Тема: «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «православный храм».
2. Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
5. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.
6. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Ключевые понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
II. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 3 Храмы города.
– Ребята, посмотрите на эти фотографии. Как называются эти здания? Что их объединяет ? Что у них общего? слайд №3)
–Правильно, это храмы. Как вы думаете , что такое храм?
–Попробуйте дать определение слову «храм». Фотографии помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
–Слово храм означает «здание», «дом».
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?
У него есть купол, на котором находится крест.
В течении нескольких недель мы с вами готовили исследовательский проект «Храмы нашего города». Давайте вспомним как называются храмы , которые вы видите и прослушаем небольшую справку про каждый из них. (слайд №3)
Сообщение обучающегося1.
Свято – Никольский храм.
Клировские ведомости 1-го Льговского благочинного округа Курской епархии за 1917 год уточняют дату окончания строительства: «Николаевская церковь. Церковь построена в 1910 году тщанием благотворителей г. Льгова и уезда в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года». К сожалению, ни областной архив, не городское БТИ не имеют документов, связанных с возведением церкви. Ее высота по куполу- до 45 метров, по колокольне-73 метра. Площадь – более 370 кв.м., что позволяет разместить во время службы около 500-700 верующих.
Последние 15 лет приход возглавляет протоиерей Максим Потапов, благочинный Льговского Церковного округа.
(слайд №3) Сообщение обучающегося2.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Нижние – Деревеньки.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Нижние – Деревеньки.
Действующая
Построена в 1839 году.
Настоятель иерей Виктор Телятицкий.
–Зачем люди посещают храмы?
–Были ли вы когда-нибудь в православном храме?
–Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)
В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока
Слайд 4. Храм у реки
–Все ваши ответы абсолютно правильные. Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме. (слайд №3)
Давайте запишем тему нашего урока в тетради. Сегодня у нас 21 декабря. Записали? Молодцы.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
–Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Слайд 5. Храм – корабль, плывущий к Богу.
Помните, на прошлом уроке мы с вами сравнивали жизнь человека с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах.
2. Изучение устройства храма.
(Заочная экскурсия в храм.) Слайд 6. Храм в разрезе
–Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.
Давайте на некоторое время. перенесёмся в Свято-Никольский храм нашего города и совершим виртуальную экскурсию по храму. Но прежде чем отправится, может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?
(предположения детей)
–Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. (слайд №6) (щелчок) В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню
–Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Давайте пройдём в притвор. (слайд №6) (щелчок)
Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
(слайд №6 ) Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. (слайд №5)
Аналóй это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;)
В православном храме людей встречают иконы, свечи.
Слайд 7. Священник.
И священники. Они здесь служат.
- А что это за служба? – спросите вы.
-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.
Слайд 8. Свеча.
Посмотрите на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. щелчок
Слайд 9
Во время службы священник совершает каждение.
Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.
щелчок
Каждения напоминает о том же, что и свечи - дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.
щелчок Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.
Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.
Слайд 10 . Панихида.
Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.
щелчок. Канун.
Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Щелчок Канун.
Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.
Слайд 11. Голгофа, канун, поминание.
Молитвенная память называется «поминание».
Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.
Найдите на стр.49 на полях стихотворение. Прочитайте его
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.
(Надежда Веселовская)
Записки.
«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.
А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду. (слайд № 11 )
На стр.49 найдите и прочитайте, что такое икона.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Щелчок
Давайте запишем в тетрадь, что такое икона
Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о животных. О друзьях и о врагах.
Физминутка для глаз
Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании объектов моргайте глазками.
В русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?
Слайд 13. Крестное знамение.
При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. щелчок Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.
Слайд 13. Благословение. щелчок
Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.
Прочитайте в учебнике, что такое благословение на стр.50
Слайд 34. Благословение. щелчок
Благословение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».
щелчок Благословение.
Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.
Слайд 14. Иконостас.
Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
Слайд 15. Иконостас
Давайте запишем, что такое иконостас
щелчок
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
Слайд 16. Богородица.
- Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария - Богоматерь.
щелчок
Слайд 16. Богородица.
Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. щелчок
Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.
Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.
Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:
Слайд 17. Богородица.
При переходе на этот слайд автоматически начинается песнопение «Богородице Дево, радуйся»
«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).
Эту молитву можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave Maria» - это та же молитва, только на латыни.
(слайд №18 ) За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Слайд 19. Алтарь.
Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.
- Это не секретная комната.
Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
3.Проверка усвоения нового материала.
В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.
Работа с карточками в парах.
Проверка работы (слайд №20)
В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.
Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.
В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм: (слайд №21)
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
Жизнь храмов можно сравнить с жизнью людей. Некоторые ушли от нас навсегда потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции. Давайте посмотрим на храмы г. Льгова, которые мы потеряли.
Слайд 22 Знаменский собор. щелчок
Подготовленный ученик
Знаменская соборная трехпрестольная церковь,
Знаменская соборная трехпрестольная церковь, возведенная в 1850 году. Собор стоял в центре города на Красной площади.
На колокольне Знаменского храма находились куранты. Через каждые пятнадцать минут можно было услышать их бой, а через каждый час вместе с ним звучала музыка. Вокруг церкви располагались ряды и лавки и всегда шла бойкая торговля.
Знаменская церковь была закрыта 15 августа 1929 г. В начале тридцатых её начали разрушать.
Храм стоял крепко и основательно, поэтому ломали больше года. Сначала сбросили колокола, потом свалили колокольню и купол. С лица земли стёрли могилы захоронений знатных священнослужителей, покоившихся у церкви.
Самым памятным из эпопеи уничтожения церкви стало знамение иконы Божьей матери. Это лик, изображённый на наружной стене колокольни, во время разорения запыливался, замазывался и закрашивался, но вопреки всему, обновлялся и обильно мироточил.
Слайд 23 Покровская церковь
Церковь Покровская (кладбищенская)
Церковь Покровская (кладбищенская). Деревянная. Год постройки- 1900. Закрыта 03.03 1940г.
В июне 2009 года здание подверглось поджогу и пламя серьезно повредило вход здания.
Спустя два года, 23 апреля 2011 года, здание снова загорелось, и на этот раз пламя захватило крышу.
Слайд 24
Александро-Невская (домовая кн. Барятинских). Каменная. 1907 год. Сломана в 1919г.
Церковь Скорбященская (построенная во дворе тюрьмы).
Каменная. Построена в 1906 г. Разобранна на хозяйственные нужды.
Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые (пример). Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово "освятить" значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.
Эти слова скалал когда – то
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Посмотрите сколько в нашем районе храмов, которые поправляются после долгой болезни. Помните - им нужна наша помощь.
Слайд 27 Храмы в рождество.
V. Подведение итогов урока
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
VI. Домашнее задание.
Общее:
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- прочитать стр.48-51 учебника
- найти одно стихотворение о храме и научиться выразительно его читать.
Заканчивая свой урок я хочу поздравить всех присутствующих с наступающим Новым годом и Рождеством и подарить на память об этом уроке небольшие сувениры.
VII. Рефлексия:
Ребята! На доске вы видите рождественскую ёлку. Давайте украсим её.
Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то повесьте на нашу ёлочку красные шарики.
А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то повесьте синий шарик.
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.