материал. 2.Распределите между собой чтение данной информации. 3.Найдите новые понятия и дайте им определение. 4.Подготовьтесь пересказать.
1 группа.стр.99-100 - Сошествие Святого духа, 2 группа стр.100-101- Церковь 3 группа стр.99-101 Праздник Святой Троицы. Из интернета узнать, кто такой Андрей Рублев
2.Проверка задания по группам/ показ слайдов/ (15 мин)
Дополнение учителем информации: 1 гр. — Как вы думаете, хорошо ли тому человеку, который верит в Бога? — Конечно, хорошо! Бог всегда защитит, направит на правильный жизненный путь. Если человек с Богом, на душе у него такая радость, что и представить трудно. Но быть с Богом может только тот, кто Бога любит. А как научиться любить Бога? Ведь нам так часто хочется сделать что-нибудь плохое, противное воле Божией! Научить любить Бога может только Святой Дух. Это Он зажигает огонек любви в сердце, — не случайно ведь Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков. Поэтому люди в Церкви ставят свечи. Они являются символом горящей в сердце любви к Богу. 2 гр.- К пониманию того, что такое Церковь, можно приблизиться через образы. Среди них есть образы Церкви как корабля и как виноградной лозы. Рассматривание и обсуждение с учащимися изображений иконы «Церковь — корабль спасения» в учебнике. -Ученики Христа после Сошествия Святого Духа очень изменились. Когда Христа взяли под стражу, они сильно испугались и с тех пор собирались только тайно, за закрытыми дверями! А теперь проповедовали Христа, никого не боясь. Святой Дух дает утешение, радость, особую Божественную благодать. Учитель: Великий русский подвижник Серафим Саровский говорил о том, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжении (то есть приобретении) Духа Святого. А молитва, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели — только средства к стяжанию Духа Божьего. Мы говорили с вами о том, что человеку, стремящемуся к Богу, доступно состояние блаженства. Человек переживает это состояние, когда на него сходит Святой Дух. Так, во время беседы с Н.А. Мотовиловым Серафим Саровский показал ему, что значит находиться в Святом Духе. Напомним этот эпизод: — Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. — Что же чувствуете вы теперь? — спросил отец Серафим. — Необыкновенно хорошо! — Да как же хорошо? Что именно? — Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! — Что же еще вы чувствуете? — Необыкновенную радость во всем моем сердце! Батюшка Серафим продолжал: — Когда Дух Божий снисходит к человеку, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Люди, ставшие членами Церкви, должны являть свою верность Христу всей своей жизнью. Поэтому их называют еще словом «делатели». Если использовать символ Церкви как корабля, то именно христиане являются его «веслами». 3.Физкультурная минутка Учитель — А теперь встанем и изобразим, что мы работаем веслом на корабле, а сами подумаем о том, как бы нам стать «делателями» хоть в какой-то степени. 4. 3 группа. Праздник Святой Троицы. Учитель: В день Сошествия Святого Духа на апостолов были явлены все лица Пресвятой Троицы: Дух Святой был послан на землю Сыном Божиим, вознесшимся к Отцу. Поэтому этот праздник называется еще Троицей.
|
Соблюдение правил работы в группах Рассматривание и обсуждение с учащимися изображений иконы Сошествия Святого Духа.
Работа с телефоном (выход в интернет)
Словарная работа: 1гр.Сошествие Святого духа, Благодать, апостол
2 гр. Церковь. Запись в тетради (с. 99 учебника) Благодать — сила Божия, которая помогает человеку противостоять злу, укрепляет его в добре. Обсуждение этих образов по учебнику.
Выполнение заданий 1, 2 к теме 19 в рабочей тетради.
Выполнение упр-й
Рассматривание и пояснение изображения на иконе Святой Троицы А. Рублева.
Выполнение задания 4 к теме 19 в рабочей тетради. 3 гр. Святая Троица. Андрей Рублев. |
|||
|
|
Изучение устройства храма. Виртуальное путешествие (5 мин) Рассказ сотрудницы ОРОиК Саянской епархии Невидимовой Л.А. Давайте перенесёмся в храм. Мы подходим к храму и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. С левой же стороны стоит панихидный столик – канун, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Храмы бывают в форме круга, креста, звезды, корабля. - Почему церковь сравнивают с кораблём? (Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей праведному пути в жизни) - Давайте снова посмотрим на храм. Какая необычная крыша у него, здание венчают купола. Что напоминает эта форма? -- Посмотрите, что мы видим над куполом? (Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы). |
Просматривают ролик Работа в парах с последующей взаимопроверкой.
|
|||
|
Закрепление
Творческое задание |
Работа по карточке. Работа в парах. (4 мин.) Соедините понятия со значением слова и объяснением выражения. Вопросы: 1. Апостол 2.Какие последствия имело Сошествие Святого Духа? 3.Как родилась церковь? 4. С каким праздником связано это событие: По традиции в этот праздник православные храмы и дома верующих украшаются деревьями, травою и живыми цветами. Ответы: 1.Первые ученики Иисуса Христа, «посланники». 2.Дает утешение, радость, Божественную благодать. Это сила, которая помогает человеку противостоять злу, укрепляет его в добре. 3. Святой Дух дал апостолом силы вести проповедь так, что множество людей стало христианами, и, таким образом, родилась Церковь. 4.Праздник Троицы. Проверка с помощью сигнальной карточки. Карточка. Соедини названия с частями храма. (по желанию дома раскрась) |
Работа в парах Можно пользоваться учебником, кому необходим. Выполняют задания по карточке
Проверяют задания в карточке, показывая сигнальную карточку (верный ответ-зеленый цвет, неверный-красный) |
|||
|
Итог урока Прием «Синквейн» |
|
Работают в группах |
|||
|
Рефлексия. |
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? -Вот мы с вами ответили на вопрос, который задавали в начале урока |
Продолжают предложение: Церковь – корабль спасения, там тебе всегда помогут справиться с любой бедой, там ты приобретаешь покой и веру, церковь – это единство Бога и любящих его людей. |
|||
|
Домашнее задание
|
Общее:-рассказать родителям , что нового узнали - прочитать стр.99-103 учебника - ответить на вопросы стр.51 Индивидуальное (на выбор): - нарисовать храм вашей мечты - подобрать и выучить стихотворение о храме - составить и оформить памятку «Как вести себя в храме» |
Записывают в дневник, получают за активную работу на уроке поощрение-листочек для Дерева достижений.
|
|||
|
|
Всем спасибо за работу. Урок окончен. |
|
Литература, источники:
1. Учебник О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О. Н. Яншина «Основы православной культуры», 4 класс, тема 19.
2. Рабочая тетрадь к учебнику, тема 19.
3. Мотовилов Н. Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима.
М., 2005.
Ресурсы: http://happy-school.ru/publ/11-1-0-449
http://www.foru.ru/slovo.2265.3.html
http://festival.1september.ru/articles/639090/
http://old-ru.ru/prav.html
http://infrazvuk.info/zvuk-cerkovnyx-kolokolov/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.