Урок по ОЗМ: «Зона арктических пустынь».
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом – 4-ый класс
Цель: формирование представлений о природной зоне арктических пустынь.
Задачи: дать представление об особенностях неживой природы ледяной зоны России, растительном и животном мире Арктики, научить находить зону арктических пустынь на карте «Природные зоны России»;
обеспечить успешное взаимодействие учащихся в группах для продуктивной работы; создать условия для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных УУД
Оборудование для учащихся: учебники, маршрутный лист изучения природной зоны
Оборудование для педагога: Карта «Природные зоны России», проектор, презентация.
Сценарий урока
Продолжительность занятия составляет 40-45 минут.
1. Блиц-опрос у карты:
1) Самое большое озеро России? (Каспийское)
2) Река, впадающая в Каспийское море-озеро? (Волга)
3) Река, соединяющая Байкал с Северным Ледовитым океаном? (Енисей)
4) Самая длинная река России? (Обь)
5) Моря Атлантического океана? (Балтийское, Чёрное)
6) Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко», «Ладога-матушка»? (Ладожское, Онежское)
7) В список Всемирного наследия внесено …? (озеро Байкал)
2. Постановка темы и задач урока.
По какому большому разделу мы начали работу? (Путешествие по природным зонам России).
Что мы будем сегодня исследовать? (новую природную зону).
Сколько всего природных зон различают на территории России? (6)
Вспомним план изучения природных зон.
Подумайте, что характерно для этой зоны. Почему здесь такие суровые погодные условия. Какая здесь преобладает растительность? Представители каких классов животных встречаются в Арктике? Какие могут быть экологические проблемы?
3. Распределение на группы, выбор капитана группы.
Задание для учащихся: Используя учебники, подготовить выступление о новой природной зоне.
1группа – географы, занимаются изучением расположения на карте России, климатическими особенностями этой зоны. Им предстоит выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?»
2 группа – ботаники, занимаются изучением растительного мира этой зоны.
Выясняют, как приспосабливаются растения к природным условиям. Есть ли в этой зоне растения, занесенные в Красную книгу?
3 группа – зоологи, занимаются изучением животного мира этой зоны. Выясняют, как животные приспособились к жизни в суровых условиях. Какие животные занесены в Красную книгу?
4 группа – этнографы, занимаются изучением хозяйственной деятельности человека в этой зоне
5 группа – экологи, занимаются изучением экологических проблем этой зоны. Узнают, есть ли заповедники, расположенные на территории Арктики.
Какую одежду выберем для членов экспедиции? (меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо, тёмные очки).
В каждой группе дети самостоятельно распределяют материал для изучения, роли.
4 Отчёт о проделанной работе.
Выступление учащихся. В ходе выступления учитель показывает презентацию, иллюстрируя выступление.
По мере выступления дети заполняют маршрутный лист:
Расположение |
Климат |
Особенности |
Растения |
Животные |
Занятия населения |
Заповедники |
|
|
|
|
|
|
|
По ходу выступлений групп дети задают уточняющие вопросы выступающим.
5 Рефлексия. На все ли вопросы получили ответы? Остались ли вопросы?
владение способами совместной коммуникации, деятельности в группе |
-принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенного учителем;-предлагает группе свои идеи;-выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата |
-договаривается о правилах обсуждения в группе;-задает вопросы на понимание идей других членов группы;-убеждается, что его идея правильно понята;-самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участок работы;-оценивает свой вклад в работу группы |
-высказывает свои ожидания от группового общения;-аргументирует свои высказывания;-указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений;-согласует распределение зон ответственности в работе;-оценивает успешность работы группы |
|
- Плешаков А.А., Природоведение.
- Мельчаков .Скаткин.Природоведение 3-4 класс.
-Энциклопедия «Природные зоны России
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.