Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) «Школа-интернат пгт Шкотово»
КОНСПЕКТ
«Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету»
(урок по Сенсорному развитию)
Подготовила и провела: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Русакова О.А.
пгт Шкотово – 2025 год
Тема: «Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету».
Коррекционно-развивающие:
· Развивать координацию движений рук и глаз.
· Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции.
· Развивать координацию движений.
· Развивать зрительное и тактильное восприятие формы, величины, цвета.
· Учить классифицировать предметы и их изображения по форме по показу, выделять признаки формы.
· Учить сопоставлять предметы по высоте (величине).
· Закреплять умения различать и выделять основные цвета, называть основные геометрические фигуры.
· Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
· Воспитывать коллективизм, уважение друг к другу.
· Различать основные цвета
· Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет
· Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник
· Уметь работать по инструкции, алгоритму
Класс: 2
Вид нарушений: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 1)
Раздел программы: развитие психомоторики и сенсорных процессов
Оснащение занятия: проектор, ноутбук, сумки в виде овощей и фруктов, цветные карандаши, деревья из фанеры, бланки и конверты с заданиями, грибы разной величины, корзина, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия:
№ п/п |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые БУД |
I. Организационно – подготовительный этап (создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности). |
|||
1. |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Алексеевна. Сегодня у нас не простое занятие. Я хочу с вами поиграть. Посмотрите, какой урожай фруктов и овощей подарила нам природа! - Давайте познакомимся. Я их вам буду раздавать сумочки, а вы мне называете свои имена. Приятно было с вами познакомиться. Сегодня к нам придет гостья. А что это за гостья мы узнаем, выполнив задания, которые находятся в ваших овощах и фруктах. Обратите внимание: на доске висят листья. За каждым из них спряталась буква. После выполнения каждого задания будет открываться одна из них. Когда откроются все буквы, мы сможем узнать, кто придет сегодня. (ОСЕНЬ). Интересно узнать? Тогда приступаем к выполнению заданий. |
Приветствуют и знакомятся с учителем, настраиваются на занятие |
Личностные: мобилизация внимания Регулятивные: целеполагание, формирование умения организовывать свое рабочее место Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Основной этап |
|||
2. |
Упражнение «Грибной ряд» Какое время года за окном? Кто скажет, что осенью можно собрать в лесу? Верно, но мы тоже соберем урожай. Достаем конверты синего цвета. Что вы видите? (грибы) Они одинаковые? Чем они отличаются? (размером) -Вам нужно разложить грибы от самого маленького (низкого) до самого большого (высокого). -Проверьте друг друга, верно ли выполнено задание. Если вы правильно выполнили задание, у вас должно получиться слово. Откройте шляпки. Давайте прочитаем, какие слова получились у каждого. -сентябрь -октябрь -ноябрь Это название месяцев какого времени года? (осени) А какой сейчас месяц? Индивидуальная работа: раскладывает грибы по размеру с опорой на наглядность. Молодцы! Вы знаете и название месяцев, и |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Выполняют задание под контролем учителя раскладывают грибы от самого маленького (низкого) до самого большого (высокого), выполняют взаимопроверку, читают получившиеся слова |
Личностные: проявлять старательность
Регулятивные: умение работать по инструкции
Познавательные Закрепить знания о времени года, месяцах года. Развитие восприятия величины
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
времена года. И вот у нас появилась одна из букв в имени нашей гостьи (Н). |
|
|
3. |
Гимнастика для глаз Что осенью происходит с листьями на деревьях? Давайте глазами понаблюдаем, как кружатся в воздухе листочки. И нам открылась ещѐ одна буква в имени гостьи (Е). |
Перечисляют признаки осени Выполняют гимнастику для глаз |
Регулятивные: умение работать по инструкции |
4. |
Упражнение «Раскрась картинку» Достаем конверт желтого цвета. Осенние листья приземлились к вам на картинку. (Слайд)
Ребята, какого цвета осенью бывают листья на деревьях. Да, очень много цветов приносит нам осень. А мы раскрасим наши листья желтым, красным, и зеленым…. -желтые – покажите карандаш желтого цвета; -красные – покажите карандаш красного цвета; -зеленые – покажите карандаш зеленого цвета. А что в нашей картинке может быть синего цвета? (тучка).
Мы выполнили задание? И нам открывается следующая буква (Ь) |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Выполняют задание под контролем учителя: раскрашивают поочередно листья и тучку карандашами разных цветов |
Личностные: проявлять старательность, управлять своим настроением Регулятивные: целеполагание, умение действовать по заданному плану, инструкции Познавательные Закрепить знания о признаках осени Развитие восприятия цвета Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. |
Физминутка Проигрыш (дети маршируют) Наступила после лета осень, осень (наклоны из стороны в сторону с поднятыми вверх руками) Закружился в небе листопад (повороты кругом) Снова листики с деревьев летят (поворот кругом в другую сторону) Расставаться с летом жаль, Улетают птицы вдаль (махи руками) Осень, осень (3 хлопка) Ты нам краски подари (руки вперед) |
Выполняют упражнения под музыку (с анимацией) |
Снятие мышечного напряжения |
|
Краски радуги – дуги («дуга» над головой) Осень, осень (3 хлопка) Ты нам краски подари Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы (разводят руками) Открывается буква (С) |
|
|
6. |
А мы попали в осенний лес. Берем большой конверт зеленого цвета. Что вы видите? (деревья) Рассмотрите их. Дефектолог берет одно из деревьев и спрашивает:
- Из каких геометрических фигур состоит это дерево? (квадрат и круг)
Дефектолог берет второе дерево: -А это дерево из каких геометрических фигур состоит? (треугольник, прямоугольник) |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Выполняют задание под контролем учителя: называют геометрические фигуры, группируют их |
Личностные: формирование интереса к обучению Регулятивные: умение действовать по заданному плану, инструкции
Познавательные Развитие восприятия формы, цвета, умение соотносить фигуры с предметами окружающей действительности |
|
- Найдите в маленьком конверте зеленого цвета такие геометрические фигуры и наклейте их на кроны этих деревьев. А кто скажет, что такое крона? (Верхняя разветвленная часть растения) -Какого цвета листья на вашем дереве? - А кто вспомнит загадку про ель? (Зимой и летом одним цветом). Поэтому иголки на ели зеленые. -А какие еще геометрические фигуры у нас имеются? (овал, ромб) |
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
Индивидуальная работа: составление дерева (ели) из геометрических фигур по шаблону.
Молодцы! Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. И нам открылась следующая буква (О) |
Составляет из геометрических фигур по образцу |
|
|
Итак, все буквы открыты. Прочитаем буквы. Давайте составим из них слово. Кто догадался, как зовут нашу гостью? Давайте позовем нашу гостью….. (входит осень с дарами осени) |
|
|
7. |
Упражнение «Дары осени» Входит «Осень»: - Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы так хорошо справились с заданиями и отгадали, как меня зовут. Я – Осень и я принесла вам свои дары (передаѐт корзину дефектологу). |
Описывают по очереди предметы по форме, |
Познавательные Развитие восприятия формы, цвета, величины
Коммуникативные: |
|
- Учитель: ребята, давайте рассмотрим, что принесла нам осень. Дефектолог достаёт один овощ (фрукт) и описывает его: по цвету, по форме, по размеру. -Это огурец. Он зеленый, похож на овал, большой. -это лимон. Он желтого цвета, похож на овал, маленький. - А теперь вы попробуйте рассказать про остальные овощи и фрукты. |
величине, цвету |
формирование речевого высказывания |
III. Заключительный этап |
|||
8. |
Ребята, наше занятие подходит к концу. -Какие фигуры мы сегодня повторили? -Цвета? -Что понравилось больше всего? Очень приятно было с вами работать. Все вы молодцы! А наша гостья подарит вам на память о занятии свои букетики. |
Подводят итоги совместно с учителем |
Регулятивные: анализ деятельности |
Приложение № 1
![]() |
Дополнительные задания |
Игра «Сосчитай и назови фигуры» (Приложение 1) Посмотрите внимательно на бланк, сосчитайте и запишите, сколько изображено -треугольников -кругов -квадратов |
Скажите мне, какие животные осенью готовятся к зимней спячке? -Какие ещѐ изменение происходят осенью в природе? Каким цветом осенью бывают листья на деревьях? (При наличии трудности у учащихся – загадать загадки: 1. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснѐтся, ну реветь, Как зовут его? - … (Медведь) 2. Шубка — иголки. Свернѐтся он — колкий. Рукой не возьмѐшь. Кто это? (Ёж)).
- Задание: В каждой паре зверей найдите самого маленького и раскрасьте его в коричневый цвет. Раскрасьте в каждой паре листьев самый большой лист жѐлтым цветом.
Осень: «Молодцы! А теперь я предлагаю сделать перерыв». |
В каждой паре зверей найди самого маленького и раскрась его в коричневый цвет.
Раскрась в каждой паре листьев самый большой лист жѐлтым цветом.
|
|
|
|
Составь слово по буквам, записанным в домиках. Начинай с самого высокого. Прочитай записанное слово, какое у тебя получилось.
![]() |
С детства я знакомый твой Каждый угол здесь прямой
Все четыре стороны одинаковой длины Вам представиться я рад.
А зовут меня… (квадрат).
2. Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку И на круг и колесо (круг)
3. Моя загадка коротка: Три стороны и три угла Кто я? (треугольник)
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.