Тема: Части речи, морфологические признаки частей речи.
Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим
грамматическим значением.
Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,
как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое
значение, морфологические признаки.
развивающая – продолжить формирование орфографических и
пунктуационных навыков, развитие познавательной активности
учащихся;
воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной
темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и
уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского
языка.
Оборудование-раздаточный материал, карточки.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Работа по оформлению тетради.
- Прочитайте сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.
II. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
Большой – маленький
Сухой - ?МОКРЫЙ
Война - ?МИР
Глубокий - ?МЕЛКИЙ
Старый - ?МОЛОДОЙ
Твёрдый - ?МЯГКИЙ
(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)
- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.
- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ. Проверка по эталону.)
- Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс
- Молодцы!
2. Создание учебной ситуации.
Распределительный диктант.
Запиши слова в три столбика ПО РЯДАМ.1РЯД-СУЩ, 2 РЯД-ПРИЛ, 3 РЯД-ГЛАГОЛЫ.
Прелестный, пробегал ,беседка ,гигантский, дремал, закуска, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит ,подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, опередить, положу.
По какому признаку вы распределите эти слова?
Что общего у всех групп слов?
IV. Самоопределение к деятельности.
1 Сколько слов в русском языке?
2 А во всех языках, вместе взятых? Плакат на доске.
Представьте мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? ( слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)
Части
речи
Самостоятельные Служебные
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
Существительные Прилагательные
Предлоги Союзы
Частицы
Числительное Местоимение Глагол
По какому признаку можно сгруппировать слова? ( по частям речи)
Дополните схему.
Сформулируйте задачи урока ( повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)
3. Чтение правила в учебнике (стр. 67)
Физминутка
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.
- На какие две большие группы можно разделить слова?
- Сколько же разных частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова ЗАБОТА, ЗАБОТЛИВЫЙ и ЗАБОТИТЬСЯ относятся к разным частям речи?
2. Перечислите служебные части речи. Приведите пример.
3. Почему эти части речи называются служебными? (они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании)
4. Выполнение упражнения №111 с.67
- Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку.
- Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным.
- Прочитайте предложения без служебных слов.
- Какова роль служебных слов в предложениях?
жил-глагол
старик- существительное
синего-прилагательное
они-местоимение
ветхой-прилагательное
землянке-существительное
тридцать- числительное
Служебные слова :со, у, в ( предлоги, они соединяют слова в словосочетания), и ( союз, соединяет однородные члены ).
5. Выполнение упражнения № 114
- Какую роль играют в предложении союзы и предлоги?
- К какой группе частей речи относятся?
Морфологический разбор ИСКОРКАМИ
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
||
предмет |
признак |
процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает, серый, помощь, горный, серость, золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный |
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
||
предмет |
признак |
процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строит, пишет, строительный, строитель, письмо, писатель, красный, бег, краснеть, бежит. |
Работа по учебнику. Выполнение упражнения №113 с.68
- На какие ещё вопросы может отвечать имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
- Какие постоянные признаки имеют имена существительные? (род, склонение, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными)
- Какая часть речи связана с существительным? ( прилагательное)
- Как изменяются глаголы? (по числам и временам)- Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение? ( местоимения-существительное – личные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.) местоимения- прилагательные - никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.) , местоимения- числительное - несколько, сколько-нибудь)
vI. ИТОГ УРОКА.
-Над какой темой работали?
-На какие группы делятся части речи?Как их различать?Что нового вы узнали на уроке? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упражнение №112
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Твёрдый - ?
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
||
предмет |
признак |
процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает, серый, помощь, горный, серость, золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный |
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
||
предмет |
признак |
процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строит, пишет, строительный, строитель, письмо, писатель, красный, бег, краснеть, бежит. |
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. |
||
предмет |
признак |
процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает, серый, помощь, горный, серость, золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.