Урок по теме: "Алфавит или азбука", 1 класс
Оценка 4.9

Урок по теме: "Алфавит или азбука", 1 класс

Оценка 4.9
Документация
pdf
русская литература
25.01.2021
Урок по теме: "Алфавит или азбука", 1 класс
1 класс
Алфавит или азбука 13.09.pdf

Конспект урока Технологическая карта

Дата: 13.09.2019

Раздел: русский язык

Класс: 1 «А»

Тема урока: Алфавит или азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: фронтальная

Цели: Познакомить детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите, развивать умение пользоваться алфавитом.

Задачи:

1.      Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите, формировать умения пользоваться алфавитом.

2.      Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь, формирование опыта работы с учебником, развитие речи, мышления.

3.      Воспитательные: воспитать у школьников аккуратность записей в тетради, обучить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общих упражнений.

Планируемые результаты

Предметные:

       Усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей.

       Умение использовать             алфавит    на практике.

       Правильно        расставлять   слова по алфавиту.

Метапредметные:

      Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения.

      Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

      Работать в паре и оценивать товарища.

Личностные:

Развивать познавательный интерес к русскому языку.

Осваивать роль         ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и             взаимодействия        с             учителем        и одноклассниками.

 

 

Проявлять заинтересованность приобретении и расширении знаний.

в

Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, рабочие тетради, компьютер, презент

ация

, раздаточный материал.

 

План урока

 

 

 

Этапы урока

Методы

 

Время

 

Организационный момент

Словесный

 

1 мин

 

Минутка чистописания

Словесный, практический, наглядный

 

7 мин

 

Актуализация знаний

Практический, словесный

 

10 мин

 

Формирование темы и целей урока

Словесный, наглядный

 

8 мин

 

Физкультминутка

Словесный, практический

 

1 мин

 

Закрепление новых знаний

Словесный, практический

 

15 мин

 

Итог

Словесный

 

2 мин

Рефлексия

Словесный

 

1 мин

 

 

Эскиз доски

 

 

 

13 сентября.

Классная работа.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте дети! Присаживайтесь!

 

Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем.

Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять!

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Итак, все готовы к уроку русского языка? Тогда продолжим.

Да.

Скажите, пожалуйста, какое сегодня число?

Шестнадцатое апреля.

Сколько  нужно отступить строк от предыдущей работы?

Две строки.

Отступаем две строки вниз и записываем: «Шестнадцатое апреля. Классная работа».

Записывают число.

Минутка чистописания

Сейчас у нас минутка чистописания. Какая задача стоит перед нами?

Писать красиво.

Что значит «красиво»?

Соблюдая наклон, высоту букв и т.д.

На доске вы видите, строчную букву «н» и «п» и буквосочетание «оро».

Слушают учителя.

Как вы думаете, почему буква «н» строчная и «п» строчная встретились?

Потому что, в них присутствует одинаковый элемент.

Какой элемент?

Прямая наклонная палочка и наклонная палочка с закруглением внизу.

Предлагаю сыграть в игру «Правильно  неправильно». Если вы

Слушают утверждения и начинают записывать буквы.

 

считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным  «н».

 

Итак, пятая буква русского алфавита Д?

Прописывают строчную букву «п».

В русском алфавите 6 гласных букв?

Прописывают строчную букву «н».

В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?

Прописывают строчную букву «п».

В русском алфавите 32 буквы?

Прописывают строчную букву «н».

В русском алфавите 6 гласных звуков?

Прописывают строчную «п».

Сколько строчных букв «п» вы прописали?

3 строчные буквы «п».

Сколько строчных букв «н» вы прописали?

2 строчные буквы «н».

Теперь дописали до конца строчки строчную букву «п». А следом до конца строчки дописали букву «н».

 

Какое буквосочетание у нас осталось?

«оро».

С начала красной строки начинаем писать буквосочетание «оро». Написали буквосочетание, отложили мизинец и написали еще раз и т.д. До конца строки.

Прописывают буквосочетание «оро».

Теперь, обменяйтесь тетрадями, обведите те буквы в тетради соседа, которые вам понравились.

Обменялись тетрадями с соседом.

Какие слова вы знаете с использованием буквосочетанием «оро»?

 

 

Воробей, хорошо, и т.д.

Как мы правильно запишем слово?

Через «о».

Почему?

Слышим «а», пишем «о». Сочетание «оро».

Какие это слова?

Словарные.

Записали себе транскрипцию слова хорошо [харашо].

 

х — [х] — согласный, глухой, твёрдый.

о — [а] — гласный, безударный.

р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый. о — [а] — гласный, безударный.

ш — [ш] — согласный, глухой, твёрдый, шипящий. о — [о] — гласный, ударный.

Записывают себе в тетрадь транскрипцию.

Сколько звуков и букв в слове хорошо?

6 букв, 6 звуков.

                                                                                                                                                 Актуализация знаний

Ребята, придумайте мне, пожалуйста, предложение со словом «хорошо»?

Ответы учащихся.

 

Молодцы! Записали себе предложение в тетрадь, которое видите на доске. Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Записывают предложение.

Давайте, с вами разобьём предложение на слоги.

 

Я зна-ю, что та-ко-е хо-ро-шо и что та-ко-е пло-хо.

Нужно посчитать гласные звуки в слове.

1. Знаю – зна – ю. Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов?

Называют звуки – а, ю. 2 звука. 2 слога.

2. Такое – та – ко – е. Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов (с помощью хлопков)

Называют звуки – а, о, е. 3 звука. 3 слога.

3. Хорошо – хо – ро – шо. Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов? (с помощью подбородка и ладони)

Называют звуки – о, о, о. 3 звука. 3 слога.

4. Плохо – пло – хо. Сколько гласных звуков? Сколько слогов? (с помощью выдохов и ладони)

Называют звуки – о, о. 2 звука. 2 слога.

Какие слова и какой союз нельзя поделить на слоги?

Я, что, и.

Почему?

Тут 1 гласный звук.

Верно. Теперь, расставим ударение в словах.

 

Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Расставляют ударение в словах вместе с учителем.

Формулировка темы и целей урока

Ребята, а сколько всего букв в русском языке? 

33 буквы.

А кто знает сколько гласных букв у нас в алфавите?

10 гласных букв.

Перечислите, пожалуйста, эти буквы. 

А, о, и, е, ё, э, ы, у, ю, я.

А сколько согласных?

21 буква.

Сколько букв не обозначают звука?

2 буквы.

Назовите их?

Ъ, ь.

А сейчас, я прочитаю вам загадку. А вы должны отгадать.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется он ...

АЛФАВИТ.

Что это?

Алфавит.

А что такое алфавит?

Алфавит - это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.  

Как называется ваша первая учебная книга?  

Азбука.

Итак, кто догадался, какова тема нашего урока?

Алфавит или азбука.

 

Какие учебные цели мы ставим перед собой? Чему должны научится?

Научиться различать буквы алфавита, запомнить правильный порядок букв.

Изучение нового материала

Кто знает, как образовалось это слово алфавит? 

Затрудняются ответить.

Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово - Алфавит. 

Слушают учителя.

Ещё раз как называется ваша первая учебная книга?

Азбука.

Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

Ответы учащихся.

Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки».

Из этих двух названий получилось слово – Азбука.  

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

Слушают учителя.

А знаете ли, вы кто создал алфавит?

Предположения детей.

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте. (Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

 

     6    5   4   2   1   3                      2  4  7   1    5   6   3

1) л    л   и   и   К  р                 2) е  о  й  М   д   и   ф

 

 

Собирают слова.

Что у вас получилось?

Кирилл Мефодий.

Внимание, на доску. Правильно. Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В руках  они держат первую азбуку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на доску.

 

 

(Слайд 1)

 

Физкультминутка

А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

 

Закрепление знаний

А сейчас открыли учебник, страница учебника 52. Упражнение 1. Прочитай буквы русского алфавита. Сейчас я вам прочитаю алфавит, потом прочитаем его вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают страницу 34. Слушают учителя.

 

 

 

 

Упражнение 2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы?

 

1) Сколько всего букв в русском алфавите?

33 буквы.

2) Для чего нужны буквы?

Для того, чтобы мы могли, писать, читать и говорить.

3) Какие две буквы не обозначают звуков?

Ъ, ь.

Молодцы! Упражнение 3. Прочитай. Спиши предложение. Как хорошо уметь читать!

Списывают предложение.

Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?

Ответы учащихся.

Обратите внимание на страничку для любознательных. О чём мы с вами уже говорили. Как возникло слово азбука и алфавит и их обозначение.

Слушают учителя.

Упражнение 4. Прочитай. Каких букв здесь нет? Какие буквы перепутали свои места?

Нет буквы ё и х. Буквы КЛ, ТС, ЩЧ, ЪЫЬ, перепутали свои места, 

Напиши все буквы алфавита в алфавитном порядке.

Записывают.

Упражнение 5. Рассмотри рисунки.

 

Смотрят рисунки.

 

 

 

Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютах.

Они спускаются на разных шариках по своим названиям. Например, ча, ща, ха.

Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.

Записывают буквы любой группы.

Упражнение 6. Прочитай выразительно.

 

 

Слушают учителя.

Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.

Гусь и жук. Говорится Гэ, и Жэ.

Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.

Барашек, гусь.

Упражнение 7. Прочитай.

 

 

Алфавит – азбука, луг – лужайка, ученик – ученица, работа – рабочий, Оля – Ольга, хорошо – хороший.

 

Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?

Азбука, луг, ученик, работа, Ольга, хороший. Потому что буквы в этих словах стоят раньше в алфавитном порядке а отличии от других слов.

Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.

Алфавит – азбука, луг – лужайка.

Составь устно предложение с одним из слов. Ученик и ученица. Какую букву напишем «е» или «и» в этих словах? Почему?

Е. Ученик – словарное слово. 

Упражнение 8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая – за буквой «цэ», третья – за буквой «зэ», четвёртая – за буквой «эс», пятая – перед буквой «ка», шестая – после буквы «ка», седьмая – после буквы «ы».

Учитель.

Работа в парах. Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.

Учащиеся пытаются составить свою загадку.

Итог

Итак, ребята, что мы сегодня с вами делали на уроке?

Составляли буквы и слова по алфавитному порядку.

Сколько всего букв в алфавите?

33 буквы.

У каких букв нет звуков?

Ъ, ь.

Кто придумал первую славянскую азбуку?

Кирилл Мефодий.

Для чего нам нужен алфавит?

Что бы говорить и писать.

Рефлексия

Дорисуйте солнышку мимику - покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок?

Дорисовывают мимику.

Поднимите каждый своё солнышко с весёлой мимикой  – кто достиг сегодня своих целей.

Поднимают.

Поднимите солнышко с грустной мимикой – те, кто считает, что недостаточно сегодня работал и мог бы лучше.

Поднимают.

Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания!

До свидания!

Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2013 г.,

Канакина, В. П. Горецкий, В. Г. «Русский язык», 1класс

 

 

 

 

 

 

Конспект урока Технологическая карта

Конспект урока Технологическая карта

Минутка чистописания Словесный, практический, наглядный 7 мин

Минутка чистописания Словесный, практический, наглядный 7 мин

Сколько нужно отступить строк от предыдущей работы?

Сколько нужно отступить строк от предыдущей работы?

Какие слова вы знаете с использованием буквосочетанием «оро»?

Какие слова вы знаете с использованием буквосочетанием «оро»?

Какие слова и какой союз нельзя поделить на слоги?

Какие слова и какой союз нельзя поделить на слоги?

Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка

Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка

Слайд 1) Физкультминутка

Слайд 1) Физкультминутка

А сейчас открыли учебник, страница учебника 52

А сейчас открыли учебник, страница учебника 52

Упражнение 2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы? 1)

Упражнение 2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы? 1)

Упражнение 5. Рассмотри рисунки

Упражнение 5. Рассмотри рисунки

Кто неверно произнёс буквы?

Кто неверно произнёс буквы?

Поднимите солнышко с грустной мимикой – те, кто считает, что недостаточно сегодня работал и мог бы лучше

Поднимите солнышко с грустной мимикой – те, кто считает, что недостаточно сегодня работал и мог бы лучше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021