Урок по русскому языку. Тема: Части речи, морфологические признаки частей речи.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Части речи, морфологические признаки частей речи.
Иконка файла материала РУС ЧАСТИ РЕЧИ МОРФОЛОГИЧ ПРИЗ.docx

  Тема:     Части речи, морфологические признаки частей речи.

Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим

             грамматическим значением.

Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,

             как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое

             значение, морфологические признаки.

развивающая – продолжить формирование орфографических и

пунктуационных навыков, развитие познавательной активности

                       учащихся;

воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной

темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и

уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского

языка.

Оборудование-раздаточный материал, карточки.

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  Работа по оформлению тетради.

- Прочитайте  сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.

II. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

Большой – маленький

Сухой -           ?МОКРЫЙ

Война -          ?МИР

Глубокий -    ?МЕЛКИЙ

Старый -      ?МОЛОДОЙ

Твёрдый -      ?МЯГКИЙ

(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)

 

- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.

- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ.  Проверка по эталону.)

- Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?

III.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс

- Молодцы!

2. Создание учебной ситуации.

 Распределительный диктант.

Запиши слова в три столбика ПО РЯДАМ.1РЯД-СУЩ, 2 РЯД-ПРИЛ, 3 РЯД-ГЛАГОЛЫ.

Прелестный, пробегал ,беседка ,гигантский, дремал, закуска, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит ,подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, опередить, положу.

 

По какому признаку вы распределите эти слова?

 

Что общего у всех групп слов?

IV.  Самоопределение  к деятельности.

1  Сколько слов в русском языке?

2  А во всех языках, вместе взятых? Плакат на доске.

 Представьте мешок, из которого высыпались слова.  Что делать?  Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? ( слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

 

                                             Части речи

 

Самостоятельные                                                                              Служебные

 


Существительные        Прилагательные

                                                                                            Предлоги  Союзы

                                                                                      

                                                                                                                     Частицы

Числительное    Местоимение       Глагол

            По какому признаку можно сгруппировать слова? ( по частям речи)

            Дополните схему.

 Сформулируйте задачи урока ( повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)

3. Чтение правила в учебнике (стр. 67)

Физминутка

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

 

- На какие две большие группы можно разделить слова?

- Сколько же разных частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова ЗАБОТА, ЗАБОТЛИВЫЙ и ЗАБОТИТЬСЯ относятся к разным частям речи?

2. Перечислите служебные части речи. Приведите пример.

3.  Почему эти части речи называются служебными?  (они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании)

4. Выполнение  упражнения №111 с.67

- Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку.

- Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным.

- Прочитайте предложения без служебных слов.

- Какова роль служебных слов в предложениях?

жил-глагол

старик- существительное

синего-прилагательное

они-местоимение

ветхой-прилагательное

землянке-существительное

тридцать- числительное

Служебные слова :со, у, в ( предлоги, они соединяют слова в словосочетания), и ( союз, соединяет однородные члены ).

 

 

5. Выполнение упражнения № 114

- Какую роль играют в предложении союзы и предлоги?

- К какой группе частей речи относятся?    

 

Морфологический разбор ИСКОРКАМИ

 

 

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает, серый, помощь, горный, серость,

золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный

 

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строит, пишет, строительный, строитель, письмо,

писатель, красный, бег, краснеть, бежит.

Работа по учебнику. Выполнение упражнения №113 с.68

- На какие  ещё вопросы может отвечать имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

- Какие постоянные признаки имеют имена существительные? (род, склонение, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными)

- Какая часть речи связана с существительным? ( прилагательное)

- Как изменяются глаголы? (по числам и временам)- Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение? ( местоимения-существительное – личные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.)  местоимения- прилагательные - никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.) , местоимения- числительное - несколько, сколько-нибудь)

      vI. ИТОГ УРОКА.

-Над какой темой работали?

-На какие группы делятся части речи?Как их различать?Что нового вы узнали на уроке?   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упражнение №112

 

Большой – маленький

Сухой -           ?

Война -          ?

Глубокий -    ?

Старый -      ?

Твёрдый -      ?

 

 

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает, серый, помощь, горный, серость,

золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный

 

 

 

 

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строит, пишет, строительный, строитель, письмо,

писатель, красный, бег, краснеть, бежит.

 

 

 

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает, серый, помощь, горный, серость,

золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный