Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Однородные и неоднородные определения».
Цели урока:
Обобщение сведений об однородных членах предложения.
Отработка умений опознавать однородные члены.
Формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно оформлять их.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания (задание было дифференцированным: первый вариант выполнял упражнение, второй вариант - по данным схемам составлял предложения).
3.Повторение.
Карточки с дифференцированным заданием.
4.Синтаксическая пятиминутка.
Запишите в тетрадях число, классная работа и предложение для синтаксического разбора.
Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку.
(Индивид. задание – морфологический разбор слова «туманную»)
5.Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения». Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.
6.Повторение изученного материала.
1. Беседа.
- Что называется определением?
- Какой частью речи чаще всего выражается определение?
- Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению?
- Назовите их отличия.
- А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.
7. Проведём цифровой диктант.
1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.
Удобный диван, кухонное полотенце, мальчишечья рубашка, каменистый берег, молодой врач, зелёная трава, отцовские сапоги, сладкий чай, картофельное пюре.
8.Знакомство с новым материалом.
1.Работа с предложением, записанным на доске.
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.
- Назовите определения в этом предложении, чем они выражены.
- Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.
2.Сравните предложения:
1) Отяжелели от собственной пышноты пионы белые, розоватые, розовые, темно-вишневые.
Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками.
2) Пожилая, гладко причесанная на прямой пробор женщина открыла старую, скрипучую дверь. Я оступился и зачерпнул холодной воды в кожаные большие сапоги.
- Какие определения принято считать однородными? Неоднородными?
- Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете.
9.Работа с учебником.
Закрепление нового материала.
10.Работа с сигнальными карточками.
Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.
1. Глубокая, дремучая старина окружала детство моё на слободке.
2. Прошёл серый пассажирский пароход.
3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
4. Леднёв боролся с таким же рослым, здоровым парнем.
5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол.
6. Мы купили для рыбалки надувную резиновую лодку.
7. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике.
8. Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.
9. Все они хотят светлого, солнечного неба.
10. Объяснительный диктант.
1)День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.
- Взаимопроверка.
11. Самостоятельная работа.
- Ваша задача найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.
На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга.
12.Рефлексия.
- Что нового вы узнали об определениях на этом уроке?
- Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные?
- Как же определить, являются ли определения однородными или нет?
13. Дифференцированное домашнее задание.
«5»- эссе «Наш класс», используя однородные и неоднородные определения;
«4»- выписать из текста 5 предложений с однородными и 5 с неоднородными определениями
определениями;
«3»-упражнение № 256
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.