Урок по окружающему миру: "Ставропольский край - часть большой страны", 4 класс.
Оценка 4.6

Урок по окружающему миру: "Ставропольский край - часть большой страны", 4 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.11.2022
Урок по окружающему миру: "Ставропольский край - часть большой страны", 4 класс.
4 класс. Окр. мир. Урок Наш край. Ставропольский край..docx

Номинация: учебно-методическая разработка урока.

Урок окружающего мира «Наш край».

Автор Корчагина Вера Петровна

учитель начальных классов

2022 год.

 

Урок окружающего мира

Тема: «Наш Ставропольский край.»

Тип урока: ОНЗ

Возраст: 4 класс

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

 

Задачи:

Образовательные – способствовать формированию у обучающихся представления о географическом положении Ставропольского края на карте страны, истории родного края; учить работать с картой.

Развивающие – развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю и желание в будущем трудиться на благо малой родины.

Формируемые УУД:

Познавательные – осознать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебниках;

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Личностные – устанавливать связи между целью и учебной деятельности и ее мотивом.

 

Оборудование: электронное приложение к учебнику, учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, тетрадь на печатной основе, аудиозапись песни «Наш край» (сл. А. Прищельца, муз. Д. Кабалевского), физическая, политико-административные карты России и Ставропольского края, видеоролик о Ставропольском крае, словарь В. Даля.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

- Приготовьтесь к уроку окружающего мира.

Я знаю каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок

Высказывайте свои мненья,

И вместе проведем урок.

 

- Улыбнитесь друг другу, сядьте поудобней и начинаем наш урок.

Делу время - потехе час (хором).

-На уроке мы будем работать в группах. Какие правила вспомним? (Дети вспоминают правила работы в группе.)

 

 

II. Актуализация опорных знаний

Анализ проверочной работы

(Подвожу итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливаюсь на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Предлагаю аналогичные задания.)

- Определите, о какой природной зоне идет речь.

- Природа этой зоны очень суровая. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

-  Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура, сильные ветры. (Тундра.)

- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Почти у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

- Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник—слизень—змея—сова.  Клевер—кузнечик—ящерица—орел.)

Сова—змея—подорожник—слизень.

Кузнечик—орел—ящерица—клевер.

 

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край».)

- Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

- Совершено верно. Мы начинаем изучение нового раздела - «Родной край – часть большой страны».

- На с.135 по цепочке прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

- Что вас особенно заинтересовало, а может быть удивило?

(Высказывание детей)

О чудесном нашем крае

                                               Будет разговор,

      О прекрасном милом крае,

                                               Где мы все живем!

(На доске записываю тему урока: «Наш край».)

- Давайте вспомним.

- Как называется планета, на которой мы все живём? (Земля.)

- Как называется материк, на котором мы живём? (Евразия.)

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

- Как называется наш родной край? (Ставропольский край.)

- Вспомним, как выглядит герб и флаг Ставропольского края.

 

 

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?  (Ответы детей.)

- Сможем ли мы сразу узнать обо всем, о чем рассказывается в разделе?

- Конечно, на все вопросы на одном уроке мы не сможем ответить.

- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующих уроках.

 

IV. Работа над новой темой

1. Работа со словарем.

Край – слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля.

1.Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.

2. Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности.)

3. В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Краснодарский край.

- Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

 

2. Работа с картой

- На с. 136-137 учебника найдите карту России. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)

- Внимательно посмотрите на эту карту. (Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так   обозначаются края, округа, области, входящие в состав России.) 

- Изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно видеть их центры и столицы.)

- Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Красноярский край и т.д.)

-  В нашей стране 89 регионов.

- Где в основном находятся большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)

Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густонаселена.  Для маленьких объектов нет места, чтобы их подписать, тогда ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.

- Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.)

 

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой Ставропольского края.

- Найдите на карте территорию, где мы живем. (Показываю на настенной физической и политической картах, где находится Ставропольский край, ученики находят у себя в учебнике.)

- Это наш край, наша малая Родина. Каков наш край в сравнении с другими соседями (другими округами, республиками, краями?) (Ученики, работая по карте, отвечают на вопросы.)

- Ставрополье – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района.

- Найдя на карте свой край, расскажите: «В какой природной зоне располагается Ставропольский край?» (Лесостепь.)

- А сейчас познакомимся более подробно с картой нашего края. (Ученики получают политико-административную карту Ставропольского края.)

 

 

 

- Теперь посмотрите на такую же карту на доске.

- Какие республики, края, области являются нашими соседями?

- (Показываю.) На западе и юго-западе Ставропольский край граничит с Краснодарским краем, на северо-западе с Ростовской областью, на севере и северо-востоке с Калмыкией, на востоке с Дагестаном, на юго-востоке с Чеченской Республикой, на юге с Северной Осетией-Аланией, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиками.

- Почему наш регион обозначен номером 26?

- Да потому, что в Ставропольском крае 26 районов.

- Глядя на карту, назовите все районы Ставропольского края. ( Александровский, Апанасенковский, Арзгирский, Благодарненский, Буденновский, Георгиевский, Грачевский, Изобильненский, Ипатовский, Кировский, Кочубеевский, Красногвардейский, Андроповский, Курский, Левокумский, Минераловодский, Нефтекумский, Новоалександровский, Новоселицкий, Петровский, Предгорный, Советский, Степновский, Труновский, Туркменский, Шпаковский.)

2. Работа в группах

- Узнаем больше о своем родном крае.

- Посмотрим ролик о Ставропольском крае, а затем нас ждет игра «Ты мне – я тебе». (Класс разделила на шесть групп и каждая получила карточку с заданием. Была задача подготовить сообщение, пользуясь информацией из учебников и ресурсами кабинета: дополнительная литература, гербарий, открытки, интернет.)

- Смотрим ролик о Ставропольском крае.

 

 

VI. Физкультминутка:

 

  - Вы, наверное, устали?

  Ну, тогда все дружно встали,

  Потянулись, повертелись,

  И за парты все уселись.

  Глазки крепко закрываем,

  Открываем, поморгаем

  И работать продолжаем.

 

VII. Работа по новой теме

1.    Сообщение учащихся

      Географы

- Ставропольский край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Наши соседи: Краснодарский край, Ростовская область, Калмыкия, Дагестан, Чеченская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская республики и Республика Северная Осетия-Алания. Через город Ставрополь – административный центр края- проходит 45-я параллель Северного полушария.

        Метеорологи

- Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть края, можно провести своеобразные климатические границы между восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты и возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий. Самый мягкий климат на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.

        Геодезисты

- Лесостепи занимают наиболее высокие участки Ставропольской возвышенности и склоны гор Пятигорья. Горы возникли миллионы лет назад. Кавказские горы известны своей величавой красотой. Здесь с вечными снегами соседствуют леса. Наиболее высокие вершины Кавказа – Эльбрус 5642 м и Казбек 5047м. Сейчас Приэльбрусье называют «лыжным раем». Ведь Эльбрус – это магнит всемирного масштаба.

       Ботаники

- На территории Ставропольского края насчитывается не менее 2400 видов         растений – это пости 60% флоры всего Северного Кавказа, 40% Кавказа и 20% России.

Красавицей лесов люди называют березу. Растет береза быстро. Нельзя представить жизнь наших предков без березы. Источником света служила березовая лучина, которая много веков освещала им жилище. В нашей стране насчитывается до 70 видов берез. Некоторые виды занесены в красную книгу, в том числе мегрельская растущая на Кавказе.

Лесную зону края составляют ясени, дубы, буки. Также здесь есть ивовые, тополевые и берестовые леса. Из кустарников здесь растут гребенщик ветвистый, джузгун безлистый, колосняк кистевидный и кумарчик песчаный.

 Человеку лес – верный друг. Он дает бревна для дома, доски для мебели, дрова. Всего что нам дает лес, не перечислишь. Грибы, лесные ягоды, орехи это лишь маленькая часть. А еще лес дарит людям красоту.

     Зоологи

- Животный мир Ставрополья богат и разнообразен. Причина — большое многообразие ландшафтов, позволяющих на относительно небольшой территории обитать животным с разными экологическими требованиями к условиям существования: от полупустынных — до лесных и горнолесных. Наземные позвоночные в Ставропольском крае распределены по классам следующим образом: земноводные — 8 видов, пресмыкающиеся — 22 вида, птицы — 324 вида, млекопитающие — 89 видов.

 В Ставропольском крае встречаются рыжие белки, косули, дикий кабан, лисица, заяц-русак, волк, куница, суслик, мыши, хорьки, слепыш и другие. Птицы: ястреб, аисты, фазан, выпь, сыч, зяблик, малиновка, дрозд, дятел и другие.

     Экологи

Экологическая обстановка в Ставропольском крае характеризуется как благоприятная. Основным критерием благополучия окружающей среды остается состояние воздушного бассейна. На первом плане по загрязнению атмосферного воздуха находятся вредные выбросы от автотранспорта. Их доля в общем объеме выбросов составляет порядка 80%. Причина – значительное количество единиц автотранспорта, большой транзитный поток на автодорогах края

 

2.    Выполнение задания в рабочей тетради

– Выполнить самостоятельно задания 1-3 на с. 65 рабочей тетради.

 

VIII. Подведение итогов урока

- Какие карты вы знаете?

- С какими новыми картами мы сегодня работали?

- Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

- Какие условные обозначения используют в этих картах?

- Достигнута ли цель урока? (Высказывания детей.)

 

IX. Рефлексия

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

- Где могут пригодиться новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

 

Домашнее задание

1.    Прочитать текст на с .138 учебника.

2.    Задание №4-6 на с. 66 рабочей тетради.

.

3.    Найти сведения о достопримечательностях края и о людях, прославивших Ставропольский край.

 

 

 

При подготовке к уроку использовала:

https://youtu.be/8kusjQDGEvg

https://ok.ru/video/684036002182?fromTime=94

https://youtu.be/OGXN11uNBYI

https://ok.ru/video/1925648693?fromTime=28https://ok.ru/video/1925648693?fromTime=28


 

Скачано с www.znanio.ru

Номинация: уче б но-методическая разра б отка урока

Номинация: уче б но-методическая разра б отка урока

И вместе проведем урок . -

И вместе проведем урок . -

Как называется материк, на котором мы живём? (

Как называется материк, на котором мы живём? (

Работа с картой - На с. 136-137 учебника найдите карту

Работа с картой - На с. 136-137 учебника найдите карту

Теперь посмотрите на такую же карту на доске

Теперь посмотрите на такую же карту на доске

Смотрим ролик о Ставропольском крае

Смотрим ролик о Ставропольском крае

Некоторые виды занесены в красную книгу, в том числе мегрельская растущая на

Некоторые виды занесены в красную книгу, в том числе мегрельская растущая на

Найти сведения о достопримечательностях края и о людях, прославивших

Найти сведения о достопримечательностях края и о людях, прославивших
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022