Урок по русскому языку "Фразеология"
Оценка 4.7

Урок по русскому языку "Фразеология"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
23.11.2024
Урок по русскому языку "Фразеология"
otkrytyy_urok_v_6_klasse_po_teme_frazeologizmy_2.doc

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ

«ГОРОД МАХАЧКАЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 38»

Ул. Ю. Акаева, 13, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367010, тел (8722) 62-49-53 e-mail: school_38_mchk@mail.ru ОГРН 1060562005701, ИНН/КПП 0562062943/057201001, ОКПО 49166410

 

 

 

 

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Фразеологизмы».

 

 

 

 

 

 

                                                                                        учитель русского языка и литературы:

Мирзоева Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

 Тип урока: изучение новой темы.

 Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.

                                                        

Ход урока

1. Организационный момент

 Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.

Итак, не будем бить баклуши.

 Вы засучите рукава.

 Задания приготовьтесь слушать,

 Чтоб не кружилась голова.

2. Актуализация

Давайте вспомним основные изученные понятия в  разделе «Лексика».

СЛАЙД 2

3. Формирование новых понятий и способов действия

         «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

         - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

         Светлана стала как-то странно вертеться.

         - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных    слов  с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить.  Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Такие словосочетания называются несвободными.

       Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний. СЛАЙД 3 именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы. СЛАЙД 3

Прочитайте словосочетания и определите, какое из них употреблено в свободной форме, а какое -  в  несвободной. СЛАЙД 4

Составим два предложения со словосочетаниями любой строки и разберём их синтаксически. А теперь давайте дадим определение фразеологизма СЛАЙД 5

Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».

Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. СЛАЙД 6 Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый). 

4.Закрепление пройденного материала.

1)Откроем учебники упр.100 стр.48

2)-- Что не вырубишь топором? СЛАЙД 7

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки? СЛАЙД 8

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники? СЛАЙД 9

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка? СЛАЙД 10

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост? СЛАЙД 11

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают? СЛАЙД 12

(Цыплят по осени считают)

 

3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках) СЛАЙД 13

 

§  Кататься как               куры не клюют

§  Как кот                         зимуют

§  Денег                           назубок

§  После дождичка        наплакал

§  Где раки                      сыр в масле

§  Знать                           в четверг

 

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

 «Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

«Как кот наплакал».

Очень мало

«После дождичка в четверг»

неизвестно, когда исполнится.

«Знать назубок»

превосходно выучить что-либо

«Где раки зимуют»

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно, когда исполнится.

- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.

4) Минутка для шутки

Каждый ученик  по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные–   угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

1.Стоять на задних лапках.

4.Не находить места.

2.В рот воды набрал.

5.Намылить шею.

3.Попасть не в бровь, а в глаз.

6.Зарубить на носу.

 

4) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) СЛАЙД 14

1) рукой подать                                            1) мастер на все руки

2) на вес золота                                            2) спустя рукава

3) душа в душу                                               3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                         4) грош цена

5) в час по чайной ложке                              5) как кошка с собакой

6) профессор кислых щей                              6) молоко на губах не обсохло голове

7) засучив рукава                                            7) на всех парах

 

 

5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? СЛАЙД 15 Проверим СЛАЙД 16

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

 

6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и  посетим с вами фразеологический зверинец

СЛАЙД 17

- Голоден, как …(волк)

- Труслив, как ...(заяц)

- Здоров, как …(бык)

- На ухо наступил… (медведь)

- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

- Грязный, как … (свинья)

- Колючий, как … (еж)

-Хитёр как лиса

-Изворотлив как уж

- Надут как индюк

- Упрям как осёл

 -Болтлив как сорока

Родственники за рубежом СЛАЙД 18

§  Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

(как две капли воды)

§  Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

(Как сыр в масле катается)

§  Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит:  знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?

(Как свои пять пальцев)

§  Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?

(У него денег куры не клюют)

§  Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?

(Зарубить себе на носу)

§  Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?

(Он тебе в подмётки не годится)

§  После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?

(Искры из глаз сыплются)

7) Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

        Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …;  днём с огнём не …;  в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

         Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

5. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам: -     

        О каком явлении в русском языке мы сегодня  говорили? (фразеологизмах)

              Что такое фразеологизм?

               Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

               Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

               Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

               В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи,  окружающие  слушают с  интересом)

 6. Домашнее задание.

       Написать мини-сочинение, иллюстрирующее  фразеологизм.

 

Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов. СЛАЙД 19

 

§  Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

§  Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

§  Пожелание удачи в чём-либо

 (В добрый час, ни пуха ни пера)

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить

Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить

Кататься как куры не клюют §

Кататься как куры не клюют §

Стоять на задних лапках. 4

Стоять на задних лапках. 4

Грязный, как … (свинья) - Колючий, как … (еж) -Хитёр как лиса -Изворотлив как уж -

Грязный, как … (свинья) - Колючий, как … (еж) -Хитёр как лиса -Изворотлив как уж -

О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)

О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2024