Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Части речи»
Автор: Меликян О.В
Организация: МОУ «С(К)ОШИ №4» г. Магнитогорска
Населенный пункт: г. Магнитогорск
ВВЕДЕНИЕ
В своей работе я использую эффективную проектную технологию, для начальных классов - решение проектных задач.
В чем преимущества данной технологии:
1) (для учителя) возможность не только обучать детей, но и воспитывать, развивать;
2) дети учатся планировать свою работу в группе, взаимодействовать, синтезировать, анализировать, учитывать свои возможности, дети имеют возможность показать свои знания, умения, навыки;
3) развивается у детей в процессе выполнения проекта не только УУД, но и творческий потенциал;
4) данная технология позволяет учителю направленно контролировать, оценивать комплексно развитие и воспитание учащихся.
Во врем выполнения данной задачи (проекта) по теме «Части речи» дети затруднились в нахождении подлежащего в простом предложении, перепутали с однородными дополнениями, что показывает необходимость уточнения и повторения этого вопроса. В 4-ом классе дети знают только второстепенные члены предложения без уточнения, так как не делят на разновидности (дополнение, определение, обстоятельства). Поэтому ошибка считается допустимой.
С проектной задачей на уроке справились отлично, наблюдалась самостоятельность в выполнении всех заданий, дружная работа в каждой группе и хорошая рефлексия, доброжелательная и конструктивная атмосфера между группами. Данную работу можно проводить в течение 2-х часов в неподготовленном классе. Я провела один урок, на котором дети справились со всей работой, так как класс подготовленный.
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «ЧАСТИ РЕЧИ»
Русский язык, 4 класс, «Школа России»
30.04.2024 г.
Название проектной задачи: «Мудрая сова попросила помочь ее ученикам выполнить задание по русскому языку»
Предмет: Русский язык
Класс 4 «Г»
Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Тип урока: урок развивающего контроля
Технология: проектная технология
Цели:
Деятельностная: научить детей работать в команде, способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать коммуникативные навыки
Содержательная: проверка знаний, умений по теме «Части речи», приобретенных навыков учащихся.
Развивающая: развитие творческих навыков и способностей, навыков устной и письменной речи.
Задачи: задача с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
План урока:
I. Мотивационный этап 1 мин.
II. Актуализация знаний и осуществление пробного действия 5-6 мин.
III. Фиксирование локальных затруднений 2 мин.
IV. Создание плана по решению проблемы 2 мин.
V. Реализация на практике выбранного плана 20 мин.
VI. Рефлексия деятельности 9-10 мин.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача: знание частей речи и определение понятий о частях речи, морфологические признаки частей речи и умение их определять.
Четвероклассники освоили принципы деления слов на группы, знают и определяют постоянные и изменяемые признаки частей речи.
Общие учебные умения:
• работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
• работать согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
• умения использовать творческие способности учащихся и интеллектуальные возможности каждого ребёнка.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» - схему для учащихся младших классов.
• раскрытие творческого потенциала детей
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе.
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для учащихся лесной школы схемы, которые помогут малышам запоминать и находить части речи. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 4 группы. Каждая из групп получает задание:
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие на листах А4, в котором будет чётко, наглядно, доступно изложено все, что им известно про части речи.
Ход урока. Описание проектной задачи.
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит очень интересная задача. Мы будем помогать учащимся лесной школы. Мудрая сова попросила нас о помощи, потому что ребятки-зверятки, ее ученики, не знают, что такое части речи и признаки частей речи. Поможем? (дети отвечают).
Но сначала я должна убедиться, что вы сами разбираетесь в изучаемом материале по теме «Части речи».
Викторина (фронтальная работа). Слад 5 презентации
Вопросы викторины:
- как называется наука, которая изучает части речи? (морфология)
- сколько частей речи в русском языке? (10)
- на какие 2 группы делятся части речи? (2 группы, самостоятельные, служебные)
- сколько самостоятельных частей речи и назовите их? (6, имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, наречие, имя числительное)
- сколько служебных частей речи и назовите их (4, союзы, предлоги, частицы, междометия)
- что такое имя существительное?
- назовите признаки имен существительных
- что такое имя прилагательное и его признаки?
- что такое глагол и его признаки
- что такое наречие?
- что такое имя числительное, приведите примеры
- что такое местоимение и его признаки?
III. Фиксирование локальных затруднений.
Учитель: Я вижу, вы хорошо усвоили тему и знаете все признаки частей речи и мы приступаем к решению задачи.
IV. Создание плана по решению проблемы
Слайд 6 презентации «Правила работы в группе»:
1. Работать дружно, договариваться.
2. Уважать мнение каждого.
3. Если не согласен – предлагай.
4. Помогать друг другу.
Для этого разделимся на группы. Каждая команда придумает название и общий проект. Каждая группа получит пакет заданий от мудрой совы, и вы разделите между собой задания и выполните проект- решение этой задачи. В конце урока мы подведем итоги и решим, сможем ли мы помочь лесной школе.
V. Реализация на практике выбранного плана Самостоятельная работа учащихся в группах (учитель озвучивает время выполнения работы 15-20 мин.)
VI. Рефлексия деятельности
Слайд 7-14
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо).
Д/з повторить определение понятий о частях речи по памятке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
2. Александрова, О. Н. Педагогический проект на тему «Развитие познавательно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности» // Завуч начальной школой. – 2013. - № 4. – С. 87-93
3. Вахромеева, Т. А., Коробейникова Н. Н., Кужлева И. М. и др. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 3. – С. 11-22
4. Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
Приложение 1
Этап рефлексии
Оценочный лист ученика
(у каждой группы есть оценочный лист для самооценки)
№ |
Умения |
Самооценка (1-3 балла за каждое задание) |
1 |
Творческое задание. Схема «Части речи» |
|
2 |
Морфологические признаки частей речи, умение находить в предложении нужную часть речи |
|
3 |
Разбор предложения по частям речи |
|
4 |
Синтаксический разбор предложения |
|
5 |
Разбор слова по составу |
|
6 |
Комплексное составление продукта: -название команды; -умение работать в группе. |
|
7 |
Умение оценивать друг друга |
|
|
Итоговая оценка: |
|
Приложение 2
Пакеты заданий для групп
Пакет заданий для 1 группы.
1 задание. Придумайте название своей команде и вместе составьте схему о частях речи.
2 задание. В этом предложении выделить прилагательное и существительное. Указать род, число, падеж и склонение имени существительного.
Необходимо охранять наши рыбные богатства.
3 задание. Разобрать по частям речи предложение:
Человеческая жизнь тесно связана с природой.
4 задание. Сделать синтаксический разбор этого предложения (из задания 3), то есть дать характеристику.
5 задание. Разберите слова по составу: ореховый, смотреть, скворушка, направо, девятый, своими. Над каждым словом подписать часть речи.
Пакет заданий для 2 группы.
1 задание. Придумайте название своей команде и вместе составьте схему о частях речи.
2 задание. В этом предложении выделить глагол и наречие. Дать определение понятия. Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
3 задание. Разобрать по частям речи предложение:
Человеческая жизнь тесно связана с природой.
4 задание. Сделать синтаксический разбор этого предложения (из задания 3), то есть дать характеристику.
5 задание. Разберите слова по составу: ореховый, смотреть, скворушка, направо, девятый, своими. Над каждым словом подписать часть речи.
Пакет заданий для 3 группы.
1 задание. Придумайте название своей команде и вместе составьте схему о частях речи.
2 задание. В этом предложении выделить местоимение. Указать число лицо.
Я осторожно заглянул в комнату.
3 задание. Разобрать по частям речи предложение:
Человеческая жизнь тесно связана с природой.
4 задание. Сделать синтаксический разбор этого предложения (из задания 3), то есть дать характеристику.
5 задание. Разберите слова по составу: ореховый, смотреть, скворушка, направо, девятый, своими. Над каждым словом подписать часть речи.
Пакет заданий для 4 группы.
1 задание. Придумайте название своей команде и вместе составьте схему о частях речи.
2 задание. В этом предложении выделить числительное. Указать его морфологический признак.
Моя фамилия в списке была восьмая.
3 задание. Разобрать по частям речи предложение:
Человеческая жизнь тесно связана с природой.
4 задание. Сделать синтаксический разбор этого предложения (из задания 3), то есть дать характеристику.
5 задание. Разберите слова по составу: ореховый, смотреть, скворушка, направо, девятый, своими. Над каждым словом подписать часть речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.