Что такое текст? Тема текста.
Цель: обучить работе с учебным текстом.
Задачи: исследование понятия «текст», развитие умения различать предложение и текст, составлять и озаглавливать текст.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации;
Коммуникативные УУД: обучение выполнению различных ролей в группе с учетом правил совместной работы, сотрудничество в поиске и сборе информации;
Регулятивные УУД: планирование своих действий и реализация поставленной задачи в соответствии с планом; осуществление пошагового и итогового контроля; осознание качества и уровня усвоения;
Личностные УУД: оценивание жизненных ситуаций и поступков героев текстов с точки зрения общечеловеческих норм; формирование умений самоорганизации и саморазвития.
Наглядные пособия: правило, деформированный текст, примеры заголовков.
Ход урока.
1.Орг момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте записи на доске?
1. Двор.
2. Мы любим свой красивый дор.
3. Мы любим свой красивый двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку.
- Что представляет собой 1,2,3 запись? Докажи.(1 –слово, 2- предложение)
Мы любим свой красивый двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку.
-Что представляет собой 3 запись? Понятно ли автор изложил свои мысли?
-Как вы считаете, что мы получили?
-Текст – это несколько связанных по смыслу предложений.
-А если мы переставим предложения? Понятно ли о чем хотел сообщить автор? Получится ли у нас текст?
Девочки играют в куклы. Там есть качели и турник. Мы любим свой красивый двор. Летом мальчики гоняют мячик. Зимой старшие ребята делают горку.
- Текст – это несколько связанных предложений.
3.Первичная проверка понимания.
-Послушайте внимательно план действий:
1.Прочитайте запись.
2.Докажите,что перед вами текст.
3.Подберите для текста подходящее по смыслу название.
У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.
- О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют. ( В тексте говорится о Мурзике.)
- Мурзик забавный, серый и пушистый.
· Аквариум с рыбкой.
· Мурзик.
· В гостях у Виталика.
-Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать? ( Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.)
-Значит, прежде чем писать текст автор определяет его тему, т.е. о чём он будет писать .
4.Физкультминутка.
Проверим вашу способность определять тему при помощи игры «Пятый лишний». Какое слово здесь лишнее?Какая тема объединяет все остальные слова? Докажи.
ü Кошка –собака-волк-гусь-корова
ü Ноябрь-май-июнь-январь-лето
ü Воробей-синица-стрекоза-голубь-дятел
ü Выражение - треугольник –квадрат-прямоугольник- круг
5.Первичное закрепление .
Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.
Она подавилась косточкой.
Девочка Валя ела рыбу.
Приехал доктор.
У Вали из глаз текли слёзы.
Он достал щипчики и вынул из горла косточку.
- Это текст? Почему? (- Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу. К нему нельзя подобрать заголовок.)
- Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.
Девочка Валя ела рыбу. Она подавилась косточкой. Приехал доктор. Он достал щипчики и вынул из горла косточку. У Вали из глаз текли слёзы.
- О ком говорится в этом рассказе? ( В этом рассказе говорится о девочке Вале.)
-Что случилось с Валей? ( С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.)
-Кто пришел на помощь девочке? ( На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.)
-Придумайте свой заголовок к этому рассказу.
Ø Беда у Вали.
Ø Быстрая помощь.
Ø Бедная Валя.
6.Рефлексия.
-Что такое текст?
Текст
Несколько предложений,
связанных по смыслу Предложения идут
в строгом порядке Есть заголовок.
По нему можно
определить, о чём будет
говориться в тексте
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.