Конспект урока Технологическая карта
Дата: 13.09.2019 Раздел: русский язык Класс: 1 «А» |
Тема урока: Алфавит или азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов. Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: фронтальная |
|||||
Цели: Познакомить детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите, развивать умение пользоваться алфавитом. |
Задачи: 1. Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите, формировать умения пользоваться алфавитом. 2. Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь, формирование опыта работы с учебником, развитие речи, мышления. 3. Воспитательные: воспитать у школьников аккуратность записей в тетради, обучить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общих упражнений. |
|||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • Усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей. • Умение использовать алфавит на практике. • Правильно расставлять слова по алфавиту. |
Метапредметные: • Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения. • Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. • Работать в паре и оценивать товарища. |
|
Личностные: Развивать познавательный интерес к русскому языку. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
|||
|
|
|
Проявлять заинтересованность приобретении и расширении знаний. |
в |
||
Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, рабочие тетради, компьютер, презент |
ация |
, раздаточный материал. |
|
|||
План урока |
|
|
|
|||
Этапы урока |
Методы |
|
Время |
|
||
Организационный момент |
Словесный |
|
1 мин |
|
||
Минутка чистописания |
Словесный, практический, наглядный |
|
7 мин |
|
||
Актуализация знаний |
Практический, словесный |
|
10 мин |
|
||
Формирование темы и целей урока |
Словесный, наглядный |
|
8 мин |
|
||
Физкультминутка |
Словесный, практический |
|
1 мин |
|
||
Закрепление новых знаний |
Словесный, практический |
|
15 мин |
|
||
Итог |
Словесный |
|
2 мин |
|||
Рефлексия |
Словесный |
|
1 мин |
|||
|
|
Эскиз доски |
|
|||
|
|
13 сентября. Классная работа. |
|
|||
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Здравствуйте дети! Присаживайтесь!
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать. Каждый день копилку знаний Непременно пополнять! |
Слушают учителя.
|
Итак, все готовы к уроку русского языка? Тогда продолжим. |
Да. |
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число? |
Шестнадцатое апреля. |
Сколько нужно отступить строк от предыдущей работы? |
Две строки. |
Отступаем две строки вниз и записываем: «Шестнадцатое апреля. Классная работа». |
Записывают число. |
Минутка чистописания |
|
Сейчас у нас минутка чистописания. Какая задача стоит перед нами? |
Писать красиво. |
Что значит «красиво»? |
Соблюдая наклон, высоту букв и т.д. |
На доске вы видите, строчную букву «н» и «п» и буквосочетание «оро». |
Слушают учителя. |
Как вы думаете, почему буква «н» строчная и «п» строчная встретились? |
Потому что, в них присутствует одинаковый элемент. |
Какой элемент? |
Прямая наклонная палочка и наклонная палочка с закруглением внизу. |
Предлагаю сыграть в игру «Правильно неправильно». Если вы |
Слушают утверждения и начинают записывать буквы. |
считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным «н». |
|
Итак, пятая буква русского алфавита Д? |
Прописывают строчную букву «п». |
В русском алфавите 6 гласных букв? |
Прописывают строчную букву «н». |
В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков? |
Прописывают строчную букву «п». |
В русском алфавите 32 буквы? |
Прописывают строчную букву «н». |
В русском алфавите 6 гласных звуков? |
Прописывают строчную «п». |
Сколько строчных букв «п» вы прописали? |
3 строчные буквы «п». |
Сколько строчных букв «н» вы прописали? |
2 строчные буквы «н». |
Теперь дописали до конца строчки строчную букву «п». А следом до конца строчки дописали букву «н». |
|
Какое буквосочетание у нас осталось? |
«оро». |
С начала красной строки начинаем писать буквосочетание «оро». Написали буквосочетание, отложили мизинец и написали еще раз и т.д. До конца строки. |
Прописывают буквосочетание «оро». |
Теперь, обменяйтесь тетрадями, обведите те буквы в тетради соседа, которые вам понравились. |
Обменялись тетрадями с соседом. |
Какие слова вы знаете с использованием буквосочетанием «оро»?
|
Воробей, хорошо, и т.д. |
Как мы правильно запишем слово? |
Через «о». |
Почему? |
Слышим «а», пишем «о». Сочетание «оро». |
Какие это слова? |
Словарные. |
Записали себе транскрипцию слова хорошо [харашо].
х — [х] — согласный, глухой, твёрдый. о — [а] — гласный, безударный. р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый. о — [а] — гласный, безударный. ш — [ш] — согласный, глухой, твёрдый, шипящий. о — [о] — гласный, ударный. |
Записывают себе в тетрадь транскрипцию. |
Сколько звуков и букв в слове хорошо? |
6 букв, 6 звуков. |
Актуализация знаний |
|
Ребята, придумайте мне, пожалуйста, предложение со словом «хорошо»? |
Ответы учащихся. |
Молодцы! Записали себе предложение в тетрадь, которое видите на доске. Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. |
Записывают предложение. |
Давайте, с вами разобьём предложение на слоги.
Я зна-ю, что та-ко-е хо-ро-шо и что та-ко-е пло-хо. |
Нужно посчитать гласные звуки в слове. |
1. Знаю – зна – ю. Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов? |
Называют звуки – а, ю. 2 звука. 2 слога. |
2. Такое – та – ко – е. Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов (с помощью хлопков) |
Называют звуки – а, о, е. 3 звука. 3 слога. |
3. Хорошо – хо – ро – шо. Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов? (с помощью подбородка и ладони) |
Называют звуки – о, о, о. 3 звука. 3 слога. |
4. Плохо – пло – хо. Сколько гласных звуков? Сколько слогов? (с помощью выдохов и ладони) |
Называют звуки – о, о. 2 звука. 2 слога. |
Какие слова и какой союз нельзя поделить на слоги? |
Я, что, и. |
Почему? |
Тут 1 гласный звук. |
Верно. Теперь, расставим ударение в словах.
Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. |
Расставляют ударение в словах вместе с учителем. |
Формулировка темы и целей урока |
|
Ребята, а сколько всего букв в русском языке? |
33 буквы. |
А кто знает сколько гласных букв у нас в алфавите? |
10 гласных букв. |
Перечислите, пожалуйста, эти буквы. |
А, о, и, е, ё, э, ы, у, ю, я. |
А сколько согласных? |
21 буква. |
Сколько букв не обозначают звука? |
2 буквы. |
Назовите их? |
Ъ, ь. |
А сейчас, я прочитаю вам загадку. А вы должны отгадать.
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется он ... |
АЛФАВИТ. |
Что это? |
Алфавит. |
А что такое алфавит? |
Алфавит - это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. |
Как называется ваша первая учебная книга? |
Азбука. |
Итак, кто догадался, какова тема нашего урока? |
Алфавит или азбука. |
Какие учебные цели мы ставим перед собой? Чему должны научится? |
Научиться различать буквы алфавита, запомнить правильный порядок букв. |
Изучение нового материала |
|
Кто знает, как образовалось это слово алфавит? |
Затрудняются ответить. |
Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово - Алфавит. |
Слушают учителя. |
Ещё раз как называется ваша первая учебная книга? |
Азбука. |
Попробуйте объяснить, почему её так назвали? |
Ответы учащихся. |
Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже. |
Слушают учителя. |
А знаете ли, вы кто создал алфавит? |
Предположения детей. |
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте. (Собрать буквы по порядку проставленных цифр)
6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3 1) л л и и К р 2) е о й М д и ф
|
Собирают слова. |
Что у вас получилось? |
Кирилл Мефодий. |
Внимание, на доску. Правильно. Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В руках они держат первую азбуку.
|
Смотрят на доску. |
(Слайд 1) |
|
Физкультминутка |
|
А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. |
|
Закрепление знаний |
|
А сейчас открыли учебник, страница учебника 52. Упражнение 1. Прочитай буквы русского алфавита. Сейчас я вам прочитаю алфавит, потом прочитаем его вместе.
|
Открывают страницу 34. Слушают учителя. |
|
|
Упражнение 2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы?
1) Сколько всего букв в русском алфавите? |
33 буквы. |
2) Для чего нужны буквы? |
Для того, чтобы мы могли, писать, читать и говорить. |
3) Какие две буквы не обозначают звуков? |
Ъ, ь. |
Молодцы! Упражнение 3. Прочитай. Спиши предложение. Как хорошо уметь читать! |
Списывают предложение. |
Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать? |
Ответы учащихся. |
Обратите внимание на страничку для любознательных. О чём мы с вами уже говорили. Как возникло слово азбука и алфавит и их обозначение. |
Слушают учителя. |
Упражнение 4. Прочитай. Каких букв здесь нет? Какие буквы перепутали свои места? |
Нет буквы ё и х. Буквы КЛ, ТС, ЩЧ, ЪЫЬ, перепутали свои места, |
Напиши все буквы алфавита в алфавитном порядке. |
Записывают. |
Упражнение 5. Рассмотри рисунки.
|
Смотрят рисунки. |
|
|
Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютах. |
Они спускаются на разных шариках по своим названиям. Например, ча, ща, ха. |
Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке. |
Записывают буквы любой группы. |
Упражнение 6. Прочитай выразительно.
|
Слушают учителя. |
Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно. |
Гусь и жук. Говорится Гэ, и Жэ. |
Напиши имена двух «учеников» по алфавиту. |
Барашек, гусь. |
Упражнение 7. Прочитай.
|
|
Алфавит – азбука, луг – лужайка, ученик – ученица, работа – рабочий, Оля – Ольга, хорошо – хороший. |
|
Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему? |
Азбука, луг, ученик, работа, Ольга, хороший. Потому что буквы в этих словах стоят раньше в алфавитном порядке а отличии от других слов. |
Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту. |
Алфавит – азбука, луг – лужайка. |
Составь устно предложение с одним из слов. Ученик и ученица. Какую букву напишем «е» или «и» в этих словах? Почему? |
Е. Ученик – словарное слово. |
Упражнение 8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая – за буквой «цэ», третья – за буквой «зэ», четвёртая – за буквой «эс», пятая – перед буквой «ка», шестая – после буквы «ка», седьмая – после буквы «ы». |
Учитель. |
Работа в парах. Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям. |
Учащиеся пытаются составить свою загадку. |
Итог |
|
Итак, ребята, что мы сегодня с вами делали на уроке? |
Составляли буквы и слова по алфавитному порядку. |
Сколько всего букв в алфавите? |
33 буквы. |
У каких букв нет звуков? |
Ъ, ь. |
Кто придумал первую славянскую азбуку? |
Кирилл Мефодий. |
Для чего нам нужен алфавит? |
Что бы говорить и писать. |
Рефлексия |
|
Дорисуйте солнышку мимику - покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок? |
Дорисовывают мимику. |
Поднимите каждый своё солнышко с весёлой мимикой – кто достиг сегодня своих целей. |
Поднимают. |
Поднимите солнышко с грустной мимикой – те, кто считает, что недостаточно сегодня работал и мог бы лучше. |
Поднимают. |
Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания! |
До свидания! |
Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2013 г., Канакина, В. П. Горецкий, В. Г. «Русский язык», 1класс |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.