муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2
346550, ул. Донецкая 3, р.п. Усть-Донецкий, Ростовская область
Итоговый проект
«Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»
Выполнил: Ковалев Артем Александрович, ученик 11 класса
Руководитель: Ковалева Наталья Владимировна, учитель биологии и химии
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.1 Определение вредных привычек, их виды……………………...…….4
1.2 Табак………………………………………………………...……………...5
1) История возникновения табака…………………………………………....5
2) Классификация способов употребления табака………………………….6
3) Механизм влияния на организм и последствия…………………….........9
1.3 Алкоголь……………….………….………….………….……………….12
1) История возникновения алкоголя………………………………………..12
2) Виды алкогольных напитков………………………………………….….12
3) Механизм влияния на организм и последствия………………………...14
1.4 Проблемы формирования вредных привычек у подростков…......15
Заключение…………………….………….………….………….……………...18
Список литературы……………………………………………………….…....19
Для того чтобы понять, каким образом вредные привычки влияют на человеческий организм, следует установить: «Что такое вредные привычки?»
Вредная привычка – привычка, которая наносит непоправимый вред физическому, духовному и психическому здоровью человека.
О курении, алкоголизме и наркомании – говорилось и говорится очень много. Но как бы эта тема широко не обсуждалась всё равно алкоголем, никотином и наркотиками злоупотребляют огромное количество жителей планеты.
О вреде курения известно уже давно. Несмотря на это, курильщики продолжают курить. Будто не замечая довольно нелицеприятных картинок на пачках. Курение – опасное занятие, которое сказывается на здоровье человека и его потомстве.
Проблема злоупотребление наркотиками актуальна в наше время. Именно наркотики являются одной из глобальных проблем всего человечества. Потому тему проекта считаю актуальной.
Я хочу обратить ваше внимание на проблему, которая существует большое количество времени, но с ней не могут справиться до сих пор. Я имею ввиду проблему формирования вредных привычек у молодого поколения, к коему я и принадлежу. От того, какие уроки будут усвоены молодыми людьми и какие цели они будут преследовать, от того, насколько грамотными будут они – напрямую зависит, какой будет наша страна в ближайшее время
Цель проекта:
Изучение проблем формирования вредных привычек и их влияние на здоровье человека.
Задачи:
1. Изучить механизм влияния наркотика на организм человека.
2. Выяснить причины возникновения вредных привычек.
3. Определить пути профилактики вредных привычек.
1.1 Определение вредных привычек, их виды
Закономерность действий, чётко повторяющихся на протяжении длительного времени, характерных для конкретного человека, – это привычка. Вредной её можно назвать, если она несёт потенциальную угрозу здоровью, настроению, психологическому, физическому комфорту, чистоте окружающей среды и т. д.
Вот список самых часто встречающихся вредных привычек:
· табакокурение;
Но это далеко не полный перечень вредных пристрастий, которыми страдают современные люди. Есть менее глобальные привычки, например праздное времяпрепровождение. Многие люди не видят в этом дурного пристрастия, а считают особенной чертой характера. Мол, он привык брать от жизни всё, умеет радоваться жизни и веселиться. А на деле он обыкновенный лентяй, «прожигатель» жизни и попросту инфантильный человек. Привычка грызть ногти, ручку, закусывать губу и т. д. мелкая и не всегда заметная для окружающих. Однако такая мелочь может сильно раздражать даже самого обладателя проблемы. А подобные действия, совершающиеся регулярно, наносят вред здоровью.
1.2 Табак
1) История возникновения табака
Выращивание табака началось еще 6000 тысяч лет до нашей эры в Центральной Америке. Индейцы жевали табак и курили трубки, набитые сушеными листьями. Для народов майи и ацтеков табакокурение было возведено в культ. Они считали, что табак – растение покровителей воинов и охотников. Курение стало частью религиозных ритуалов, а курить трубки с табаком было привилегией местных вождей и шаманов.
Появление табака в Европе связано с именем известного путешественника – Христофора Колумба, так как именно он доставил в Европу вместе с золотом табак испанских моряков, которые позаимствовали это растение у местных аборигенов. Соответственно, первыми европейцами, кто освоил курение, были испанцы. Они, активно занимаясь торговлей, ввозили эту культуру в страны Западной Европы.
Бездымный табак был завезен в Европу наряду с курительным. Европейцы впервые попробовали бездымный табак в 1497 году. Табак являлся одним из культурных открытий Нового Света. Индейцы употребляли измельченные листья табака втягивая через нос, постепенно испанские и португальские мореплаватели, торговцы, военные и чиновники стали привносить культуру потребления табака в Европу.
Широкое распространение в Европе табак получил благодаря Жану Нико, французскому послу в Португалии. Нюхательный табак не только стал спутником французской аристократии, но и породил индустрию табачных аксессуаров, таких как табакерки. Франция тогда являлась законодателем мод, поэтому нюхательный табак стремительно набирал популярность по всей Европе, придя в начале XVII века в Швецию.
Табак являлся очень дорогим продуктом, доходы от которого шли государственным монополиям колониальных стран. Для того чтобы снизить зависимость от импорта и пополнить казну в 20-х годах XVIII века король Швеции Фридрих I повелел начать выращивание табака в суровых скандинавских условиях. Шведское трудолюбие и воля короля победили суровый климат и к середине XVIII века табак возделывали по всей стране.
С приходом XIX века тенденции потребления табака стали меняться – нюхательный табак вытеснялся курительным, в моду входили трубки. Швеция же пришла к своему собственному способу потребления. Скандинавские ветра задували трубку и препятствовали вдыханию нюхательного табака, а само потребление отвлекало от текущих дел – шведы стали класть щепотку влажного табака под верхнюю губу. Такой способ потребления был не только удобным но и давал более глубокие вкусовые ощущения становясь все более популярным. Со временем во влажный табак стали добавлять соль, которая препятствует размножению бактерий, сохраняет свежесть продукта и придает особый вкус. Влажный подсоленный табак стали именовать снюсом. К середине XIX века снюс стал самым распространенным табачным продуктом в Швеции каким остается и по сей день.
Россию табак настиг уже в 16 веке. Нам его завезли английские купцы. Популярность курение получило лишь в начале 18 века. Тогда, запрет на табакокурение отменил Перт I, который и сам был курильщиком. Он легализовал продажу табака, учредил табачные фабрики – табачная промышленность начинала процветать. Стоит отметить, что до начала 20 века число курящих людей сильно росло. Хотя еще в 1761 году натуралист Джон Хилл в работе «Аргументы против свободного использования табака» утверждал, что нюханье табачных изделий вызывает раковые опухоли в области носоглотки. В 20 веке началась активная борьба с курильщиками. В 1929 году немецкий исследователь Ликинт предъявил статистику, на которой видно, что кривая роста заболеваемости раком и кривая роста использования сигарет практически полностью совпадают. В середине 20 века «British Doctors Study» установили связь между ростом числа онкологических заболеваний и ростом числа курильщиков. После таких заявлений, некоторые курильщики старались избавиться от этой вредной привычки.
2) Классификация способов потребления табака
1. Сигара – листья или мелкие частички табака, завернутые в оберточный лист. Они бывают различной формы и цвета, также у них могут присутствовать различные вкусовые качества. В их составе больше смолы, чем в обычных сигаретах.
2. Кальян – устройство для втягивания дыма. Кальян позволяет втягивать дым в большем количестве, чем при выкуривании сигареты.
3. Курительная трубка – приспособление для курения резаного табака. Изготавливалась в основном из бриара – самого распространённого материала для изготовления трубок.
4. Электронная сигарета – электронное устройство, позволяющее имитировать процесс курения. В процессе курения генерируется пар, содержащий в себе дозу никотина.
5. Нюхательный табак (снафф) - это перетертый в порошок высушенный табак, предназначенный для втягивания в нос.
6. Загубный табак – увлажненный паром порошковый табак.
7. Пассивное курение – непреднамеренное вдыхание воздуха, в котором содержится дым от сгорания табака.
Вред сигар
В составе сигар, по сравнению с сигаретами, присутствует больше смолы. Курильщики сигар умирают чаще не от болезни лёгких или сердца, как курильщики сигарет, а от рака ротовой полости и пищевода. В результате сглатываемой слюны с большим количеством смолы пищевод начинает заболевать.
Вред кальяна
Так как кальян позволяет втягивать больше дыма, чем при выкуривании сигареты, следовательно, больше дыма будет уходить в глубокие дыхательные пути. В кальяне выше содержание кобальта, никеля, бериллия, чем в сигаретах. Также, если кальян недобросовестно очищать после использования, он может стать переносчиком инфекций. Дым кальяна содержит тяжелые металлы, окиси углерода, смолы и другие химические вещества, которые способны вызвать рак.
Вред курительной трубки
Курильщики, использующие трубки для курения, подвергаются заболеваниям пищевода, легких, гортани, появляется существенный шанс заполучить злокачественную опухоль. По данным исследований итальянских ученых можно обнаружить, что с курением трубки связан риск смерти от 6 видов рака: гортани, пищевода, носоглотки, поджелудочной железы, легкий, а также толстого и прямого кишечника.
Вред электронных сигарет
Электронные сигареты имеют свойство нагреваться, а перегрев аккумулятора может стать причиной взрыва сигареты. В составе жидкостей для сигарет можно найти диацетил, а он способен вызывать болезнь лёгких - облитерирующий бронхит. Никотин входящий в состав жидкостей для сигарет негативно влияет на работу ЦНС, а для того чтобы помочь нервной системе, печень старается осуществить метаболизм никотина. В силу того, что организм и так в течение дня получает некоторую дозу вредных веществ, печень начинает работать на износ.
Вред нюхательного табака
Нюхательный табак в сумме содержит 28 различных канцерогенных веществ. Быстро попадающая в организм большая доза никотина может вызвать дыхательные спазмы, паралич и даже смерть.
Вред загубного табака
При потреблении загубного табака никотин всасывается через слизистую рта прямо в кровь, а оттуда поступает в головной мозг. Так как загубный табак находится в болeе продолжительном контакте со слизистой, то никотин задерживается в организме на более долгое время и его уровень ровнее, чем при употреблении обычных сигарет. К тому же вероятно, что таким путем в организм поступит больше никотина. Это является причиной, почему у потребителей загубного табака опасность попасть в зависимость от никотина больше, чем у людей, которые курят обычные сигареты.
Вред пассивного курения
Нельзя однозначно сказать, что пассивное курение более безопасное, чем активное, а наоборот, можно предположить, что пассивный курильщик подвергается большей опасности, нежели активный курильщик. Связано это с тем, что организм курильщика уже адаптирован к курению, а организм пассивных курильщиков менее защищен, поэтому и реагирует на вредные компоненты болезненнее.
Таблица состава вдыхаемой дозы сигаретного дыма активного курильщика и пассивного
Составные части |
Выдыхаемая доза, мг |
|
Активный курильщик (1 сигарета) |
Пассивный курильщик (1 ч) |
|
Угарный газ |
18,4 |
9,2 |
Оксид азота |
0,3 |
0,2 |
Альдегиды |
0,8 |
0,2 |
Цианид |
0,2 |
0,005 |
Акролеин |
0,1 |
0,01 |
Твердые и жидкие вещества |
25,3 |
2,3 |
Никотин |
2,1 |
0,04 |
Если в семье присутствует хоть один курильщик, то создаётся большая угроза здоровью окружающих его людей, особенно детей. В таком случае, мы можем наблюдать у ребенка, подверженного пассивному курению, снижение иммунитета, отставание в физическом развитии, появление различных аллергических заболеваний.
3) Механизм влияния на организм и последствия (курительный табак)
Курение – причина возникновений заболеваний и злокачественных новообразований. Главная составляющая сигарет – никотин. Как только никотин попадает в организм, он быстро распространяется по крови и может преодолевать гематоэнцефалический барьер. В среднем достаточно 7 секунд после вдыхания табачного дыма, чтобы никотин достиг мозга. Период полувыведения никотина из организма составляет около двух часов. Никотин, вдыхаемый с табачным дымом при курении, составляет малую долю никотина, содержащегося в табачных листьях (бо́льшая часть вещества сгорает). Количество никотина, абсорбируемого организмом при курении, зависит от множества факторов, включая вид табака, от того, вдыхается ли весь дым и используется ли фильтр. В случае с жевательным и нюхательным табаком, которые помещаются в рот и жуются или вдыхаются через нос, количество никотина, попадающего в организм, гораздо больше, чем при курении табака. Никотин метаболизируется в печени с помощью фермента цитохрома P450. Основной метаболит – котинин.
Никотин действует на никотиновые ацетилхолиновые рецепторы. В низких концентрациях он увеличивает активность этих рецепторов, что ведёт к увеличению количества стимулирующего гормона адреналина (эпинефрина). Выброс адреналина приводит к ускорению сердцебиения, увеличению кровяного давления и учащению дыхания, а также к бо́льшему уровню глюкозы в крови.
Симпатическая нервная система, действуя мозговое вещество надпочечника, стимулирует выброс адреналина. Ацетилхолин действует на никотиновые ацетилхолиновые рецепторы, тем самым способствуя выбросу адреналина (и норадреналина) в кровь.
Котинин – это побочный продукт усвоения никотина, который остаётся в крови до 48 часов и может быть использован как индикатор того, подвержен ли человек курению. В высоких дозах никотин приводит к блокированию никотинового ацетилхолинового рецептора, что является причиной токсичности никотина и его эффективности в качестве инсектицида.
Кроме всего прочего, никотин увеличивает уровень дофамина в путях центров удовольствия в мозге. Повышенное содержание дофамина возбуждает центры удовольствия мозга, эти же центры мозга отвечают за «болевой порог организма» поэтому, вопрос о том, получает ли курящий человек удовольствие, остаётся открытым.
Несмотря на сильную токсичность, при употреблении в малых дозах (например: при табакокурении) никотин действует как психостимулятор. Никотиновое воздействие на настроение различно. Вызывая выброс глюкозы из печени и адреналина (эпинефрина) из мозгового вещества надпочечника, он вызывает возбуждение. С субъективной точки зрения это проявляется ощущениями расслабленности, спокойствия и живости, а также умеренно-эйфорическим состоянием.
Употребление никотина приводит к снижению массы тела, уменьшая аппетит и увеличения уровня глюкозы в крови (глюкоза воздействуя на центры насыщения и голода в гипоталамусе головного мозга притупляет чувство голода).
Никотин в основном метаболизируется в печени: окисление никотина ведёт к котинину. Эти метаболиты из организма выводятся с мочой.
Последствия. При курении никотин вместе с дымом попадает через легкие в кровяное русло и после нескольких секунд достигает центральной нервной системы.
Смолы при сгорании табака попадают в трахею, бронхи и легкие. Аммиак растворяется в слизистых оболочках верхних дыхательных путей, который превращается в нашатырный спирт. Он раздражает слизистую, повышая ее секрецию. Как правило, курение приводит к развитию трех заболеваний с летальным исходом: эмфизема легкого, хронический бронхит, рак легкого, коронарная болезнь. Происходит нарушение работы желез внутренней секреции, в частности увеличивается работа надпочечников, которые отвечают за выработку адреналина. А он в свою очередь суживает мелкие кровеносные сосуды, уменьшая приток крови, а значит, повышается кровяное давление, которое в дальнейшем может стать причиной стойкой гипертонии. Пульс учащается на 15-20 ударов в минуту, так как сердце работает с более высокой нагрузкой. Из-за этого могут возникать приступы сердцебиения, боли и перебои в области сердца. Наиболее частое осложнение при курении – спазм сосудов сердца. Такой спазм может привести к инфаркту миокарда – омертвлению участка сердечной мышцы. Омертвление значительного участка сердечной мышцы приводит к смерти. Из-за нарушения кровоснабжения кожи и подкожной клетчатки головы волосы тускнеют, становятся ломкими, часто выпадают. Курение может привести к более частому возникновению болезней зубов, которые характеризуются сильной зубной болью. Происходит это вследствие повреждения зубов действием смолы, повреждением тканей оксидом углерода, а также температурным воздействием.
С приходом XIX века тенденции потребления табака стали меняться – нюхательный табак вытеснялся курительным, в моду входили трубки. Швеция же пришла к своему собственному способу потребления. Скандинавские ветра задували трубку и препятствовали вдыханию нюхательного табака, а само потребление отвлекало от текущих дел – шведы стали класть щепотку влажного табака под верхнюю губу. Такой способ потребления был не только удобным но и давал более глубокие вкусовые ощущения становясь все более популярным. Со временем во влажный табак стали добавлять соль, которая препятствует размножению бактерий, сохраняет свежесть продукта и придает особый вкус. Влажный подсоленный табак стали именовать снюсом. К середине XIX века снюс стал самым распространенным табачным продуктом в Швеции каким остается и по сей день.
Механизм влияния на организм и последствия (загубного табака)
При потреблении загубного табака никотин всасывается через слизистую рта прямо в кровь, а оттуда поступает в головной мозг. Так как загубный табак находится в болeе продолжительном контакте со слизистой, то никотин задерживается в организме на более долгое время. К тому же вероятно, что таким путем в организм поступит больше никотина. Это является причиной того, почему у потребителей загубного табака опасность попасть в зависимость от никотина больше, чем у людей, которые курят обычные сигареты.
У 80% потребителей загубного табака возникают повреждения полости рта. Загубный табак заболевания и воспаления дёсен, разрушение зубов, гибнут ткани крепления зубов, что может привести к раннему выпадению зубов. У постоянных потребителей загубного табака зубы желтовато-коричневые или даже черные и покрыты налётом. Дыхание приобретает неприятный запах. Загубный табак может вызвать раковые опухоли. Загубный табак не загрязняет окружающую среду табачным дымом, однако поражает практически все органы. Продолжительный контакт с табачной химией в ротовой полости создает серьезную опасность возникновения рака губ, языка, щек, гортани и глотки. При проглатывании табачного сока опасности подвергаются пищевод и поджелудочная железа. Потребление загубного табака повышает риск инфаркта и инсульта. При потреблении загубного табака повышается риск атеросклероза, то есть, закупорки артерий. Закрепившиеся на внутренней стенке артерии атеросклеротические бляшки сужают проходимость артерий и препятствуют кровообращению. Сужение или полное закрытие артерий может привести к сердечному приступу или инсульту. Употребление загубного табака также наносит вред центральной нервной системе, вызывая наркотическое действие и состояние тревоги, затруднения с концентрацией внимания и сосредоточением. Загубный табак повышает риск приобретения диабета II типа.
1.3 Алкоголь
1) История возникновения алкоголя
Нельзя сказать точно, когда появился алкоголь. Папуасы Новой Гвинеи имели свои способы получения алкоголя. Древние племена использовали его в своих обрядах: с его помощью общались с богами.
С изобретением керамики появилась возможность приготовления алкогольных напитков из меда и винограда. Известно, что пиво варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э., а клинопись обнаруженная археологом, содержит рецепты 15 сортов этого напитка.
В Древней Греции и Египте пиво было очень популярным напитком и употреблялось каждый день. Оно без труда вплетается в культуру и религию этих народов. Примерно с 1550-х годов по всей России начинают закрывать корчмы (питейные заведения), где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (места, где можно было только пить). Такое употребление достаточно быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию зависимости. Позже был введен запрет на производство спиртного самим народом. Государство стало монополистом в этой области и получало огромный доход в казну.
Чрезмерное употребление алкоголя всегда порицалось обществом. На Руси пьянство считалось позорным и постыдным деянием. После того, как Мухаммед наложил запрет на алкоголь, в мусульманских странах 12 веков его не производили и не употребляли.
1) Классификация основных видов алкогольных напитков
Все виды алкогольных напитков делятся на группы в зависимости от крепости. Это:
1. Слабоалкогольные.
2. Среднеалкогольные.
3. Крепкие.
Слабоалкогольные
Слабоалкогольными напитками являются виды спиртных напитков, в которых содержание спирта не превышает 8%. Тогда к ним мы сможем отнести:
- пиво, получаемое путём брожения солодового сусла под действием пивных дрожжей. Здесь же почти всегда присутствует хмель. Обладает многими полезными качествами. Но и вредит организму изрядно;
- брага – получается как продукт брожения разных растительных продуктов – овощей и фруктов. Самостоятельно чаще всего не применяется, а служит сырьём для получения самогона;
- сидр – очень интересный яблочный напиток, приготовляемый без использования дрожжей. Его максимальная крепость составляет около 7%, обычно – около 2%;
- тодди – экзотический продукт брожения соков некоторых пальм;
- квас – традиционно видом спиртных напитков не считается, но спирт в очень малых количествах содержит;
- кумыс – кисломолочный продукт из кобыльего молока, содержащий очень малое количество спирта. Наряду с квасом считается полезным общеукрепляющим продуктом.
Среднеалкогольные
Содержащие до 30% этилового спирта:
- вино – перебродивший виноградный сок. Известны многочисленные полезные свойства вина, особенно красного. Тем не менее алкоголем от этого оно быть не перестало.
- медовуха – алкогольный напиток, изготавливающийся из одноименного пищевого продукта.
- глинтвейн, представляющий собой вареные в вине фрукты;
- грог – сильно разбавленный ром;
- саке, или рисовое вино. Традиционный японский алкогольный напиток.
- пунш – разбавленное соком вино. Часто при этом сока в пунше может быть больше, чем самого вина.
2) Виды крепких алкогольных напитков
Спиртсодержащие напитки, крепость которых может доходить до 80%. Среди них:
- водка, всем известная и в представлении не нуждающаяся;
- коньяк – крепкий спиртной напиток, производимый из особых сортов винограда;
- ром, или тростниковая водка. Изготовляется из тростникового сиропа – отхода производства сахарного тростника;
- самбука – та же водка, только с добавлением аниса и особого травяного сбора;
- текила – получается перегоном перебродившего сока мексиканского растения голубой агавы;
- джин, продукт перегонки пшеничного спирта, содержащий ягоды можжевельника;
- виски, получаемое после достаточно сложного процесса брожения, солодования и перегонки злаковых культур;
- бренди, продукт перегонки виноградного или яблочного вина;
- ликёр – алкогольный напиток на основе различных соков;
- абсент, изготовляемый с использованием полыни. Является одним из самых крепких спиртных напитков, содержат иногда до 70% спирта;
- настойка, получаемая путём настаивания спирта на различных ягодах и пряностях.
3) Механизм влияния на организм и последствия
Механизм. Этиловый спирт (этанол) – вещество, замедляющее все процессы в организме. Всасывание этанола кровью происходит в течение первых 5-15 минут после принятия алкогольного напитка. После, происходит нарушение работы тканей и органов, отравляются клетки организма.
Кровь, насыщенная этанолом, несет кровь к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Отсюда мы наблюдаем развязное и веселое поведение у опьяневшего человека. После возбуждение наступает ослабление процессов сдерживания. Мозг перестаёт выполнять контролирующую работу подкорковых отделов. Как следствие, пьянеющий человек теряет контроль над собой. При продолжении получения порций алкоголя, высшие нервные центры уже не могут вмешиваться в деятельность отделов мозга. Человек теряет контроль над собой и способен на такие поступки, каких в трезвом состоянии никогда бы не сделал. Потеря контроля над собой в результате алкогольного опьянения может повлечь такие последствия: совершение преступления, незапланированная беременность, венерические болезни и т.д.
Проблемы формирования вредных привычек у подростков
По статистике, 98% людей приобрели вредные привычки будучи подростками.
Переход к подростковому возрасту характеризуется заметными изменениями условий, которые влияют на развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со сверстниками, уровня развития интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах. Во все эти отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определённое место во взаимоотношениях со сверстниками. Процесс интеллектуального развития завершается несколько раньше, чем процесс формирования их как личности. В течение трёх - четырёх лет обучения в старших классах школы определяются личные и деловые интересы подростка, проявляются профессиональные склонности и способности. Подростковый возраст - это самый трудный из детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки. В данном возрасте также стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого периода - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Поэтому часто, для того чтобы утвердиться в среде сверстников, многие подростки приобщаются к вредным привычкам. По их мнению, это делает их взрослее в глазах сверстников. Подростку нравится чувствовать себя взрослым. Это связано с физическими изменениями его организма. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу: мода в одежде, причёски, косметика, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Помимо взрослых образцами для подражания могут быть и старшие сверстники.
Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью в дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью сверстников. Мальчики внимательно начинают относиться к физическим упражнениям, направленным на развитие выносливости, а у девочек же начинает преобладать подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приёмам кокетства. Желательный образ у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинствах других людей. К сожалению, в жизни часто у подростков возникают ложные представления о том, каким должен быть "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", видят их в тех, кому присуще увлечение вредными привычками, начинают слепо им следовать. Многие подростки стремятся заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков. Главным идеалом для них становится идеал мужественности. Подростки начинают подражать героям фильмов и прочитанных книг. Но в настоящее время для многих опять же героями становятся отнюдь не идеальные люди. Телевидение способствует формированию у подростков вредных авторитетов: сильный красивый человек красиво "употребляет" алкоголь и курит. И волей - неволей образ такого человека остаётся в памяти подростка.
Многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Они увлекаются играми, где нужна сила и мужество: бокс, борьба, тяжёлая атлетика, хоккей. Став привычными, занятия физической культурой и спортом в зрелом возрасте превращаются в эффективное средство поддержания работоспособности и здоровья, а полезные волевые качества личности переходят на другие виды деятельности.
Также для подростков характерна познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Подростки стремятся заниматься самообразованием. Они выбирают для себя предметы, которые особенно им интересны. Нередко отношение к тому или иному предмету определяется отношением к учителю. Поэтому именно учителю принадлежит одна из главенствующих ролей в формировании здорового образа жизни у подростков. Учитель должен быть образцом поведения для них.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием.
Также в подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. У старших подростков появляются профессионально ориентированные мечты.
В этом возрасте также создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей. Подростки с удовольствием участвуют в различных совместных школьных делах. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.
В подростковом возрасте высокого уровня достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, речь, которая становится высокоразвитой, мышление представляется во всех видах: наглядно - действенном, наглядно - образном, словесно - логическом. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Подростковый период имеет множество характерных для этого возраста противоречий и конфликтов. Так, например, важно, относясь к подростку по - серьёзному, то есть по - взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребёнком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого "детского" обращения не обнаруживать. Именно правильные взаимоотношения со взрослыми людьми помогают подростку избежать увлечения вредными привычками.
Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все" в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможна в том случае, когда известны причины этого явления. Главное – профилактика!
Заключение
Эволюция человека обеспечила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, поведения, тех привычек, которые он приобретает, умения разумно распорядиться потенциальными возможностями организма на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет. Однако ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний. Немецкий профессор Танненберг подсчитал, что в настоящее время на миллион человек один смертный случай в результате авиакатастрофы возникает один раз в 50 лет; от употребления алкоголя – один раз в 4-5 дней, от автокатастроф – каждые 2-3 дня, а от курения – каждые 2-3 часа.
Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность. Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить. Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
Список литературы
1. «Мой легкий способ» - Аллен Карр
2. «Жизнь без алкоголя» - Алексей Иванчев
3. 1 Гемкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно / Л.Л. Гемкова, Н.Б. Славков. – М.: «Просвещение», 2008. – 96с.
4. Петренко Л.Ф. Коварный враг / Л.Ф. Петренко. : «Знание», 2007. – 35 с.
5. Энтин Г.М. Когда человек себе враг / Г.М. Энтин. – М.: «Знание», 2008. – 124 с.
Интернет-ресурсы:
- https://www.oum.ru/literature/zdorovje/vliyanie-kureniya-na-organizm-cheloveka/
- https://ne-kurim.ru/articles/zdorovie/vlijanie-kurenija-na-organizm-cheloveka/
- https://telo.guru/kurenie/vred/izmeneniya/vlijanie-na-organizm.html
- https://sovets.net/11216-vliyanie-alkogolya-na-organizm-cheloveka.html
- http://www.grandars.ru/college/medicina/vliyanie-alkogolya-na-organizm.html
- https://1travmpunkt.com/otravlenija/alkogolnye/vliyaet-na-organizm.html
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-85727.html
- http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru
- http://www.coolreferat.com/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.