Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.) в 2-х частях
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
Тип урока: изучение нового материала
I.Цели и задачи занятия: соблюдать нормы правописания слитного и раздельного написания не с именами прилагательными, совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка.
Задачи занятия:
1. Научиться распознавать слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
2. Научиться анализировать: языковые единицы (прилагательное; словосочетания сущ. + прил.), письменную речь (текст) с точки зрения использования имени прилагательного (художественно- выразительные возможности определения-прилагательного).
3. Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию об основных признаках части речи (имя прилагательное) из различных источников (в т.ч. онлайн словарей), в формате составного текста.
4. Научиться классифицировать имена прилагательные по способу написания не, в соответствии с нормами правописания.
II. Планируемые результаты урока
Личностные:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого);
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.
Предметные результаты
- соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов;
- восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец;
- применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;
- соблюдать нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического решения (эксперимента, исследования, проекта)
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Краткое учебное содержание
Виды организации учебной деятельности
Учебные задания
I Мотивационно-целевой этап
1.Учим(ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания: слитное и раздельное написание не с прилагательными).
На экране появляются словосочетания, в каждом из которых есть слово с НЕ.
1. Выявите существенные признаки в правописании предложенных слов.
2. Охарактеризуйте существенные признаки слитного и раздельного написания с не имён прилагательных.
3. Установите существенный признак классификации.
4. Выявите дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи.
(Не)было причин, сказал (не)правду, крайне (не)доволен, почувствовал (не)домогание , (не)настная погода, (не)спросили на уроке, (не)дорогой костюм, (не)громкий, а тихий звук, цветок (не) вырос, растения (не)растут, (не)может расплатиться, далеко (не)интересный фильм, это (не)сон, а явь.
Учащиеся должны объяснить, как пишутся данные слова и почему (словосочетания с прилагательными учащиеся объяснить не могут или затрудняются). Выход на проблему.
Ученики формулируют тему, учитель записывает ее на доске. Вместе с учителем учащиеся формулируют цели урока, достижение которых поможет справиться с проблемой.
Тема урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными».
Цель урока: познакомиться с правилом, сформировать умение находить данную орфограмму в тексте, соблюдать нормы правописания слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
II.Актуализация знаний:
Тезаурус:
1.Что такое имя прилагательное?
2.Какие разряды имён прилагательных вы знаете? Приведите примеры.
3.Чем они отличаются друг от друга?
4.Какие орфограммы о правописании имён прилагательных уже изучены?
5.Расскажите их и приведите примеры (по цепочке).
6.Повторите орфограмму «Правописание гласных Ы, И после Ц».
III. Изучение нового материала.
Задание:
- прочитайте приведенные примеры.
- установите существенный признак классификации.
- по выявленному существенному признаку распределите данные предложения в два столбика;
- сделайте выводы на основе проведенного исследования;
- сформулируйте гипотезы о отнесенности предложений к первому или второму столбику.
Некрасивый дом. Незлобивый характер. Нож не стальной. Лицо не веселое, а печальное. Далеко не интересный фильм. Дом не выше прежнего. Дом не каменный. Нелепый вид. Не богатая, а бедная семья. Недорогой костюм. Вовсе не кислый фрукт. Забор не ниже нашего.
1. Учащиеся должны сформулировать правило написания НЕ с прилагательными.
2. После этого ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам. После выводов, сделанных учащимися, на экране появляются условия выбора написания (правило).
НЕ с прилагательными
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1. Не употребляется без НЕ. 1. Отрицание (нет синонима)
2. Синоним (без НЕ). 2. Противопоставление с союзом А.
3. Сравнительная степень
4. Усиление отрицания.
1. Некрасивый дом. 1. Дом не каменный.
Недорогой костюм. Нож не стальной.
2. Нелепый вид. 2. Не богатая, а бедная семья.
Незлобивый характер. Лицо не веселое, а печальное.
3. Дом не выше прежнего.
Забор не ниже нашего.
4. Далеко не интересный фильм.
Вовсе не кислый фрукт.
IV. Закрепление материала.
Учимся выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, пользуясь разными источниками информации.
Учимся классифицировать.
Учимся сравнивать, анализировать.
Учимся синтезировать и обобщать.
Задание 1:
- напишите диктант;
-отметьте графически написание НЕ со словами;
-объясните изучение случаи постановки знаков препинания.
Задание 2:
-поиграем, подбирая слова-антонимы с приставкой НЕ.
Друг – (недруг).
Далёкий – (недалёкий).
Лёгкий – (нелёгкий).
Простой – (непростой).
Погода – (непогода, ненастье).
Удача – (неудача).
Правда – (неправда).
Красивый – (некрасивый).
Задание 3: (Учащиеся выполняют небольшой тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания), затем проверяют).
1. Слово не употребляется без НЕ в предложении
а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
в) День выдался (не)жаркий.
2._Слово с НЕ пишется слитно в предложении:
а) (Не)приятельская армия отступила.
б) Эта книга далеко (не)проста.
в) Нам продали (не)вкусное мороженое.
3. Слово с НЕ пишется раздельно
а) Посетитель был вовсе (не)скучен.
б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.
V. Подведение итогов урока.
1. Каковы были цели нашего урока?
2. Что было главное в уроке?
3. Кто считает, что все задачи решены?
4. Что помогло решить поставленные задачи (система заданий, знание правил правописания, наша организованность и активность)?
VI. Рефлексия.
Учимся анализировать собственную деятельность на уроке
– Какие универсальные умения развивали на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
VII.Домашнее задание
Задание 1: упражнение из учебника.
Задание 2:
1.Обозначьте орфограммы написания НЕ с различными частями речи.
2.Укажите краткие прилагательные.
3.Как вы понимаете высказывания поэта и мудреца Юсуфа Баласагуни?
4.Чему мы можем научиться из этих высказываний?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.