Урок № 1 |
10А от 09.09. |
10Б от 09.09. |
10В от 09.09. |
2021 |
||||||||
Тема |
Родная литература. Вводный урок |
|||||||||||
Цель урока: |
воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры, приобщение к литературному наследию своего народа. |
|||||||||||
Задачи: |
||||||||||||
предметные: |
усвоение знаний о литературе как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых литературоведческих понятий и их использование при анализе; |
|||||||||||
метапредметные: |
формирование умений опознавать, анализировать факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний; овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания |
|||||||||||
личностные: |
расширить социальный опыт подростка посредством родной литературы; способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника; воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русской литературы; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи. |
|||||||||||
Тип урока: вводный. |
||||||||||||
Методы урока: теоретический; урок-лекция с элементами беседы. |
||||||||||||
Технология: педагогического сотрудничества. |
||||||||||||
Оборудование: презентация. |
||||||||||||
ХОД УРОКА |
||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|||||||||||
|
||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
|||||||||||
|
||||||||||||
Оформление тетрадей, темы урока, цели, задач. Оформление журнала приема-передачи. |
Оформление записей. |
|||||||||||
|
||||||||||||
- Что мы хотим знать на уроках родной (русской) литературы? |
Беседа. |
|||||||||||
|
||||||||||||
Как ты
понимаешь значение слова «РОДНАЯ»? Подумай
над вопросами • Что это? • Зачем это? • Где это? • На уроках родной (русской) литературы мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. • А что такое литература? • Слово «литература» произошло от латинского языка. Литера – буква, то есть это всё то, что записано, напечатано, что можно прочесть или пересказать. • Литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). • Литература – это все художественные произведения того или иного народа, эпохи . Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура. Запиши в тетрадь подчеркнутый материал. • Литература делится на… • Мировую литературу • Национальную литературу • Запиши определения • Мировая литература - совокупность литератур всех народов мира от древности до современности. • Национальная - литература, отражающая в себе характер нации народа. • Под национальной литературой подразумевали произведения всех населявших это государство народов. • Мировая литература включает в себя собрание всего лучшего, что есть в национальной литературе, т.е. произведения выдающихся писателей • и поэтов. • Подумай и кратко запиши в виде таблицы ответ на вопрос: • Что общего и различного у литературы национальной и мировой ? • Россия - многонациональная страна. • Какая литература будет считаться родной? • Вспомни, с каким событием связано возникновение литературы на Руси? (Запиши) • Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси. • Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. • Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы. |
Беседа с элементами конспекти-рования. |
|||||||||||
7. Рефлексия |
||||||||||||
• Вспомни материал урока, попробуй устно ответить на вопросы: • Что такое литература? • В чем разница между мировой и национальной литературой? • С чем связано возникновение литературы на Руси? |
Анализируют, делают выводы. |
|||||||||||
|
||||||||||||
• Прочитать притчу «Чему учат книги?»
|
Запись в дневник. |
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.