Тема |
«Заголовок и начало текста» |
|||||
Класс |
3 «Д» |
|||||
УМК |
«Начальная школа 21 века» |
|||||
Тип урока |
«Урок открытия нового знания» |
|||||
Цель |
Продолжить работу над понятием «текст», познакомить с понятиями «тема текста», «заголовок». |
|||||
Задачи |
-Развивать речь учащихся. -Научить определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста. -Воспитывать интерес, уважение к традициям русского народа; -Формировать культуру общения, поведения. |
|||||
Планируемые результаты |
Личностные |
уметь выслушивать мнения одноклассников, бережно относятся к слову, имеют интерес к получению новых знаний. |
||||
Метапредметные |
принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осознавать границы собственных знаний, на основе созданных на уроке проблемных ситуации; понимать перспективы дальнейшей учебной работы; контролировать и оценивать свои действия. |
|||||
Предметные |
научатся восстанавливать начало предложенного текста; озаглавливать, получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. |
|||||
Оборудование |
Учебник («Начальная школа 21 века», 3 класс, 1 часть, с. 45, Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.), тетрадь, цветные круги для самооценивания, карточка со скороговоркой, карточки с заданием. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
1. Орг. момент
Слайд 2 |
-Здравствуйте, ребята! Станьте ровно, Улыбнитесь, И тихонечко садитесь. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. |
Приветствуют |
Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) |
|||
2. Мин. чист.
Слайд 3 (слова)
Слайд 4 (элемент)
Слайд 4 (скороговорка) |
-Начнём урок с минутки чистописания. Для начала откройте ваши тетради. От предыдущей работы отступите две строки вниз, на третьей запишите число, классная работа. -Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах: Холод, ходить, хороший, хоровод -Охарактеризуйте этот звук. Какой буквой на письме обозначается? -Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы х. - Запишите на следующей строке в строчку следующие элементы букв до конца строчки, продолжив закономерность:
-Напишите данный росчерк четыре раза. -Прочитайте предложение. Крича Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. -Ребята, как называется такое предложение? -Попробуйте произнести ее быстро. -Спишите это предложение, соблюдая соединения. |
Открывают тетради, записывают число, классная работа
-Мы будем работать со звуком и буквой [х].
Пишут росчерк в тетради Читают скороговорку
-Скороговорка Произносят скороговорку вслух
Списывают скороговорку в тетрадь |
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
|||
3. Словарная работа (повторение изученных слов)
Слайд 5 (отгадки)
|
Отгадайте загадку: - Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост - Понесется до звезд. -О чем эта загадка? -Кто – нибудь когда – нибудь видел ракету? А хотели бы вы ее построить? -Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с ... -О чем эта загадка? - Где растет малина? Кто собирал малину? Суши маленький кусочек, - Но бывает иногда Он большим, и даже очень, А вокруг всегда вода. -О чем эта загадка? Этот овощ вот уж диво, Круглый, вкусный и красивый, Приготовим с ним обед, Запеканку, винегрет, Цвет у яств совсем не блёклый, Главная на кухне… -О чем эта загадка? -Какое блюдо мы можем приготовить из свеклы? В кусочке сдобного теста Нашлось для начинки место, Внутри него не бывает пусто - Есть мясо или капуста. -О чем эта загадка? -Все любят пирог? А кто-нибудь пробовал его готовить? С кем вы готовили пирог? -Ребята, давайте еще раз назовем слова отгадки. -Подумайте, что это за слова? В чем их особенность? -Верно! Это словарные слова, давайте запишем их в тетрадь. Записываем с новой строки слово «Словарь», ставим двоеточие. Учитель вызывает по одному уч-ся к доске, остальные работают самостоятельно у себя в тетради. -Молодцы! Давайте попробуем составить предложение, употребив в нем несколько словарных слов. |
-О ракете. -Ответы детей.
-О Малине. -В лесу.
-Об острове.
-О свёкле. -Борщ, винегрет и т.д.
-О пироге. -Ответы детей.
Называют слова отгадки
-Это словарные слова. Их нельзя проверить, их нужно знать.
Записывают слова в тетрадь, ставят ударение, подбирают однокоренные слова.
|
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
|
|||
Физ. мин. |
Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. |
|||||
4.Постановка учебной задачи.
|
-Ребята, сейчас мы с вами будем работать в паре. Как мы должны работать в паре?
-У вас на столах лежат карточки (приложение 1), посмотрите на них. -Это текст? -Что нужно сделать? Расположите предложения так, чтобы получился текст. Докажите. -Верно! Давайте попробуем. Учитель контролирует выполнение задания -Давайте проверим. Кто прочитает, что у него получилось? -Ребята, давайте попробуем дать ему название. -А можем ли мы назвать текст, не зная его содержания? -Что для этого нужно сделать? Какая тема урока? Тема урока: заголовок и начало текста. -Как вы считаете, какую цель мы поставим на урок? -Молодцы! |
-Работают оба; один говорит, другой слушает; несогласие высказываем вежливо; если не понял – переспроси.
-Да. -Поставить предложения в правильном порядке.
Выполняют задание в паре
-Нет.
-Тема урока: Заглавие и начало текста.
-Научиться озаглавливать текст.
|
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
|
|||
5.Построение проекта выхода из затруднения.
Слайд 8 (алгоритм)
|
-Ребята, давайте еще раз вспомним, какие особенности текста мы знаем? 1. Текст состоит из нескольких предложений. 2. Предложения в тексте объединены общей темой. 3. Предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу. 4. Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. -А что у каждого текста непременно должно быть? -Конечно! У него должно быть название, или заголовок. А на что указывает заголовок? -Откройте учебник на с. 45, прочитайте первое задание. -Что необходимо сделать?
-Давайте прочитаем вслух предложения. -Как вы считаете, какие предложения точно указывают на то, о чем пойдет речь в тексте, а какие нет? Объясните, почему? -Предложение «Этих зверьков знают все». Сможем ли определить о чем идет речь в текста? Почему? -Предложение «Скромны и в то же время удивительны подмосковные леса». Сможем ли определить, о чем идет речь в тексте? Почему? -Предложение «Лес преобразился». Сможем ли определить, о чем идет речь в тексте? Почему? -Предложение ««Времена года» - так назвал Петр Ильич Чайковский двенадцать музыкальных пьес. Сможем ли определить, о чем идет речь в тексте? Почему? -Давайте попробуем подобрать заглавие к тем текстам, первые предложения которых указали, о чем идет речь. - Давайте предположим, о каких зверьках идет речь в тексте? Как бы мы тогда озаглавили? -Что значит, лес преобразился? -А когда может лес преобразиться? Если бы это произошло зимой, как бы мы озаглавили текст? -Молодцы! Давайте сделаем небольшой вывод. Что нужно знать, чтобы озаглавить текст? -Отлично! Давайте составим алгоритм. -Для того чтобы озаглавить текст необходимо: 1. Прочитать текст. 2. Определить тему текста. 3. Озаглавить. |
Вместе с учителем проговаривают особенности текста
-Заглавие.
-Заголовок указывает на то, о чём пойдет речь в тексте.
Читают задание
-Узнать, какие предложения помогут нам озаглавить текст, а какие нет. Читают по очереди
-Нет, нам не известно о каком зверьке идет речь.
-Да, можем. Речь идет о подмосковных лесах.
-Нет, нам неизвестно когда он преобразился, и как.
-Да, можем. Потому что нам известно, о чем говорится в тексте.
-Например, о слонах. Мы бы озаглавили текст «Самые большие животные на Земле». -Лес изменился. -Зимний лес.
-Знать содержание текста.
Вместе с учителем составляют алгоритм
|
Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
|
|||
6.Первичное закрепление
Слайд 9 (белочка, обложка книги) |
- Ребята, сейчас я вам расскажу кое-что. Слушайте меня внимательно. Этих зверьков знают все. В садах и парках они безбоязненно берут корм из рук людей. Питаются зверьки семенами ели, кедра, пихты, орешками, желудями. А в сказке Александра Сергеевича Пушкина этот зверек еще «песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…». Вы, конечно, догадались, о каком зверьке идет речь? -О каком зверьке идет речь в тексте? -Ребята, из какой сказки Александра Сергеевича этот зверек? -Как вы думаете, с какой целью текст начинается предложением, из которого нельзя узнать, о чем идет речь. Вы можете открыть учебник на с.45, упражнение под номером два. - А давайте, попробуем озаглавить текст так, чтобы и заголовок не называл зверька, о котором говорится в тексте. -Какие вы молодцы! Давайте спишем этот текст в тетрадь. На следующей строке записываем номер, ниже заголовок текста. Как мы начнем писать текст? -Верно! С красной строки. Учитель ходит, контролирует работу |
Слушают учителя
-О белочке. - Сказка о царе Салтане…
-Чтобы заинтриговать читателя.
-Волшебный зверек.
Списывают текст
-С красной строки. |
Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)
|
|||
7.Включение в систему новых знаний, повторение.
Слайд 10 (названия газет) |
- Представьте, что вы – редакторы школьной газеты. Ваши корреспонденты подали вам много разных заметок. Прочитайте их названия: Весёлые старты. Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Школьные соревнования. Моя любимая телепередача. - Назовите те заголовки, где только называется событие, о котором идёт речь в тексте. -Что выражено в названиях этих текстов? -Назовите те заголовки, в которых автор высказывает своё отношение к описываемому событию. -Какие слова помогли вам это понять? Что выражено в названиях этих текстов? - Какие из этих заголовков вы отберёте для своей газеты и почему? |
- Прогулка в лес, на рыбалке, школьные соревнования.
-Тема текста. -Веселые страты, неудачная рыбалка, чудесная прогулка в лес, моя любимая телепередача. -Основная мысль автора.
Те, которые называют основную мысль текста, потому что они не просто рассказывают о событии, но и выражают отношение к нему автора. |
Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
|
|||
5. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 11 ( итог урока) |
-Ребята, о чем мы с вами говорили на уроке? -Кто мне скажет, что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? -Всегда ли мы можем озаглавить текст по первым предложениям? -Выполнили мы цель сегодняшнего урока? -Вам понравился урок? -Какие задания вам понравилось выполнять? -Чтобы вы хотели еще выполнить? -На партах у вас лежат кружочки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный – я ничего не понял, желтый – я испытывал затруднения, зеленый – мне было все понятно. -Спасибо за урок! До свидания! |
-О тексте, заглавии.
-1. Прочитать текст. 2. Узнать о чем он. 3. Озаглавить. -Нет.
-Да. -Ответы детей.
Самооценивание |
Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |
|||
Приложение 1
Задание 1. Поставьте предложения в нужном порядке. Прочитай что получилось.
Всю добычу они положили в ведро, и принесли домой. С собой они взяли удочку и два ведра. На реке они поймали большую щуку, одного карася, и три окуня. Рано утром Паша и Леша пошли на реку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.