Урок по решению исследовательской задачи в компьютерной программе «Живая геометрия» по теме: «Сечение многогранников»
Оценка 4.8

Урок по решению исследовательской задачи в компьютерной программе «Живая геометрия» по теме: «Сечение многогранников»

Оценка 4.8
docx
математика
01.09.2020
Урок по решению исследовательской задачи в компьютерной программе «Живая геометрия» по теме: «Сечение многогранников»
Емельянова разработка.docx

Урок по решению исследовательской задачи в компьютерной программе «Живая геометрия» по теме: «Сечение многогранников»

 

Ученикам 10-го класса предлагается задача: определить вид сечения параллелепипеда, в котором 2 точки М и К середины граней ВВ1 и АВ соответственно, а точка L движется по прямой содержащей ребро СС1. [17]

И исследуйте при каком расположении точки L сечение МКL будет иметь вид: а) трапеция; в) параллелограмм; г) треугольник.

Учитель подсказывает что необходимо построить хотя бы 3 сечения, так чтобы точка L:

1)    Совпадала с точкой С1

2)    Лежала между точками С1 и С (частный случай середина СС1)

3)    Совпадала с точкой С


Предполагается индивидуальная форма работы над задачей. В компьютерной программе «Живая математика» учащиеся строят произвольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1, на ВВ1 и АВ отмечают середины граней М и К соответственно и точку L, которая движется по прямой содержащей ребро СС1 (рис 16).

Изменяя положение точки L (по подсказкам учителя) и достраивая каждый раз сечение параллелепипеда, учащиеся высказывают гипотезы о виде сечения параллелепипеда:

1)   


Если точка L совпадает с точкой С1, то сечение – трапеция (рис. 17).

2)   


Если точка L лежит между точками С1 и С (частный случай середина СС1), то сечение – параллелограмм. (рис. 18)

3)    РЕсли точка L совпадает с точкой С, то сечение – треугольник (рис. 19).


Первая гипотеза: “KMLD – трапеция” доказывается на уроке методом эвристической беседы (рис. 20).

Учитель: Давайте посмотрим, как мы строили данную фигуру. Почему мы соединили точки К и М ; М и С1(L)?

Ученики: Так как обе пары точек находятся в одной плоскости.

Учитель: Как мы построили прямую LD?

Ученики: Секущая плоскость пересекает параллельные грани по параллельным отрезкам, поэтому KM ççLD

Учитель: Почему мы соединили точки D и K?

Ученики: Так как они находятся в одной плоскости

Учитель: Какую фигуру мы в итоге получили и почему?

Ученики: Сечением является трапеция. Трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны, что мы и можем увидеть исходя из построения.

Ученики оформляют описание построения в тетрадях:

1.     Соединим КМ – т.к. в одной плоскости

2.     Соединим ML – т.к. в одной плоскости

3.     Проведем через точку L прямую параллельную МК (по правилу построения параллельных отрезков в параллельных плоскостях)

LD ççKM

4.     Соединим DK – т.к. в одной плоскости

KMLD – искомое сечение – трапеция (LD ççKM).

Далее класс делится на две группы. Каждая группа получает задание доказать одну из гипотез:

·                   Если точка L лежит между точками С1 и С (частный случай середина СС1), то сечение – параллелограмм.

·                   Если точка L совпадает с точкой С, то сечение – треугольник.

Затем представитель каждой группы выходит к доске и показывает свой чертеж и построение.

Для более сильного класса можно предложить: определить вид сечения параллелепипеда, в котором 2 точки М и К середины граней ВВ1 и АВ соответственно, а точка L движется по прямой содержащей ребро СС1. Причем точка LÎCC1 и может находиться на ребре, а может выходить за пределы ребра СС1.

В итоге одно построение так же рассматривается сообща, а в последствии можно разделить класс так же на 2 группы, но теперь у каждой группы будет уже 2 задания разного уровня сложности.

Домашнее задание: составить две задачи на построение сечений многогранников с использованием полученных знаний.

Подведение итогов урока, выставление оценок.


 

Урок по решению исследовательской задачи в компьютерной программе «Живая геометрия» по теме: «Сечение многогранников»

Урок по решению исследовательской задачи в компьютерной программе «Живая геометрия» по теме: «Сечение многогранников»

Изменяя положение точки L (по подсказкам учителя) и достраивая каждый раз сечение параллелепипеда, учащиеся высказывают гипотезы о виде сечения параллелепипеда: 1)

Изменяя положение точки L (по подсказкам учителя) и достраивая каждый раз сечение параллелепипеда, учащиеся высказывают гипотезы о виде сечения параллелепипеда: 1)

Первая гипотеза: “ K MLD – трапеция” доказывается на уроке методом эвристической беседы (рис

Первая гипотеза: “ K MLD – трапеция” доказывается на уроке методом эвристической беседы (рис

Ученики: Сечением является трапеция

Ученики: Сечением является трапеция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2020