Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
в 3 классе по теме:
Имя существительное (обобщение).
Откуда произошли некоторые названия птиц.
Выполнил учитель начальных классов: Волощук Марина Игоревна
?
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
• умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
• повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
• развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
• высказывать свое предложение
коммуникативные:
• уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
• уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
• развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
•
3. Предметные:
• развитие умения находить имена существительные, и употреблять их в речи и писать;
• формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Доброе утро, ребята! К нам сегодня на урок пришли гости из других школ, поприветствуйте наших гостей.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Итак, начнем работу.
Подумайте, какие качества нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)
Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" , чего бы ты хотел достичь на уроке, т.е какую вы ставите перед собой на уроке?
( индивидуально)
|
Я хотел( а) бы достичь ( начало урока) |
У меня получилось ( конец урока) |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Узнать что – то новое самостоятельно |
|
|
Порадоваться за товарища |
|
|
Получить «5» |
|
|
-Посмотрите на доску. Это окно. Как вы думаете ,что за окном находится? Приоткроем окно в природу? ( На слайде закрытое окно, открыв его, мы видим рисунок прихода зимы)
-Художник начал писать картину, а ваша задача? (ее завершить)
-Для этого надо выполнить ряд необходимых заданий.
_ Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кого не хватает на картине?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица) – 3 минуты
Открывают тетради, записывают слово птица.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
(разговор сегодня пойдет о птицах нашего края, НСО). А вы знаете, как произошли названия птиц?( нет- да), значит что вам сегодня надо будет узнать? (мы выясним, откуда и как произошли названия некоторых птиц). А еще нам необходимо населить лес птицами на нашей картинке. Ведь птицы живут в лесу?
-Зачем нужны птицы лесу? ( ответы детей)
А сейчас вы будите выполнять интересные задания, и вспомните, какие же птицы бывают.
Учитель выносит на слайд.( ребус, загадка, анаграмма)
Ответ появляется на слайде, вывешивается картинка.
(Соловей)- анаграмма
Скворец- анаграмма
Нос, как топор, хвост, как упор.
Ответ (Дятел)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
Ответ: Снегирь
(сорока)- ребус
( воробей)- ребус
Еще 2- х придумаю
Слова все на слайде, на доске картинки.
Обратите внимание на слова, что между ними общего?
Чем различаются?( род, зимующие и не зимующие)
Если не ответят
На какой вопрос они отвечают? (Кто?)
К какой части речи относятся эти слова? (….)
Какая цель будет на уроке? (повторить и закрепить знания об имени существительном).
Сейчас вспомните всё, что знаете про имя существительное (работа с кластером)- готовый кластер выносится на слайд, дети проверяют.
Работа с деформированным предложением
На доске слова.
ели около кукушка длиннохвостая пролетела
Как вы считаете, какое задание нужно выполнить? ( Дети сами предлагают составить из них предложение).
(Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.)
Работа с предложением
· подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения,
· указать части речи,
Физ. Минутка.
- Как вы думаете, почему кукушку так назвали? ( т.к. она издает звук ку-ку, это название птицы в русском языке возникло из- за звукоподражания)
А вам интересно узнать, как произошли названия других птиц?
Работа в группе.
У детей на столе лежат тексты, название интересных птиц, картинка с этой птицей.
Какая ваша задача будет? ( прочитать текст, найти происхождение название птиц)
1 группа - мухоловка, зяблик
2 группа - горихвостка, кедровка,
3 группа-вертишейка, глухарь
4 группа - канарейка, козодой.
По 2 человека из группы рассказывают классу, вывешивают картинку.
Записывают слова в тетрадь,
Найдите сложные слова или обратите внимание на слова……, какие это слова? Что в них особенного?
и разберите их по составу, (сравнивают с доской).
Какие слова отнесли к такой схеме……..
Какие к такой…………
+ - задание
На доске три пословицы про птиц, читают, объясняют смысл, записываю по памяти, сверяют с доской, находят и исправляют ошибки.
Орел хоть и страшен, но остается птицей.
Красна птица перьями, а человек – знаниями.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Где птица ни летает, а своё гнездо знает
Итог:
Заполняют вторую колонку
· о ком мы сегодня говорили на уроке?
· Как мы можем помочь птицам перенести зимнюю стужу? (Ответы детей.) как нужно вести себя в лесу?
· Какие сведения о птицах вы запомнили?
Что еще вспоминали?
· Что такое существительное?
Д.З, будет у вас на выбор:
1) придумываете рассказ или стихотворение об интересной птице.
2) найти 6-7 народных примет про птиц и выписать в тетрадь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.