Омонимы.
Класс:3
Цели: знакомство со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; введение термина «омонимы»; наблюдение за использованием омонимов.
Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.
Задачи: Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять
и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль
достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать
познавательный интерес.  
Предметные: различать омонимы.
Оборудование: карточки, проектор.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Улыбнемся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем.
Постараемся сейчас.
- Вы готовы открывать что-то новое
Тогда вперёд!
2.Словарная работа.
- Прочитайте предложение.
Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
-Как понимаете смысл пословицы.
-Найдите словарное слово.
-Давайте составим синквейн к слову понедельник
Понедельник
Рабочий, тяжёлый
Начинает,определяет, задаёт
С понедельника начинается неделя.
День
3.Актуализация знаний.
Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно. Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.
- Из нашего прошлого занятия мы вспоминали, что есть две лексические группы слов. Какие это группы?(схема выстраивается по ходу разговора)
![]()
![]()
                                     
Слово                         омонимы
синонимы антонимы
- Какие слова называются синонимы, антонимами?
Работа в паре.
1)-Замените фразеологические обороты синонимами.
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
3. Повесить нос – грустить.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.
2)– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
Ученье свет, а не ученье - тьма.
Каково начало, таков и конец.
Добро помни, а зло забывай.
4.Постановка темы и целей урока.
- Сколько значений может иметь слово?
- Как называются слова, имеющие одно значение?
- Как называются слова, имеющие несколько значений?
- Послушайте отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка» (разговор двух мальчиков)
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная! Особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
- Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица).
- Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются омонимы.
От греч. слов омос – одинаковый и онима– имя.
Познакомиться….
Наблюдать …
- Как отличить омонимы от многозначных слов?
- Если слова сходны по лексическому значению (шляпка гриба и шляпка у девочки, ножка стула и ножка гриба, хлеб – колос в поле и хлеб на столе)
- Если же слова совершенно разные по значению – это омонимы.
5.Физкультминутка.
Раз подняться, подтянуться,
Два нагнуться, разогнуться,
Три в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки – шире
Пять – руками помахать,
Шесть- на место тихо сесть.
6.Закрепление изученного материала.
1.Чтение правила. С.45
2.Выполнение упр.77 с.45
- Из прошлых уроков мы с вами знаем, что в нашем учебнике русского языка есть масса помощников-словарей. Одним мы уже воспользовались. Как вы думайте, а у ОМОНИМОВ есть свой словарь?
- Где мы его можем найти?
- Обратите внимание, в словаре дается толкование лексического значения слов. Справа от заглавного слова стоят цифры, которые указывают на то, что это ОМОНИМЫ.
- Давайте выполним групповую работу со словарем ОМОНИМОВ.
- Давайте разделимся по рядам и выполним письменную работу.
- 1 ряд запишет себе в тетрадь ОМОНИМ ЛАЙКА и его значение.
- 2 ряд. НЫРОК
- 3 ряд. КОК
3. Перед вами слова. Выпишите только омонимы.
Балкон, вальс, балка, кран, книга, класс, строчка, айсберг.
4.Работа в парах (по рядам)
Составь по 2 предложения с данными словами, употребив их в разном лексическом значении.
Лист, ручка, лисички.
7.Итог урока.
-А какой лексической группе сегодня узнали?
8.Рефлексия.
- Встаньте те, кто не понял тему урока.
- Встаньте те, кто понял тему, и сможет работать по ней в дальнейшем.
- Встаньте те, кто не просто понял тему, а готов помочь одноклассникам в ее понимании.
10.Домашнее задание.
Стр.46 упр.79
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.