Урок по обучению грамоте в 1 классе
Оценка 4.6

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Оценка 4.6
docx
15.03.2020
Урок по обучению грамоте в 1 классе
UROK_21.docx

УРОК 21. Закрепление изученного материала. Чтение слов с буквой М/м. Внеклассное чтение по теме «Грамоте учиться всегда пригодится»

Цель: закрепить умение учащихся читать слоги и слова с бук­вой М/м\ создать условия для возникновения у учащихся интереса к книгам об учебе в школе, овладении умением читать и писать.

Оборудование:

·         учебное пособие «Букварь» (с. 4445);

·          стандартный набор*;

·          книги по теме внеклассного чтения.

1.    Организационный этап. Сообщение темы урока

Учитель сообщает, что на уроке продолжится знакомство с буквой М/м. Учащиеся будут читать слова и предложения с изученными буквами.

Учитель обращает внимание учащихся на книжную вы­ставку:

     Сегодня у вас в гостях новые книги. Герои книг очень рады, что вы уже выучили первые буквы, начинаете читать слоги и слова, желают вам скорее научиться читать и как можно чаще брать в руки интересные книги.

2.     Закрепление изученного материала

Повторение изученных букв. Учитель привлекает вни­мание учащихся к схеме «Карта города букв» и формулирует задание:

     Я буду указывать на знакомые вам буквы, а вы будете хором называть звуки, которые обозначаются этими буквами.

Учитель указкой выбирает букву, учащиеся называют звуки.

Примечание. Для формирования навыка чтения учащиеся должны научиться мгновенно распознавать букву и называть звук, который обозначается этой буквой. Знание алфавитного названия буквы никак не влияет на становление навыка чтения, а часто, на­оборот, замедляет процесс синтеза звуков в слог. Поэтому акцент в работе с буквами должен быть сделан на обозначаемые звуки.

Правильная формулировка вопроса особенно важна в пе­риод изучения букв согласных звуков, так как алфавитное название этих букв и обозначаемые звуки не совпадают:

        вопросы «Как называется буква?», «Какая это буква?» предполагают ответ учащихся с использованием алфавитного названия буквы: «Это буква “эм”». Дидактическая цель та­ких вопросов — запоминание алфавитного названия буквы;

        вопросы «Какие звуки обозначает буква М (“эм”)?», «Назовите звуки, которые обозначаются этой буквой» требу­ют от учащихся оперирования в ответе звуками: «Звуки [м] n | м’]». Дидактическая цель этих вопросов — сопоставление звуков и букв.

Подбор слов со звуками [м] и [м’]. Учитель предлагает учащимся самостоятельно придумать слова со звуками [м] и |м’]. Один ученик называет слово, остальные учащиеся проверяют. При правильном ответе все хлопают в ладоши. По усмотрению учителя в качестве опоры можно использовать наглядный материал с изображением предметов, в названии которых есть звуки [м] и [м’] в начале, середине или конце слова.

Закрепление представлений о работе изученных букв. Па доске — изображения Тима и Тома, схема «Работа букв гласных звуков» (по аналогии с букварем, с. 42). Учитель предлагает учащимся с опорой на схему рассказать, какие буквы указывают на мягкость предыдущего согласного, а какие — на твердость.

Вариант организации работы. На доске или наборном по­лотне — карточки с изученными буквами гласных звуков. Учитель предлагает разделить буквы на две группы и обо­сновать свой выбор. Можно обыграть задание на группировку букв и создать игровую ситуацию «Буквы для Тима и Тома»: с какими буквами дружит Тим, а с какими — Том? Почему?

Учитель хвалит учащихся и напоминает им способ дей­ствия:

— При чтении слога с буквами А, О, У, Э, Ы произносится твердый согласный звук [м], а в слоге с буквой И — мягкий согласный звук [м’].

3.   Чтение слогов «согласный + гласный»

Обучение чтению прямых слогов «согласный + глас­ный». Организуется обучение чтению слогов с буквой М/м и всеми изученными буквами гласных звуков (А, У, О, Э, Ы, И). Количество упражнений для тренировки чтения пря­мого слога определяется учителем в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.

4.     На доске — карточки с изученными буквами и слоги.

Прием 1. Чтение с опорой на букву гласного. Буквы и слоги размещены на доске столбиками: буква гласного звука — слог с этой буквой (по аналогии с букварем на с. 44).

Под руководством учителя буквы и слоги читаются кол­лективно (хором):

1)     только буквы гласных звуков А, У, О, Э, Ы, И;

2)     столбики «буква — слог»: Ама; Уму и т. д.;

3)     только слоги: ма, му, мо, мэ, мы, ми.

Прием 2. Чтение «снежным комом». Слоги читаются с повто­ром: первый, первый — второй, первый — второй — третий и т. д. Учитель поясняет, что слоги, которые повторяются, нужно читать как можно быстрее. Новый слог можно про­читать чуть медленнее, чтобы не допустить ошибку.

Учащиеся читают слоги коллективно (хором), учитель указкой регулирует последовательность и темп чтения слогов:

1)     ма;

2)     ма, му;

3)     ма, му, мо;

4)     ма, му, мо, мэ;

5)     ма, му, мо, мэ, мы;

6)     ма, му, мо, мэ, мы, ми;

7)     ма, му, мо, мэ, мы, ми (повторно в быстром темпе).

Прием 3. Чтение слогов в произвольной последовательности.

Размещение слогов на доске остается прежним, учитель меняет порядок чтения слогов, выбирая их в произвольной последовательности. Например: мо, мы, ма, му, ми, мэ.

Прием 4. Чтение слогов, размещенных в столбик.

Вариант!         Вариант 2


МА

МУ

МО

мэ

мы

ми


МА МИ

МУ

МО

мэ

мы


 

 

 

 

Дополнительный вопрос для второго варианта размещения г.ногов «Почему слог ми напечатан отдельно?».

Чтение прямых слогов «согласный + гласный» по бук- «прю (с. 44). Учитель организует работу по заданиям:

        прочитать самостоятельно;

        прочитать шепотом;

        прочитать соседу по парте (по вариантам);

        один ученик читает вслух, все следят по букварю (указ­кой) и проверяют, правильно ли он читает.

5.   Чтение слогов «гласный + согласный»

Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуа­ции. На доске — изображение Нечитайкина, знак вопроса и карточка с буквой М. Учитель просит помочь Нечитайкину, который не может прочитать букву М, потому что рядом нет командира — буквы гласного звука.

Введение способа действия. Учитель раскрывает секрет чтения одной буквы:

— Чтобы прочитать одну букву М/м, надо произнести твердый звук [м]. (Учащиеся хором читают букву М про­износят звук [м].)

Обучение чтению обратных слогов «гласный + соглас­ный». Учитель организует обучение чтению обратных слогов на примере слогов-слов ам и ум.

На доске — карточки с буквой М и слоги, размещенные в столбики: буква — слог. Отдельно — предложение со сло­вами ам.

м м

ам ум                          Ам,  ам, ам!

Учитель обращает внимание на изменение позиции букв в слоге:

•— Место букв А и У в этих слогах изменилось. Буквы гласных звуков стоят не после, а перед буквой М. Такие слоги вы еще не читали. Командира после буквы согласного нет, значит, необходимо произносить твердый звук [м].

Под руководством учителя учащиеся читают буквы и слоги коллективно (хором):

1)     столбики «буква — слог»: [м] — ам; [м] — ум;

2)     только слоги: ам, ум.

Краткая беседа о лексическом значении прочитанных слов. Учитель спрашивает:

     Кто из вас слышал слово ам? Кто его говорил, когда? (Мама кормит малыша, просит его открыть ротик и гворит: «Ам!» Малыш просит кушать и говорит: «Ам, ам, ам!») Прочитайте предложение с этими словами. Обратите внимание на восклицательный знак. (Учащиеся читают предложение: «Ам, ам, ам!» )

     Кто слышал слово ум? Все понимают его значение? Какого человека называют умным? (Учащиеся рассуждают.)

Чтение слогов «гласный + согласный» по букварю. Учи­тель предлагает учащимся прочитать новые слоги по букварю (с. 44), проводит подготовительную работу:

     Назовите место буквы гласных звуков, они стоят до или после буквы М? (До буквы М, перед ней.) Буквы гласных звуков командуют согласными только тогда, когда они стоят после них. Есть ли командиры у буквы М? (Командиров нет, так как после буквы М нет других букв.) Значит, необходи­мо произносить твердый звук [м].

Под руководством учителя буквы и слоги читаются кол­лективно (хором):

1)     столбики «буква — слог»: [а] — ам; [у] — ум и т. д.;

2)     только слоги: ам, ум, ом, эм, ым, им.

6.   Чтение слов с изученными буквами

На доске — столбики слов. Организуется подготовитель­ная работа перед чтением текста «Мама и Эмма» (с. 44).

Мама             мама                  Эм                       Эмма

мамы             Мама                 Эм-ма                 Эмму

маму              Мамы                Эмма                  Эммы

7.   Чтение текста

Учитель сообщает, что учащиеся впервые будут читать рассказ в букваре. Предлагает рассмотреть иллюстрации к атому рассказу (с. 44).

Учащиеся читают название рассказа: «Мама и Эмма». Учитель предлагает подумать, о ком пойдет речь в рассказе, кем может быть Эмма. Чтобы проверить предложения уча­щихся, надо прочитать рассказ.

Рассказ прочитывается по частям (одна иллюстрация — одна часть рассказа). Последовательность работы:

        рассмотреть иллюстрации, рассказать, что изображено на рисунке;

        прочитать предложения, выполнить задание — подо­брать пропущенное слово, ответить на вопрос.

Работа с первой частью. К первой части текста учащиеся подбирают пропущенное слово кормит.

У мамы Эмма.

Мама кормит Эмму.

     Эмма, ам-ам!

Учитель уточняет:

     Ответьте на вопрос «Кто Эмма?». (Дочка.) Кто говорит: «Эмма, ам-ам!»? (Мама.) Перечитайте это предложение и передайте голосом (интонацией) просьбу мамы кушать кашу. Обратите внимание на восклицательный знак.

Работа со второй частью.

     Кто изображен на втором рисунке? (Мама и дочка.) Как вы думаете, они любят друга? Почему так решили? Про­читайте.

Учащиеся читают предложения, подбирают пропущенное слово — любит.

Мама любит Эмму.

Эмма любит маму.

Можно заменить пропущенное слово и прочитать пред­ложения с новым словом — обнимает.

Мама обнимает Эмму.

Эмма обнимает маму.


Работа с третьей частью. Учащиеся рассматривают третью иллюстрацию, высказывают свои предположения о том, кто изображен на рисунке. (Наверное, дочка, мама и бабушка.) Учитель предлагает прочитать и проверить. Учащиеся читают предложения.

У Эммы мама.

И у мамы мама.

Учитель спрашивает:

     Ваше предположение подтвердилось? (Да.) Почему? Ведь о бабушке вы не читали. Найдите и прочитайте еще раз предложение о бабушке Эммы.

Работа с четвертой частью. Учащиеся рассматривают по­следнюю (четвертую) иллюстрацию, высказывают свои пред­положения о том, кто изображен на рисунке. (Наверное, мама и бабушка Эммы.) Учитель предлагает прочитать и проверить. Учащиеся читают предложения.

Мама и мама?

Мама мамы!

Учитель спрашивает:

     Как в рассказе называют бабушку Эммы? (Мама мамы.) Можно ли сказать, что на рисунке изображены две мамы? (Да.) Найдите предложение с вопросом и прочитайте его с интонацией удивления. Найдите предложение с воскли­цательным знаком и прочитайте его с радостной интонацией. Что узнали из всего рассказа? У кого есть мама? (У Эммы и у мамы Эммы.)

Учитель обобщает:

     Мама — самое дорогое слово. Мама — самый родной человек. Берегите своих мам и мам ваших мам тоже. Не огорчайте их и чаще говорите им, что вы их очень любите.

8.   Закрепление навыка чтения. Развитие речи

Учитель предлагает учащимся узнать, у кого еще бывают мамы. Учитель организует работу с предложениями (с. 45). Учащиеся прочитывают общее название текста — «Мамы».

Учитель предлагает проверить, подходит ли этот заголовок ко всем предложениям. Учащиеся под руководством учителя (•оставляют предложения по рисункам и опорным словам.

Мама цыпленкакурица. А у жеребенка?

Мама жеребенкалошадь. А у поросенка?

Мама поросенкасвинья. А у щенка?

Мама щенкасобака. А у котенка?

Учитель предлагает учащимся ответить на последний прочитанный вопрос. (Мама котенкакошка.) Учитель спрашивает:

     Подходит ли заголовок «Мамы» ко всем прочитанным предложениям? (Да.) У кого еще есть мамы? (У всех живот­ных тоже есть мамы.)

9.   Внеклассное чтение «Грамоте учиться — всегда пригодится»

Подготовка к восприятию произведения. Сообщение темы занятия по внеклассному чтению. Педагог говорит, что сегодня у учеников новая встреча с книгами. Тема заня­тия — «Грамоте учиться — всегда пригодится». (Учащиеся хором повторяют название темы.)

Беседа о необходимости умения читать. Учитель пред­лагает ученикам попробовать объяснить смысл поговорки, организует коллективный анализ ее составных частей:

     Как вы понимаете выражение «грамоте учиться»? (Учить буквы, учиться читать слоги, слова.) Трудно ли учиться читать и писать? Можно ли обойтись без чтения, письма? Пофантазируйте, что случится, если исчезнут все буквы и книги. Когда в жизни может пригодиться умение читать? Пригодится — значит понадобится. В каких ситу­ациях нужно обязательно уметь читать? Как вы понимаете смысл поговорки «Грамоте учиться — всегда пригодится»?

     Сегодня вы прочитаете веселые истории о том, как учат грамоту не только девочки и мальчики, но и детеныши животных.


Что написано в букваре?

Поросенок,

Котенок,

Щенок

Сели учить урок.

Вот котенок книжку взял.

      Мяу-мяу! — он сказал. —

Это значит «ма-ма».

      Нет, приятель, ты не прав!

Здесь написано «гав-гав».

А это значит «ма-ма».

      Если верить букварю,

Здесь написано «хрю-хрю».

Вот это значит «ма-ма»!

Мяуканье,

Хрюканье,

Лай.

А ну-ка, сам прочитай,

Что здесь написано?

МА-МА!

А.  Гонтаръ Перевод В. Берестова [23]

Проверка первичного восприятия.

     Какое это стихотворение — грустное или веселое? Ка­кое слово все читали, что было написано в букваре? Хотите послушать еще раз?

Повторное чтение стихотворения учителем. Педагог просит ему помогать — хором проговаривать слово мама. Вопросы для обсуждения:

     Кто учился читать? Как слово мама прочитал котенок? Щенок? Поросенок? А настоящий ученик? Почему все чита­ли по-разному?


Рассматривание иллюстрации к произведению. Педагог предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию к стихотво­рению в букваре (с. 45):

— Что изображено на иллюстрации? Можно по ней дога­даться о содержании стихотворения? Какое слово не могли прочитать малыши-животные? А вы смогли бы им помочь? Кто может прочитать слово, записанное на доске? (Учащиеся читают слово «мама».)

Учитель предлагает в свободное время найти на выставке или в уголке чтения книги о детях, учебе, рассмотреть кар­тинки, найти знакомые буквы, слова, вспомнить содержание, по желанию — прочитать самостоятельно (для тех, кто умеет читать).

10.Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов. Подведение итога урока

Учитель сообщает, что цель урока достигнута: учащиеся научились читать слоги, слова и предложения с буквой М, узнали, что «грамоте учиться — всегда пригодится».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    

                                                                                                                                    


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                  

                                       



 

Скачано с www.znanio.ru

УРОК 21. Закрепление изученного материала

УРОК 21. Закрепление изученного материала

На доске — карточки с изученными буквами и слоги

На доске — карточки с изученными буквами и слоги

Учитель обращает внимание на изменение позиции букв в слоге: •—

Учитель обращает внимание на изменение позиции букв в слоге: •—

Мама обнимает Эмму. Эмма обнимает маму

Мама обнимает Эмму. Эмма обнимает маму

Сели учить урок. Вот котенок книжку взял

Сели учить урок. Вот котенок книжку взял

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Урок по обучению грамоте в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2020