Урок по русскому языку на тему: "Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение "
Оценка 4.9

Урок по русскому языку на тему: "Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение "

Оценка 4.9
docx
14.01.2024
Урок по русскому языку на тему: "Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение "
konspekt_uroka_russkogo_yazyka._4_klass._obrashchenie.docx

Конспект урока русского языка. 4 класс

Тема:     Обращение. Знаки препинания в предложении, содержащем обращение

Цели:

1.Создать каждому ученику условия для успешного усвоения темы «обращение».

2. Раскрыть понятие «обращение».

3. Научить узнавать обращение в предложениях, оформлять обращение на письме.

4. Учить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать монологическую речь учеников.

5. Воспитывать интерес к предмету.

Х о д   у р о к а

I.       Организационный момент

II.      Сообщение темы урока

1. Чистописание.

- В конце урока мы с вами должны будем ответить на все эти вопросы. А сейчас приступим к чистописанию: Оо, оро оло, до ов. (Запись на доске).

 

2. Словарная работа.

 1. Записать отгадки в тетрадь. 2 ученика у доски.

1)    Белое платье, серёжки, как слёзки,

Так наряжаются только …. (берёза)

2)    Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)

3)    Краснощёка, невеличка,

Манит в лес нас …    (земляника)

4)    Он боится и девчонок,

Белый маленький …           (заяц)

5)    В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка …                (воробей)

6)    Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой      (иней)

 2. Самопроверка.

3. Вступительная беседа учителя. Сообщение темы. Постановка вопросов по теме.

– Ребята, положите ручки и послушайте меня. Проверив вашу работу, хочу сказать, что ты, ………, прекрасно справилась с работой, а ты, …………, хуже, чем мог бы это сделать.

-  Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.

 – А как узнали Наташа и Рома результаты словарной работы?

 – Вспомните, что именно я сказала?

 – Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).

 – Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

 – Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

Чему на уроке научимся?

            -            Как оформляется (выделяется) на письме?

            -            Каким значком обозначается в схеме предложения?

            -           Каким членом предложения является?

            -           Какой частью речи выражено обращение?

- Я предполагала ваши вопросы, поэтому заранее записала некоторые из них в виде плана (таблицы):

     1.Что такое обращение?                                     -

     2. Как оформляется на письме?                         -

     3. Каким значком обозначается?                        -

     4. Каким членом предложения является?          -

     5. Какой частью речи выражено?                        -

 

– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).

 – Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

-  Чтобы ответить на все вопросы, сделать вывод, понаблюдаем над следующим упражнением.

 

III. Объяснение нового материала.

На доске записана группа слов:

             солнышко  мы  шлем  тебе  привет

-   Можно ли считать, что на доске записано предложение? (Да, есть главные члены предложения, выражена законченная мысль)

    -   Оформлено ли оно на письме? (Нет)

-   Оформите предложение. (надписывают заглавную букву, ставят   «!»)

-   Почему поставили «!»? (содержится сообщение с чувством радости)

-   Назовите слово, которое показывает к кому обращаются с  речью. (солнышко)

-  Договоримся: Слово, которое показывает к кому, чему  обращаются с  речью называется ОБРАЩЕНИЕ.

Итак, слово солнышко в предложении является обращением (заполняем 1 пункт плана (таблицы). 

- А если предложение звучит так:  

 Солнышко, мы  шлём тебе привет!

 - Где обращение? – солнышко.

 - Прочитайте предложение ещё раз выразительно.

-  Что вы заметили, когда Маша прочитала это предложение  выразительно? (Она сделала остановку, выделила голосом слово солнышко,  произнесла слово солнышко с чувством и т. д.)

Молодцы, вы заметили, что при произнесении предложения на слово солнышко падает логическое ударение и делается вынужденная пауза. А как на письме обозначить эту паузу? (Запятой)  (заполняем 2 пункт плана).

- Теперь можно составить схему этого предложения.

- Где находится обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине?)

 О,                         !    - обозначим обращение заглавной буквой О и поместим в схеме в начале предложения.  (Заполняем 3 пункт плана)

-  Разберите это предложение. Найдите словосочетания. Установите связь.

                                                          кому?              что? 

                           Солнышко, мы  шлём  тебе привет!

- Вошло ли слово солнышко в какое-нибудь словосочетание?  (нет)

- Значит, может ли обращение быть каким-либо членом предложения? (нет)

- Какой частью речи выражено обращение? (Именем существительным)

- Охарактеризуйте наше им. сущ. « солнышко». Что о нем можно сказать? (неодушевленное, нарицательное). (Заполняем 5 пункт плана).

- Вывод.   Что вы узнали об обращении?

Делают вывод по плану:

  1.Что такое обращение?                                                      - слово (группа слов),

                                                                                                  которое показывает

                                                                                                  к кому обращаются.

  2. Как оформляется на письме?                                           - выделяется  «,»

3. Каким значком обозначается  в схеме?                                   - О

  4 .Каким членом предложения   является?                                       -          

  5.Какой частью речи выражено?                                           - существительным:

                                                                                                        одушевленным,

                                                                                                        неодушевленным,

                                                                                                        собственным, 

                                                                                                        нарицательным.

Обращение – это слово, которое показывает, к кому обращаются с речью. На письме выделяется запятой, в схеме обозначается значком О, не является членом предложения.

 

IV. Физминутка для глаз, для рук.

1.     Разминка для рук «Замок».

2.     Закрыть глаза, расслабить мышцы глаз. Открыть глаза. Путешествуем по букве О вправо, влево. Делаем восьмерки глазами.

V.  Работа по теме урока
   1.  Ознакомление с правилом в учебнике на с.60.

- Ответьте – Что нового узнали о словах – обращениях.

    -Если О в начале предложения, то «,» после него

    -Если О в конце предложения, то «,» перед ним.

    -Если О в середине предложения, то «,» с двух сторон.

 
2.     Работа по образцу.
   Упр. 101, с. 59 прочитайте задание.  Работа на доске и в тетрадях.

                - Не губи меня, девица!    - обращение девица, выделяется

             запятой перед словом, схема:                                        , О     !

          -Бабушка, постой немножко!   – обращение бабушка в начале  предложения выделяется запятой после слова.

                                                     схема:               О,                              !

-Что, Соколко, что с тобою?  - обращение Соколко в  середине предложения выделяется двумя запятыми.

                                                       схема:                        , О ,                   ?

-         Какой частью речи выражено обращение девица, бабушка,  Соколко?

-          Что ещё можете сказать об обращениях выраженных именем существительным? (существительное одушевленное, неодушевленное,  нарицательное, собственное).  (Заполняем 5 пункт плана)

- Из какого произведения, сказки эти строки?  Хочется сказать, что в произведениях русских писателей Пушкина, Некрасова, довольно часто встречаются обращения.

 

VI.      Первичная проверка понимания.           
а) Выписать предложение с обращением. Составить схему (на усмотрение учителя).

              1 вариант                                                       2 вариант

О чем ты, девочка, плачешь?                         Как мне не плакать, волк?

В нашем лесу растут ель, сосна.                 Отправились на охоту волк, лиса.

(один ученик за доской)       

б) Проверка. Кто выполнил так же, ставит   +.

                  

в) Упр.102 (1абзац) с.61 (ученик за доской).

- Прочитайте предложения из стихотворения Н. Некрасова. Найдите в предложениях обращения. (Гриша, Фингалко, Сергей, Кузяха, Ванюша)

-  Какой частью речи они выражены? (Именем существительным)

-  Какие существительные употреблены в этих предложениях в качестве обращения? (Имена собственные, одушевлённые)

-  Какими словами можно заменить просьбу «Не засти?» (Не закрывай, не затягивай, не окутывай, не заволакивай)

-  Спишите предложения (1 абзац), расставляя знаки препинания.

(Постоим ещё, Гриша!  Фингалко, умри!  Не засти, Сергей!  Не толкайся, Кузяха!

       Довольно, Ванюша, гулял ты немало,

       Пора за работу, родной!)

              

г) Проверка.     Сколько предложений? Какими бывают  предложения по цели высказывания, по интонации? Как оформили эти предложения?

 

VII.          Контроль усвоения.  (на карточках)

1 вариант

                 а) обвести кружком номер предложения с обращением.

1.Иван Федорович, у нас будет урок труда?

2.В тайге водятся волки, рыси, медведи.

                 б) Расставь знаки препинания, обозначь О.

                    Приходи ко мне в гости Валя

                   в) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.

                    ….. вы заготовили корм для пернатых друзей

                                                  2 вариант

                 а) обвести кружком номер предложения с обращением.

           1 .В реке много окуней, плотвы, ершей.

           2. Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?

                 б) Расставь знаки препинания, обозначь О.

                    Помоги мне Коля решить задачу

                 в) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.

                   Расставь знаки препинания.

                   ...ты кормил сегодня птиц…

                   -Проверка.               

VIII.    Итог урока.

- С какой новой темой познакомились на уроке?

- Что узнали об обращении? 

Оценивание.

XI. Домашнее задание. 

1.Упр. 104, с. 62

2.Правило,  с. 60, 61 учить.

 

 


 

Конспект урока русского языка. 4 класс

Конспект урока русского языка. 4 класс

Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? –

Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? –

Прочитайте предложение ещё раз выразительно

Прочитайте предложение ещё раз выразительно

Обращение – это слово, которое показывает, к кому обращаются с речью

Обращение – это слово, которое показывает, к кому обращаются с речью

Проверка. Кто выполнил так же, ставит +

Проверка. Кто выполнил так же, ставит +

VI. Итог урока. - С какой новой темой познакомились на уроке? -

VI. Итог урока. - С какой новой темой познакомились на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024