Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Конспект по окружающему миру «Земля-кормилица»
Составила Лагутина Анастасия Александровна
|
Цель урока: Содержательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека. Деятельностная: создание условий для формирования УУД. Задачи: Личностные: 1. Воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность в процессе учения. 2. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Метапредметные: |
Оборудование У учителя: проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал, почва, апельсиновые палочки, салфетки, стаканчики.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Образовательные ресурсы:
|
|
ХОД УРОКА:
ЭТАПЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
УУД |
|
1.Орг. момент |
- Здравствуйте дети! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Прежде чем мы начнём наше занятие, давайте поднимем друг другу настроение. - Посмотрите на своего соседа по парте, широко улыбнитесь ему. Я тоже вам улыбаюсь и надеюсь, что вы сегодня узнаете много нового и интересного.
- Молодцы, ребята! |
|
Формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.(К.) Учить выполнять учебные действия в устной речи, во внутреннем плане.(Р.). |
|
2. Актуализация к деятельности и мотивация |
- У вас на столах лежит конверт с карточками. Откройте его и положите карточки перед собой. - Знакомы ли вам картинки на этих карточках?
- Я буду вам читать предложение, а ваша задача догадаться, о чем идёт речь и показать нужную карточку. Если кто-то не помнит как обозначается полезное ископаемое, на обратной стороне карточки есть название. • Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф.) • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.) • Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.) • Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.) • Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.) • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.) • На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (Природный газ.) (предложения цитируются на слайде, после ответов детей, ответ появляется на слайде) - Молодцы ребята! |
- Это обозначение полезных ископаемых.
Показывают карточки |
Формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.(К.) Формировать умение воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.(П.) |
|
3. Постановка учебной задачи |
- Посмотрите на слайд. - В названии темы урока «...-кормилица» потерялось слово, чтобы найти его, вам нужно отгадать загадку. (загадка на слайде) Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу. (земля) - Прочитаем тему урока. - Какой вопрос возникает?
- Как бы вы ответили на этот вопрос? - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Хорошо, давайте составим план урока. План: 1. Что такое почва? 2. Состав почвы 3. Значение почвы |
- Земля. - «Земля-кормилица». - Почему землю называют кормилицей? Высказывания учащихся - Узнать, почему землю называют кормилицей.
|
Учить осознавать познавательную задачу.(П.) Формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.(К.) Учить выполнять учебные действия в устной речи, во внутреннем плане.(Р.). |
|
4.Открытие новых знаний |
- Чтобы ответить на первый вопрос «Что такое почва?» нам нужно собрать понятие. Почва-это верхний, темный, рыхлый слой земли. - Переходим ко 2 пункту плана, для этого мы побудем в роли исследователей. Мы будем выполнять опыты, в ходе которых будем выяснять, что входит в состав почвы. Работать вы будете в паре. - Давайте вспомним правила работы в паре. - Молодцы! - Проверьте готовность к опытам. У вас на столах лежит пакетик с почвой, салфетки, стаканчик с водой и апельсиновая палочка. - Если все готовы, давайте начинать. - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
- Какого цвета почва? - Давайте выясним, что входит в состав почвы. - У вас на столах лежит таблица, посмотрите на неё. - У нас 3 колонки. Что написано в 1 колонке? - Что написано во второй колонке? - И в третьей колонке вы будете записывать свой вывод. Практическая работа Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха. Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит, в почве есть вода. Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли. - Давайте приступим к 1 опыту. Возьмите кусочек почвы и положите в стакан с водой. Размешайте почву в стакане апельсиновой палочкой и внимательно наблюдайте, что будет происходить. - Что интересного вы заметили? - Верно, появляются пузырьки, какой вывод мы можем сделать? - Верно, в почве содержится воздух. - Запишите вывод в таблицу. - Отложите стаканчик с почвой в сторону. - Для следующего опыта нам нужна салфетка. - Возьмите кусочек почвы и аккуратно положите на салфетку. Затем салфетку с почвой нужно сжать как можно сильнее. - Стряхните почку обратно в пакет и посмотрите на салфетку. - Что интересного заметили?
- Какой вывод мы можем сделать? - Верно, в почве содержится влага. - Запишите вывод в таблицу. - Отложите салфетку в сторону. Теперь снова возьмите стакан, куда мы опускали почву. - Посмотрите, что произошло в стакане.
- Какой вывод мы можем сделать? - Верно, запишите вывод в таблицу. - Сейчас я покажу вам ещё 2 опыта, вывод мы тоже запишем в таблицу. - Если растворить почву в воде, профильтровать и выпарить воду, мы можем заметить белый налёт. Это минеральные соли. - Запишем вывод в таблицу. - Если почву немного нагреть, то мы увидим дым. Как вы думаете, почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых) - Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой мы можем сделать вывод? - Верно, запишем вывод в таблицу. - Итак, мы с вами выяснили, что входит в состав почвы. - Чтобы хорошенько запомнить эту информацию, предлагаю заполнить кластер. - У вас на столах лежит карточка с кластером. Заполните, пожалуйста. - Давайте проверим. Что вы вписали в прямоугольник посередине? - Из чего состоит почва?
- Молодцы. Физкультминутка Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Присаживайтесь, молодцы. Работа с учебником. - Переходим к 3 пункту плана. - Рассмотрите еще раз верхний слой почвы, посмотрите в окошко, что растёт на земле. - Что вызревает осенью на деревьях? - Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? - Это - плодородие. (на слайде появляется слово плодородие) - Как Вы понимаете смысл этого слова? - Что делает почву плодородной? - Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? - Давайте проверим ваши предположения (на слайде появляется определение плодородия). - В природе существует большое число типов почв. Давайте откроем учебник на странице 120 (160) и рассмотрим изображения почв. - Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородна? Почему? - Давайте проверим, верны ли были ваши предположения. Давайте прочитаем текст на странице 121 (161). (чтение по цепочке по предложению) - - Ребята, как вы думаете, нужно ли охранять почву? - А как вы думаете, как надо её охранять? - Давайте прочитаем в учебнике как нужно охранять почву. (чтение по цепочке) - Молодцы. Чтобы закрепить то, что мы узнали, выполните задание №3 в рабочей тетради на странице 67 (75). |
- Остатки сухих листьев, травы, маленькие палочки, остатки сухих насекомых.
- Что будем выявлять. - Как мы будем выявлять.
Выполняют
- Появились пузырьки. - В почве есть воздух.
- На салфетке осталось влажное пятно. - В почве есть вода.
- На дне стакана видны песчинки и глина. - В почве содержится песок и глина.
- В составе почвы есть перегной – гумус.
- Почва. - Из воздуха, воды, песка, глины, соли и перегноя.
- Трава, растения, деревья.
- Плоды Ответы детей.
Ответы детей.
Предположения детей.
Предположения детей.
- Нужно. Ответы детей. |
Формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.(К.) Формировать умение работать с информацией, представленной в разных формах.(П.) Воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность в процессе учения.(Л.) Учить принимать и сохранять цель и учебную задачу.(Р.) Умения Формировать слушать, понимать речь других и принимать участие в диалоге.(К.) |
|
5. Закрепление изученного |
- Выполним задание 4 в рабочей тетради. Прочитайте, пожалуйста, задание. - Давайте расшифруем условные знаки. - Давайте проверим. - Молодцы. - У вас на столах лежит карточка с тестом. - Выполните тест, а потом мы проверим, как вы усвоили тему урока. Тест: 1. Отметь, как называется верхний плодородный слой земли. А) почва Б) чернозём В) дёрн 2. Закончи высказывание: «Перегной – это…» А) верхний плодородный слой земли Б) сгнившие остатки организмов В) ценный вид почв в России 3. Укажи, какие почвы в нашей стране самые распространённые. А) чернозёмные Б) подзолистые В) луговые 4. Отметь, в каких почвах можно обнаружить толстый слой торфа. А) в луговых Б) в болотных В) в серых лесных 5. Укажи, какой тип почвы самый плодородный. А) тундровая почва Б) серая лесная почва В) чернозём 6. За какое время в природе образуется один сантиметр почвы? А) за 2-3 года Б) за 25-30 лет В) за 250-300 лет 7. Отметь, что происходит с почвой, если её слишком сильно поливать. А) в почве накапливается избыток соли Б) в почве появляются насекомые – обитатели водоёмов В) по почве неприятно ходить 8. Что не помогает защите почвы на полях? А) посадки лесных полос Б) снегозадержание В) внесение удобрений 9. В лабораторию на исследование попал образец почвы, в котором обнаружили толстый слой дёрна, образованного переплетающимися корнями травянистых растений. Какой вывод сделали учёные? А) Образец почвы взят в тундровых почвах Б) Образец почвы взят в подзолистых почвах В) Образец почвы взят в луговых почвах 10. Учитель спросил четвероклассников: «Что происходит при чрезмерном внесении в почву удобрений?» Дети дали ответы: А) Ира: «Растения растут очень быстро». Б) Олег: «Гибнут черви, личинки и бактерии». В) Яна: «Почва пересыхает» С кем из детей ты согласишься? Ответы: 1-А; 2-Б; 3-Б; 4-Б; 5-В; 6-В; 7-А; 8-В; 9-В; 10-Б. - Давайте проверим. Поменяйтесь тестом с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета или карандаш. Возле каждого задания ставьте знак «+» если ответ правильный, знак «-» если не правильный. - Ответы вы видите на слайде. - Если у вас 1 ошибка, поставьте оценку «5». Если 2-3 ошибки, оценка «4» Если 4-5 ошибок, оценка «3» Если больше 5 ошибок. Оценка «2» - Молодцы, ребята, вы отлично поработали. |
Расшифровывают и выполняют задание. |
Формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.(К.) Формировать умение работать с информацией, представленной в разных формах.(П.) Учить оценивать результат своих действий.(Р.) Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.(Л.) |
|
7. Подведение итогов урока, рефлексия. |
- Ребята, наш урок подошёл к концу. - Давайте вернемся к нашему плану. Узнали ли мы что такое почва? - Узнали состав почвы? - Узнали значение почвы? - Что узнали нового? - Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке? - Кто считает, что у него на уроке все получилось? - Какое у вас настроение в конце урока? -
Поднимите пальчики вверх, если хорошее, пальчик вниз, если плохое. (дача домашнего задания) |
|
Учить оценивать результат своих действий.(Р.) Формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.(К.)
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.