Ковалева М.И.
Урок в 3 классе " Имя существительное. Закрепление"
Цели:
· обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
· организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
· развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
· воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование: аналитический тест, рассыпанные буквы (таблица), раздаточный материал для учащихся с заданиями, игра «Кто я» (таблица).
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь.
–
Скажите, изучение какой темы мы завершили?
– Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном?
– Проверим то, что знаете вы.
II. Актуализация знаний.
Аналитический
тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на личностные
достижения ребят (подчеркнуть ответ).
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
Всегда, не всегда.
2.
Уверен (а) ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени
существительного?
Всегда. Не всегда.
3.
Испытываешь ли ты трудности в написании имен собственных и нарицательных?
Да. Нет.
4.
Затрудняешься ли ты в определении рода имен существительных?
Да. Нет.
5.
Понимаешь ли ты различия между одушевленными и неодушевленными предметами.
Да. Нет.
Далее
предлагаю вам задания трёх уровней.
Выберите вариант, где вы почувствовали бы уверенность в своих силах.
Вариант
1 (стартовый, минимально допустимый)
1. Подчеркни только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, ёж. Яблоко, дверь, сон.
3.Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Миша, гора Эльбрус.
4. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на __________.
Вариант
2 (базовый уровень)
1. Образуй существительные и определи род.
Храбрый-
Мудрый-
2. Подбери к данным существительным антонимы.
Радость-
Друг-
3. Подбери к данным существительным подходящее по смыслу
существительное.
Кусок __________, килограмм ___________
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Петров, живёт, Миша, деревне, в.
Вариант
3 ( продвинутый, творческий)
1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда- _________ , ночь- __________
2. Подбери к данным словам синонимы.
Врач –
Неправда –
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия - огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки,
моря, горы, озёра. В горах – металл, руда, уголь, газ.
4. Подбери подходящие по смыслу существительные.
Душный – стая –
Субботний - красное -
III. Сообщение темы, цели.
Все ваши затруднения мы сегодня попробуем устранить. Итак, сегодня урок обобщения полученных знаний по теме: «Имя существительное».
IV. Повторение.
– А что может рассказать о себе имя существительное?
|
– часть речи – обозначает предмет, явления природы – отвечает на вопросы кто? Что? – изменяется по числам – бывает 3-х родов – одушевленным, неодушевлённым – в предложении – подлежащее |
– Вы хорошо помогли имени существительному. А теперь внимание. Я предлагаю вам новые задания.
Задание
1. Словарная работа.
Давайте вспомним словарные слова – существительные, обозначающие явления
природы:
Погода, облако, ветер, мороз, иней, месяц.
– Укажите общие признаки данных существительных (нарицательное, неодушевленное,
отвечает на вопрос что? единственном числе.).
– Найдите различия в этих словах (существительные разного рода, разное
количество слогов).
Задание
2.
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
1. олгрекатамогородбта
2. лдгослтиквмалинатсвм
3. бьморетолджкинобюдо
– Назовите существительные, которые спрятались в этих рядах.
- Собственные или нарицательные?
- Придумайте собственные имена к этим нарицательным существительным.
- Запишите в тетрадь.
V.
Закрепление.
Задание 3.
Соедините между собой пары слов, подходящие по смыслу, используя пример: диван
– мебель. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род.
лещ |
цв…ток |
VI. Физкультминутка.
Задание 4. Игра «Кто я».
VII. Итог.
Подошел
к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания», потому
что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.
Возьмите в руки «Тест », посмотрите, устранили ли мы ваши пробелы?
VIII.
Аналитический тест уровня усвоения изученной темы,
ориентированный на личностные достижения ребят (подчеркнуть ответ). Проводится
вторично после работы на уроке.
IX. Рефлексия.
Игра
«Честно-пречестно».
– Что для вас было уже легко?
– Что было еще трудно?
– А что показалось самым интересным?
Ф.И.___________________________________________________
Аналитический тест
(подчеркнуть ответ вначале урока карандашом, в конце урока ручкой).
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
Всегда, не всегда.
2. Уверен
(а) ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного?
Всегда. Не всегда.
3.
Испытываешь ли ты трудности в написании имен собственных и нарицательных?
Да. Нет.
4.
Затрудняешься ли ты в определении рода имен существительных?
Да. Нет.
5.
Понимаешь ли ты различия между одушевленными и неодушевленными предметами.
Да. Нет.
Карточки распечатываются на каждого обучающегося по три штуки, для самостоятельного выбора обучающегося
Вариант 1 (стартовый, минимально допустимый)
Серая карточка
1. Подчеркни только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, ёж. Яблоко, дверь, сон.
3.Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Миша, гора Эльбрус.
4. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ______________.
Вечером ребята играли на ______________.
Вариант
2 (базовый уровень)
Зеленая
карточка
1.
Образуй существительные и определи род.
Храбрый-_________________________
Мудрый-__________________________
2.
Подбери к данным существительным антонимы.
Радость- _____________________________
Друг-_______________________________
3.
Подбери к данным существительным подходящее по смыслу
существительное.
Кусок ___________________, килограмм ____________________,
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные. Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. __________________________________________________________
Вариант
3 ( продвинутый, творческий)
Красная
карточка
1.
Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда- _________ (____), ночь- __________ (____)
2.
Подбери к данным словам синонимы.
Врач –____________________
Неправда –___________________
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия - огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России
реки,
моря, горы, озёра. В горах – металл, руда, уголь, газ.
4. Подбери
подходящие по смыслу существительные.
Душный ____________________
Субботний ____________________
Карточки печатаются обучающимся для работы в группах
Карточки печатаются обучающимся для работы в парах
Задание
3.
Соедините между собой пары слов, подходящие по смыслу, используя
пример: корова – животное. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род.
Д…ван т…релка
с…рока п…суда птица мебель |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.