Тема урока: Что такое деньги?
Цели:
Задачи:
1. Образовательная:
1) В процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.
2) Вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран.
2. Развивающая:
1) Через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления
2) Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач.
3) Развивать диалогическую речь учащихся.
4) Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.
5) Продолжить работу по формированию навыка взаимопроверки, взаимопомощи.
6) Совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека
3. Воспитательная:
1) Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников.
2) Способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет.
3) Поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.
Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Виды деятельности и формы работы:
· фронтальная работа:
· индивидуальная работа на местах - тесты;
· работа в группах;
· самостоятельная работа;
Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, учебник Мир вокруг нас 3 класс (Плешаков А.А.), рабочие тетради, металлические деньги
Ход урока:
Оргмомент.
Загадка (Слайд 3)
Загадка о деньгах
Маленьк4ие, кругленькие по карманам скачут (Монеты)
Что проверяют не отходя от кассы(деньги)
Сообщение темы и целей урока. О чем мы сегодня будем говорить? О деньгах. Давайте закроем на миг глаза и представим, что мы с вами оказались в том времени. Когда не было вообще денег.
Работа с деформированной пословицей (Слайд 4)
Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.
- Согласны ли вы, дети, с этой пословицей? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились?
Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник.
- А если начать со слова "плохо", как должна звучать пословица?
Составляется новый вариант:
Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.
Обмен в экономике бывает простой и сложный
Ситуация 1простой обмен (Слайд 5)
- Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?
- Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять.
Обсудить:
а) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен.
б) При каких условиях совершается обмен.
в) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие.
Ситуация 2 (Сложный обмен)(Слайд 6)
- Сапожнику понадобился (захотелось) опять вкусный пирог, а пирожнику не нужны сапоги. Что делать сапожнику?
- Сапожник должен спросить, что нужно пирожнику. У пирожника сломалась его любимая чашка: Что должен делать сапожник?
- Искать гончара. Обменять свои сапоги на чашку, затем идти к пирожнику, обменять чашку на пирожное.
-
Любой ли гончар обменяет своё изделие на сапоги?
- Нет. Только тот, кому нужны сапоги.
Обсудить: возможность и трудности такого обмена.
Вывод: неудобно.
Найди и поменяй (Слайд 7)
На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.
Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.
1 группа: 1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;
2 ученик: есть курица, нужна собака;
3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.
2 группа: 1 ученик имеет карточку: есть зерно, нужна ткань;
2 ученик: есть ткань, нужно масло;
3 ученик: есть масло, нужно зерно.
Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.
Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.
Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?
1. Затрачивается много времени.
2. Сложность и неудобство поиска.
3. Обмен может сорваться.
Работа с учебником (Слайд 8)
Давайте прочитаем в учебнике страница 66. Как можно назвать ваши действия по обмену товаров с точки зрения экономики? (БАРТЕР)
Физкультминутка (Слайд 9)
Сказка (Слайд 10)
Учитель: Мы сейчас вспомним русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?
Что делала курочка чтобы спасти петушка?
Дети: Менялась.
Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?
Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.
Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.
Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.
Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?
Дети: Покупатель.
Учитель: А тот, у кого товар?
Дети: Продавец.
Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?
Дети: Он может купить то, что ему нужно.
Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?
Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.
Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар
(Слайд 11)
Словарь Ожёгова Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
История возникновения денег (Слайд 12)
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Вернемся к сапожнику. Как вы думаете, товары сапожника и пирожника равноценны? (В нашем случае товар сапожника намного дороже пирожного) Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, В разное время у разных народов все эти вещи были деньгами, так как большинство людей брали их в уплату за свои товары.
(Слайд 13)
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
(Слайд 14)
У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
(Слайд 15)
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй.
Работа с учебником
Прочитайте материал учебника на с.67 и найдите ответ на вопрос: Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги? Что такое цена товара? Вначале урока мы прочитали из словаря значение слова « деньги». Как по-другому сказать, что такое деньги? Это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Практическая работа (Слайд 16)
Рассматривание металлических денег: 1 рубль и 1 копейка. Определение частей монет.
Очень часто монета становится главной разрешительницей всевозможных споров.
Игра «Орел или решка»
Денежные единицы разных стран (Слайды 17-18)
Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде.
Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой ок. 200 грамм). Как вы думаете а деньги во всех странах одинаковые? Демонстрация купюр России. Они всегда были такими. Конечно нет. (Демонстрация денег) А откуда человек берет деньги?
Большинство людей во всех странах получают в качестве заработной платы, то есть платы за работу ( зарплата)
На заработанные деньги человек покупает необходимые товары и услуги (какие?) Часть денег он может отложить на будущее, сберечь. Это сбережения. Он использует их тогда, когда это будет необходимо (квартира, машина)
Решение практической задачи: (Слайд 19)
Мальвина дала Буратино на покупку канцелярских товаров 50 рублей.
Хватит ли Буратино денег на покупку 3 ручек, 2 ластиков, 1 тетради и 1 блокнота.
Сколько он должен получить сдачи? Как решим задачу? Почему ее невозможно решить? (В условии задачи несказанно, о цене товара) Значит, цена играет большую роль в нашей жизни.
Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.
- Какой способ обмена удобнее? (купля-продажа)
- Что участвует в этом обмене? (деньги)
- Что такое деньги? (особый товар)
Ребята, давайте подведем итоги, создав синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это особое стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
Наш синквейн:
Название (1 слово) – деньги
Описание (2 прилагательных) – бумажные, металлические
Действие (3 глагола) – купить, продать, обменять
Чувство – копейка рубль бережёт.
Суть (1 слово) – товар
Рефлексия (Слайд 20)
Я узнал…
Мне понравилось…
Я бы хотел рассказать…
Домашнее задание (Слайд 21)
Придумать и нарисовать деньги будущего
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.