Урок по русскому языку «Заголовок и начало текста», УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
Оценка 4.7

Урок по русскому языку «Заголовок и начало текста», УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
29.05.2020
Урок по русскому языку «Заголовок и начало текста», УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
«Заголовок и начало текста».docx

Тема

«Заголовок и начало текста»

Класс

3 «Д»

УМК

«Начальная школа 21 века»

Тип урока

«Урок открытия нового знания»

Цель

Продолжить работу над понятием «текст», познакомить с понятиями «тема текста», «заголовок».

Задачи

-Развивать речь учащихся.

-Научить определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.

-Воспитывать интерес, уважение к традициям русского народа;

-Формировать культуру общения, поведения.

Планируемые результаты

Личностные

уметь выслушивать мнения одноклассников, бережно относятся к слову, имеют интерес к получению новых знаний.

Метапредметные

принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осознавать границы собственных знаний, на основе созданных на уроке проблемных ситуации; понимать перспективы дальнейшей учебной работы; контролировать и оценивать свои действия.

Предметные

научатся восстанавливать начало предложенного текста; озаглавливать,  получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Оборудование

Учебник («Начальная школа 21 века», 3 класс, 1 часть, с. 45, Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.), тетрадь, цветные круги для самооценивания, карточка со скороговоркой, карточки с заданием.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

 

Слайд 2

-Здравствуйте, ребята!

Станьте ровно,

Улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствуют

Регулятивные УУД

(организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Мин. чист.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 (слова)

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 (элемент)

 

Слайд 4

(скороговорка)

-Начнём урок с минутки чистописания. Для начала откройте ваши тетради. От предыдущей работы отступите две строки вниз, на третьей запишите число, классная работа.

-Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах:

Холод, ходить, хороший, хоровод

-Охарактеризуйте этот звук. Какой буквой на письме обозначается?

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы х.

- Запишите на следующей строке в строчку следующие элементы букв до конца строчки, продолжив закономерность:

      

-Напишите данный росчерк четыре раза.

-Прочитайте предложение.

Крича Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

-Ребята, как называется такое предложение?

-Попробуйте произнести ее быстро.

-Спишите это предложение, соблюдая соединения.

Открывают тетради, записывают число, классная работа

 

 

 

 

 

-Мы будем работать со звуком и буквой [х].

 

 

 

 

 

 

Пишут росчерк в тетради

Читают скороговорку

 

 

 

-Скороговорка

Произносят скороговорку вслух

 

Списывают скороговорку в тетрадь

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

 

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

3. Словарная

работа

(повторение изученных слов)

 

Слайд 5 (отгадки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадайте загадку:

- Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд.

-О чем эта загадка?

-Кто – нибудь когда – нибудь видел ракету? А хотели бы вы ее построить?

-Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с ...

-О чем эта загадка?

- Где растет малина? Кто собирал малину?

Суши маленький кусочек, -

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

-О чем эта загадка?

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый,

Приготовим с ним обед,

Запеканку, винегрет,

Цвет у яств совсем не блёклый,

Главная на кухне…

-О чем эта загадка?

-Какое блюдо мы можем приготовить из свеклы?

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто -

Есть мясо или капуста.

-О чем эта загадка?

-Все любят пирог? А кто-нибудь пробовал его готовить? С кем вы готовили пирог?

-Ребята, давайте еще раз назовем слова отгадки.

-Подумайте, что это за слова? В чем их особенность?

-Верно! Это словарные слова, давайте запишем их в тетрадь. Записываем с новой строки слово «Словарь», ставим двоеточие.

Учитель вызывает по одному уч-ся к доске, остальные работают  самостоятельно у себя в тетради.

-Молодцы! Давайте попробуем составить предложение, употребив в нем несколько словарных слов.

 

 

 

 

 

-О ракете.

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

-О Малине.

-В лесу.

 

 

 

 

-Об острове.

 

 

 

 

 

 

-О свёкле.

-Борщ, винегрет и т.д.

 

 

 

 

 

-О пироге.

-Ответы детей.

 

Называют слова отгадки

 

-Это словарные слова. Их нельзя проверить, их нужно знать.

 

Записывают слова в тетрадь, ставят ударение, подбирают однокоренные слова.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. мин.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

4.Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, сейчас мы с вами будем работать в паре. Как мы должны работать в паре?

 

 

-У вас на столах лежат карточки (приложение 1), посмотрите на них.

-Это текст?

-Что нужно сделать? Расположите предложения так, чтобы получился текст. Докажите.

-Верно!  Давайте попробуем.

Учитель контролирует выполнение задания

-Давайте проверим. Кто прочитает, что  у него получилось?

-Ребята, давайте попробуем дать ему название.

-А можем ли мы назвать текст, не зная его содержания?

-Что для этого нужно сделать? Какая тема урока?  

Тема урока: заголовок и начало текста.

-Как вы считаете, какую цель мы поставим на урок?

-Молодцы!

-Работают оба; один говорит, другой слушает; несогласие высказываем вежливо; если не понял – переспроси.

 

 

-Да.

-Поставить предложения в правильном порядке.

 

 

Выполняют задание в паре

 

 

 

 

 

-Нет.

 

-Тема урока: Заглавие и начало текста.

 

-Научиться озаглавливать текст.

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

 

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

 

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

(алгоритм)

 

 

-Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем?

1. Текст состоит из нескольких предложений.

2. Предложения в тексте объединены общей темой.

3. Предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу.

4. Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

-А что у каждого текста непременно должно быть?

-Конечно! У него должно быть название, или заголовок. А на что указывает заголовок?

-Откройте учебник на с. 45, прочитайте первое задание.

-Что необходимо сделать?

 

 

-Давайте прочитаем вслух предложения.

-Как вы считаете, какие предложения точно указывают на то, о чем пойдет речь в тексте, а какие нет? Объясните, почему?

-Предложение «Этих зверьков знают все». Сможем ли определить о чем идет речь в текста? Почему?

-Предложение «Скромны и в то же время удивительны подмосковные леса». Сможем ли определить, о чем идет речь в тексте? Почему?

-Предложение «Лес преобразился». Сможем ли определить, о чем идет речь в тексте? Почему?

-Предложение ««Времена года» - так назвал Петр Ильич Чайковский двенадцать музыкальных пьес. Сможем ли определить, о чем идет речь в тексте? Почему?

-Давайте попробуем подобрать заглавие к тем текстам, первые предложения которых указали, о чем идет речь.

- Давайте предположим, о каких зверьках идет речь в тексте? Как бы мы тогда озаглавили?

-Что значит, лес преобразился?

-А когда может лес преобразиться? Если бы это произошло зимой, как бы мы озаглавили текст?

-Молодцы! Давайте сделаем небольшой вывод. Что нужно знать, чтобы озаглавить текст?

-Отлично! Давайте составим алгоритм.

-Для того чтобы озаглавить текст необходимо:

1. Прочитать текст.

2. Определить тему текста.

3. Озаглавить.

 

Вместе с учителем проговаривают особенности текста

 

 

 

 

 

 

 

 

-Заглавие.

 

-Заголовок указывает на то, о чём пойдет речь в тексте.

 

Читают задание

 

-Узнать, какие предложения помогут нам озаглавить текст, а какие нет.

Читают по очереди

 

 

 

-Нет, нам не известно о каком зверьке идет речь.

 

-Да, можем. Речь идет о подмосковных лесах.

 

 

-Нет, нам неизвестно когда он преобразился, и как.

 

-Да, можем. Потому что нам известно, о чем говорится в тексте.

 

 

 

 

 

 

-Например, о слонах. Мы бы озаглавили текст «Самые большие животные на Земле».

-Лес изменился.

-Зимний лес.

 

 

-Знать содержание текста.

 

 

Вместе с учителем составляют алгоритм

 

 

 

 

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

 

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание,  поиск и извлечение нужной информации,  умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

 

6.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

Слайд 9 (белочка, обложка книги)

- Ребята, сейчас я вам расскажу кое-что. Слушайте меня внимательно.

Этих зверьков знают все. В садах и парках они безбоязненно берут корм из рук людей. Питаются зверьки семенами ели, кедра, пихты, орешками, желудями. А в сказке Александра Сергеевича Пушкина этот зверек еще «песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…». Вы, конечно, догадались, о каком зверьке идет речь?

-О каком зверьке идет речь в тексте?

-Ребята, из какой сказки Александра Сергеевича этот зверек?

-Как вы думаете, с какой целью текст начинается предложением, из которого нельзя узнать, о чем идет речь. Вы можете открыть учебник на с.45, упражнение под номером два.

- А давайте, попробуем озаглавить текст так, чтобы и заголовок не называл зверька, о котором говорится в тексте.

-Какие вы молодцы! Давайте спишем этот текст в тетрадь. На следующей строке записываем номер, ниже заголовок текста. Как мы начнем писать текст?

-Верно! С красной строки.

Учитель ходит, контролирует работу

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О белочке.

- Сказка о царе Салтане…

 

-Чтобы заинтриговать читателя.

 

 

 

 

-Волшебный зверек.

 

 

Списывают текст

 

 

-С красной строки.

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

 

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание,  поиск и извлечение нужной информации,  умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

 

 

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)

 

7.Включение в

систему новых

знаний, повторение.

 

 

Слайд 10

(названия газет)

- Представьте, что вы – редакторы школьной газеты. Ваши корреспонденты подали вам много разных заметок. Прочитайте их названия:

Весёлые старты.

Прогулка в лес.

Неудачная рыбалка.

На рыбалке.

Чудесная прогулка в лес.

Школьные соревнования.

Моя любимая телепередача.

- Назовите те заголовки, где только называется событие, о котором идёт речь в тексте.

-Что выражено в названиях этих текстов?

-Назовите те заголовки, в которых автор высказывает своё отношение к описываемому событию.

-Какие слова помогли вам это понять? Что выражено в названиях этих текстов?

- Какие из этих заголовков вы отберёте для своей газеты и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прогулка в лес, на рыбалке, школьные соревнования.

 

-Тема текста.

-Веселые страты, неудачная рыбалка, чудесная прогулка в лес, моя любимая телепередача.

-Основная мысль автора.

 

Те, которые называют основную мысль текста, потому что они не просто рассказывают о событии, но и выражают отношение к нему автора.

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

 

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание,  поиск и извлечение нужной информации,  умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

 

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

 

5. Итог урока.

Рефлексия.

 

 

Слайд 11

( итог урока)

-Ребята, о чем мы с вами говорили на уроке?

-Кто мне скажет, что нужно сделать, чтобы озаглавить текст?

-Всегда ли мы можем озаглавить текст по первым предложениям?

-Выполнили мы цель сегодняшнего урока?

-Вам понравился урок?

-Какие задания вам понравилось выполнять?

-Чтобы вы хотели еще выполнить?

-На партах у вас лежат кружочки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный – я ничего не понял, желтый – я испытывал затруднения, зеленый – мне было все понятно.

-Спасибо за урок! До свидания!

-О тексте, заглавии.

 

-1. Прочитать текст. 2. Узнать о чем он. 3. Озаглавить.

-Нет.

 

-Да.

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

Самооценивание

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)

 

Приложение 1

Задание 1. Поставьте предложения в нужном порядке. Прочитай что получилось.

Всю добычу они положили в ведро, и принесли домой. С собой они взяли удочку и два ведра. На реке они поймали большую щуку, одного карася, и три окуня. Рано утром Паша и Леша пошли на реку.


 

Тема «Заголовок и начало текста»

Тема «Заголовок и начало текста»

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Слайд 4 (элемент) Слайд 4 (скороговорка) -Начнём урок с минутки чистописания

Слайд 4 (элемент) Слайд 4 (скороговорка) -Начнём урок с минутки чистописания

Отгадайте загадку: - Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Отгадайте загадку: - Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Внутри него не бывает пусто -

Внутри него не бывает пусто -

Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

Ребята, сейчас мы с вами будем работать в паре

Ребята, сейчас мы с вами будем работать в паре

Слайд 8 (алгоритм ) -Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1

Слайд 8 (алгоритм ) -Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1

Слайд 8 (алгоритм ) -Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1

Слайд 8 (алгоритм ) -Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1

Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1

Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1

Вы можете открыть учебник на с

Вы можете открыть учебник на с

Чудесная прогулка в лес. Школьные соревнования

Чудесная прогулка в лес. Школьные соревнования

Итог урока. Рефлексия.

Итог урока. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020