урок по русскому языку по теме "Омонимы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

на уроке происходит знакомство со словами,одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; введение термина «омонимы»; наблюдение за использованием омонимов.
Иконка файла материала Омонимы.docx

Омонимы.

Класс:3

Цели: знакомство со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; введение термина «омонимы»; наблюдение за использованием омонимов.

Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

 Задачи: Познавательные:  формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания. 

Коммуникативныеуметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.  
Предметные: различать омонимы.

Оборудование: карточки, проектор.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем: «В добрый час!»

И учиться снова будем.

Постараемся сейчас.

- Вы готовы открывать что-то новое

Тогда вперёд!

2.Словарная работа.

- Прочитайте предложение.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

-Как понимаете смысл пословицы.

-Найдите словарное слово.

 

-Давайте составим синквейн к слову понедельник

Понедельник

Рабочий, тяжёлый

Начинает,определяет, задаёт

С понедельника начинается неделя.

День

3.Актуализация знаний.

Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно. Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.

 - Из нашего прошлого занятия мы вспоминали, что есть две лексические группы слов. Какие это группы?(схема выстраивается по ходу разговора)

                                      Слово                         омонимы

                 синонимы     антонимы

- Какие слова называются синонимы, антонимами?

Работа в паре.

1)-Замените фразеологические обороты синонимами.

1. В час по чайной ложке – медленно.

2. Рукой подать – близко.

3. Повесить нос – грустить.

4. Раз, два и обчелся – мало.

5. Куры не клюют – много.

6. Кожа да кости – худой.

 

2)– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.

День да ночь – сутки прочь.

Слушай больше, а говори меньше.

Кто много говорит, тот мало делает.

Ученье свет, а не ученье - тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

 

 4.Постановка темы и целей урока.

-  Сколько значений может иметь слово?

- Как называются слова, имеющие одно значение?

- Как называются слова, имеющие несколько значений?

 

- Послушайте отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка» (разговор двух мальчиков)

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

- Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица).

 - Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются омонимы.

От греч. слов омос – одинаковый и онима– имя.

Познакомиться….

Наблюдать …

- Как отличить омонимы от многозначных слов?

- Если слова сходны по лексическому значению (шляпка гриба и шляпка у девочки, ножка стула и ножка гриба, хлеб – колос в поле и хлеб на столе)

- Если же слова совершенно разные по значению – это омонимы.

5.Физкультминутка.

Раз подняться, подтянуться,

Два нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки – шире

Пять – руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

6.Закрепление изученного материала.

1.Чтение правила. С.45

2.Выполнение упр.77 с.45

- Из прошлых уроков мы с вами знаем, что в нашем учебнике русского языка есть масса помощников-словарей. Одним мы уже воспользовались. Как вы думайте, а у ОМОНИМОВ есть свой словарь?

- Где мы его можем найти?

- Обратите внимание, в словаре дается толкование лексического значения слов. Справа от заглавного слова стоят цифры, которые указывают на то, что это ОМОНИМЫ.  

- Давайте выполним групповую работу со словарем ОМОНИМОВ.

- Давайте разделимся по рядам и выполним письменную работу.

- 1 ряд запишет себе в тетрадь ОМОНИМ ЛАЙКА и его значение.

- 2 ряд. НЫРОК

- 3 ряд. КОК

3. Перед вами слова. Выпишите только омонимы.

Балкон, вальс, балка, кран, книга, класс, строчка, айсберг.

4.Работа в парах (по рядам)

Составь по 2 предложения с данными словами, употребив их в разном лексическом значении.

Лист, ручка, лисички.

7.Итог урока.

-А какой лексической группе сегодня узнали?

 8.Рефлексия.

- Встаньте те, кто не понял тему урока.

- Встаньте те, кто понял тему, и сможет работать по ней в дальнейшем.

- Встаньте те, кто не просто понял тему, а готов помочь одноклассникам в ее понимании.

10.Домашнее задание.

Стр.46 упр.79