Урок по русскому языку "Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными" 6 класс
Оценка 4.8

Урок по русскому языку "Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными" 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
16.10.2022
Урок по русскому языку "Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными" 6 класс
Цели и задачи занятия: соблюдать нормы правописания слитного и раздельного написания не с именами прилагательными, совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка.
Урок в 6 классе Слитное и раздельное НЕ с прилагательными.docx

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.) в 2-х частях

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными

Тип урока: изучение нового материала

I.Цели и задачи занятия: соблюдать нормы правописания слитного и раздельного написания не с именами прилагательными, совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т.  п. в процессе изучения русского языка.

Задачи занятия:

1. Научиться распознавать слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

2. Научиться анализировать: языковые единицы (прилагательное; словосочетания сущ. + прил.), письменную речь (текст) с точки зрения использования имени прилагательного (художественно- выразительные возможности определения-прилагательного).

3. Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных признаках части речи (имя прилагательное) из различных источников (в т.ч. онлайн словарей), в формате составного текста.

4. Научиться классифицировать имена прилагательные по способу написания не, в соответствии с нормами правописания.

II. Планируемые результаты урока

Личностные:

- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого);

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.

 

Предметные результаты

- соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов;

- восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец;

- применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

- соблюдать нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.

 

Метапредметные результаты:

1.      Овладение универсальными учебными познавательными действиями

 Базовые логические действия

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

 -устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

 Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

 - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического решения (эксперимента, исследования, проекта)

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

            - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

            Эмоциональный интеллект:

 - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

-  регулировать способ выражения собственных эмоций;

- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;

-  проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

 

 

 

Краткое учебное содержание

Виды организации учебной деятельности

Учебные задания

 

 

I Мотивационно-целевой этап

1.Учим(ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания: слитное и раздельное написание не с прилагательными).

На экране появляются словосочетания, в каждом из которых есть слово с НЕ.

1.       Выявите существенные признаки в правописании предложенных слов.

2.       Охарактеризуйте существенные признаки слитного и раздельного написания с не имён прилагательных.

3.       Установите существенный признак классификации.

4.       Выявите дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи.

 (Не)было причин, сказал (не)правду, крайне (не)доволен, почувствовал (не)домогание , (не)настная погода, (не)спросили на уроке, (не)дорогой костюм, (не)громкий, а тихий звук, цветок (не) вырос, растения (не)растут, (не)может расплатиться, далеко (не)интересный фильм, это (не)сон, а явь.                                                                                          

 

            Учащиеся должны объяснить, как пишутся данные слова и почему (словосочетания с прилагательными учащиеся объяснить не могут или затрудняются). Выход на проблему.

Ученики формулируют тему, учитель записывает ее на доске. Вместе с учителем учащиеся формулируют цели урока, достижение которых поможет справиться с проблемой.

Тема урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными».

Цель урока: познакомиться с правилом, сформировать умение находить данную орфограмму в тексте, соблюдать нормы правописания слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.

 

II.Актуализация знаний:

Тезаурус:

1.Что такое имя прилагательное?

2.Какие разряды имён прилагательных вы знаете? Приведите примеры.

3.Чем они отличаются друг от друга?

4.Какие орфограммы о правописании имён прилагательных уже изучены?

5.Расскажите их и приведите примеры (по цепочке).

6.Повторите орфограмму «Правописание гласных Ы, И после Ц».

 

III. Изучение нового материала.

Задание:

- прочитайте приведенные примеры.

- установите существенный признак классификации.

- по выявленному существенному признаку распределите данные предложения в два столбика;

- сделайте выводы на основе проведенного исследования;

- сформулируйте гипотезы о отнесенности предложений к первому или второму столбику.

 

Некрасивый дом. Незлобивый характер. Нож не стальной. Лицо не веселое, а печальное. Далеко не интересный фильм. Дом не выше прежнего. Дом не каменный. Нелепый вид. Не богатая, а бедная семья. Недорогой костюм. Вовсе не кислый фрукт. Забор не ниже нашего. 

 

1.       Учащиеся должны сформулировать правило написания НЕ с прилагательными.

2.       После этого ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам. После выводов, сделанных учащимися, на экране появляются условия выбора написания (правило).

НЕ с прилагательными

                                                                

СЛИТНО                                                РАЗДЕЛЬНО

1. Не употребляется без НЕ.             1. Отрицание (нет синонима)

2. Синоним (без НЕ).                           2. Противопоставление с союзом А.

                                                                3. Сравнительная степень

                                                                4. Усиление отрицания.

 

 

1. Некрасивый дом.                           1. Дом не каменный.

    Недорогой костюм.                          Нож не стальной.

2. Нелепый вид.                                 2. Не богатая, а бедная семья.

    Незлобивый характер.                   Лицо не веселое, а печальное.

                                                           3. Дом не выше прежнего.

                                                              Забор не ниже нашего.

                                                           4. Далеко не интересный фильм.

                                                              Вовсе не кислый фрукт.

                                  

IV. Закрепление материала.

Учимся выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, пользуясь разными источниками информации.

Учимся классифицировать.

Учимся сравнивать, анализировать.

Учимся синтезировать и обобщать.

 

Задание 1:

- напишите диктант;

-отметьте графически написание НЕ со словами;

-объясните изучение случаи постановки знаков препинания.

Задание 2:

-поиграем, подбирая слова-антонимы с приставкой НЕ.

Друг – (недруг).

Далёкий – (недалёкий).

Лёгкий – (нелёгкий).

Простой – (непростой).

Погода – (непогода, ненастье).

Удача – (неудача).

Правда – (неправда).

Красивый – (некрасивый).

Задание 3: (Учащиеся выполняют небольшой тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания), затем проверяют).

 

1. Слово не употребляется без НЕ в предложении

а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

в) День выдался (не)жаркий.

 

2._Слово с НЕ пишется слитно в предложении:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)вкусное мороженое.

 

3. Слово с НЕ пишется раздельно

а) Посетитель был вовсе (не)скучен.

б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.

 

V. Подведение итогов урока.

1. Каковы были цели нашего урока?

2. Что было главное в уроке?

3. Кто считает, что все задачи решены?

4. Что помогло решить поставленные задачи (система заданий, знание правил правописания, наша организованность и активность)?

 

VI. Рефлексия.

Учимся анализировать собственную деятельность на уроке

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

VII.Домашнее задание

Задание 1: упражнение из учебника.

Задание 2:

1.Обозначьте орфограммы написания НЕ с различными частями речи.

2.Укажите краткие прилагательные.

3.Как вы понимаете высказывания поэта и мудреца Юсуфа Баласагуни?

4.Чему мы можем научиться из этих высказываний?

 

 

 


 

Предмет: русский язык Класс : 6

Предмет: русский язык Класс : 6

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Учащиеся должны объяснить, как пишутся данные слова и почему (словосочетания с прилагательными учащиеся объяснить не могут или затрудняются)

Учащиеся должны объяснить, как пишутся данные слова и почему (словосочетания с прилагательными учащиеся объяснить не могут или затрудняются)

Вовсе не кислый фрукт.

Вовсе не кислый фрукт.

Кто считает, что все задачи решены? 4

Кто считает, что все задачи решены? 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022