Номинация: учебно-методическая разработка урока.
Урок окружающего мира «Наш край».
Автор Корчагина Вера Петровна
учитель начальных классов
2022 год.
Урок окружающего мира
Тема: «Наш Ставропольский край.»
Тип урока: ОНЗ
Возраст: 4 класс
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные – способствовать формированию у обучающихся представления о географическом положении Ставропольского края на карте страны, истории родного края; учить работать с картой.
Развивающие – развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю и желание в будущем трудиться на благо малой родины.
Формируемые УУД:
Познавательные – осознать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебниках;
Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные – устанавливать связи между целью и учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, тетрадь на печатной основе, аудиозапись песни «Наш край» (сл. А. Прищельца, муз. Д. Кабалевского), физическая, политико-административные карты России и Ставропольского края, видеоролик о Ставропольском крае, словарь В. Даля.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Приготовьтесь к уроку окружающего мира.
Я знаю каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок
Высказывайте свои мненья,
И вместе проведем урок.
- Улыбнитесь друг другу, сядьте поудобней и начинаем наш урок.
Делу время - потехе час (хором).
-На уроке мы будем работать в группах. Какие правила вспомним? (Дети вспоминают правила работы в группе.)
II. Актуализация опорных знаний
Анализ проверочной работы
(Подвожу итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливаюсь на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Предлагаю аналогичные задания.)
- Определите, о какой природной зоне идет речь.
- Природа этой зоны очень суровая. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
- Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура, сильные ветры. (Тундра.)
- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Почти у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
- Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник—слизень—змея—сова. Клевер—кузнечик—ящерица—орел.)
Сова—змея—подорожник—слизень.
Кузнечик—орел—ящерица—клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край».)
- Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
- Совершено верно. Мы начинаем изучение нового раздела - «Родной край – часть большой страны».
- На с.135 по цепочке прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
- Что вас особенно заинтересовало, а может быть удивило?
(Высказывание детей)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске записываю тему урока: «Наш край».)
- Давайте вспомним.
- Как называется планета, на которой мы все живём? (Земля.)
- Как называется материк, на котором мы живём? (Евразия.)
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
- Как называется наш родной край? (Ставропольский край.)
- Вспомним, как выглядит герб и флаг Ставропольского края.
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ответы детей.)
- Сможем ли мы сразу узнать обо всем, о чем рассказывается в разделе?
- Конечно, на все вопросы на одном уроке мы не сможем ответить.
- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующих уроках.
IV. Работа над новой темой
1. Работа со словарем.
Край – слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля.
1.Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.
2. Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности.)
3. В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Краснодарский край.
- Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
- На с. 136-137 учебника найдите карту России. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
- Внимательно посмотрите на эту карту. (Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так обозначаются края, округа, области, входящие в состав России.)
- Изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно видеть их центры и столицы.)
- Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Красноярский край и т.д.)
- В нашей стране 89 регионов.
- Где в основном находятся большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)
Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густонаселена. Для маленьких объектов нет места, чтобы их подписать, тогда ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.
- Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой Ставропольского края.
- Найдите на карте территорию, где мы живем. (Показываю на настенной физической и политической картах, где находится Ставропольский край, ученики находят у себя в учебнике.)
- Это наш край, наша малая Родина. Каков наш край в сравнении с другими соседями (другими округами, республиками, краями?) (Ученики, работая по карте, отвечают на вопросы.)
- Ставрополье – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района.
- Найдя на карте свой край, расскажите: «В какой природной зоне располагается Ставропольский край?» (Лесостепь.)
- А сейчас познакомимся более подробно с картой нашего края. (Ученики получают политико-административную карту Ставропольского края.)
- Теперь посмотрите на такую же карту на доске.
- Какие республики, края, области являются нашими соседями?
- (Показываю.) На западе и юго-западе Ставропольский край граничит с Краснодарским краем, на северо-западе с Ростовской областью, на севере и северо-востоке с Калмыкией, на востоке с Дагестаном, на юго-востоке с Чеченской Республикой, на юге с Северной Осетией-Аланией, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиками.
- Почему наш регион обозначен номером 26?
- Да потому, что в Ставропольском крае 26 районов.
- Глядя на карту, назовите все районы Ставропольского края. ( Александровский, Апанасенковский, Арзгирский, Благодарненский, Буденновский, Георгиевский, Грачевский, Изобильненский, Ипатовский, Кировский, Кочубеевский, Красногвардейский, Андроповский, Курский, Левокумский, Минераловодский, Нефтекумский, Новоалександровский, Новоселицкий, Петровский, Предгорный, Советский, Степновский, Труновский, Туркменский, Шпаковский.)
2. Работа в группах
- Узнаем больше о своем родном крае.
- Посмотрим ролик о Ставропольском крае, а затем нас ждет игра «Ты мне – я тебе». (Класс разделила на шесть групп и каждая получила карточку с заданием. Была задача подготовить сообщение, пользуясь информацией из учебников и ресурсами кабинета: дополнительная литература, гербарий, открытки, интернет.)
- Смотрим ролик о Ставропольском крае.
VI. Физкультминутка:
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Потянулись, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VII. Работа по новой теме
1. Сообщение учащихся
Географы
- Ставропольский край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Наши соседи: Краснодарский край, Ростовская область, Калмыкия, Дагестан, Чеченская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская республики и Республика Северная Осетия-Алания. Через город Ставрополь – административный центр края- проходит 45-я параллель Северного полушария.
Метеорологи
- Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть края, можно провести своеобразные климатические границы между восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты и возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий. Самый мягкий климат на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.
Геодезисты
- Лесостепи занимают наиболее высокие участки Ставропольской возвышенности и склоны гор Пятигорья. Горы возникли миллионы лет назад. Кавказские горы известны своей величавой красотой. Здесь с вечными снегами соседствуют леса. Наиболее высокие вершины Кавказа – Эльбрус 5642 м и Казбек 5047м. Сейчас Приэльбрусье называют «лыжным раем». Ведь Эльбрус – это магнит всемирного масштаба.
Ботаники
- На территории Ставропольского края насчитывается не менее 2400 видов растений – это пости 60% флоры всего Северного Кавказа, 40% Кавказа и 20% России.
Красавицей лесов люди называют березу. Растет береза быстро. Нельзя представить жизнь наших предков без березы. Источником света служила березовая лучина, которая много веков освещала им жилище. В нашей стране насчитывается до 70 видов берез. Некоторые виды занесены в красную книгу, в том числе мегрельская растущая на Кавказе.
Лесную зону края составляют ясени, дубы, буки. Также здесь есть ивовые, тополевые и берестовые леса. Из кустарников здесь растут гребенщик ветвистый, джузгун безлистый, колосняк кистевидный и кумарчик песчаный.
Человеку лес – верный друг. Он дает бревна для дома, доски для мебели, дрова. Всего что нам дает лес, не перечислишь. Грибы, лесные ягоды, орехи это лишь маленькая часть. А еще лес дарит людям красоту.
Зоологи
- Животный мир Ставрополья богат и разнообразен. Причина — большое многообразие ландшафтов, позволяющих на относительно небольшой территории обитать животным с разными экологическими требованиями к условиям существования: от полупустынных — до лесных и горнолесных. Наземные позвоночные в Ставропольском крае распределены по классам следующим образом: земноводные — 8 видов, пресмыкающиеся — 22 вида, птицы — 324 вида, млекопитающие — 89 видов.
В Ставропольском крае встречаются рыжие белки, косули, дикий кабан, лисица, заяц-русак, волк, куница, суслик, мыши, хорьки, слепыш и другие. Птицы: ястреб, аисты, фазан, выпь, сыч, зяблик, малиновка, дрозд, дятел и другие.
Экологи
Экологическая обстановка в Ставропольском крае характеризуется как благоприятная. Основным критерием благополучия окружающей среды остается состояние воздушного бассейна. На первом плане по загрязнению атмосферного воздуха находятся вредные выбросы от автотранспорта. Их доля в общем объеме выбросов составляет порядка 80%. Причина – значительное количество единиц автотранспорта, большой транзитный поток на автодорогах края
2. Выполнение задания в рабочей тетради
– Выполнить самостоятельно задания 1-3 на с. 65 рабочей тетради.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие карты вы знаете?
- С какими новыми картами мы сегодня работали?
- Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
- Какие условные обозначения используют в этих картах?
- Достигнута ли цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
- Где могут пригодиться новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с .138 учебника.
2. Задание №4-6 на с. 66 рабочей тетради.
.
3. Найти сведения о достопримечательностях края и о людях, прославивших Ставропольский край.
При подготовке к уроку использовала:
https://youtu.be/8kusjQDGEvg
https://ok.ru/video/684036002182?fromTime=94
https://youtu.be/OGXN11uNBYI
https://ok.ru/video/1925648693?fromTime=28https://ok.ru/video/1925648693?fromTime=28
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.