Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Урок русского языка был проведён в 4 з классе. Обобщающий урок по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих», блок «Правописание». Содержание урока соответствует содержанию учебника русского языка для 4 класса С. В. Иванова и программе по русскому языку, составленной с использованием материалов ФГОС НОО и Примерной программы по русскому языку для начальной школы.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.
Тип урока: урок рефлексии.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
На уроке использовались различные педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие, интерактивные.
При построении урока использовались принципы: научности, проблемности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
Цель: обобщить знания о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.
Задачи урока:
-актуализация знаний учащихся с последующим выводом на тему урока;
-систематизация знаний учащихся по написанию мягкого знака после шипящих посредством составления алгоритма;
организация взаимопроверки самостоятельной работы учащихся;
развитие умения адекватно оценивать свои способности, стремиться к саморазвитию;
формирование у учащихся умения анализировать свою деятельность, сопоставлять поставленную цель с полученным результатом.
УУД:
Формирование умений тактично и аккуратно общаться со сверстниками через организацию взаимопроверки.
Формирование умения обобщать знаний по теме, составлять совместно с учителем план (алгоритм) действий и работать в соответствии с данным планом.
Формировать умения работать с источником информации в соответствии с учебной задачей.
Формировать способность к самооценке, мобилизации сил для решения учебной задачи, способности действовать в соответствии с намеченным планом.
Ход урока
- Для чего мы приходим на урок?
(Чтобы получать знания.)
- Зачем нам нужны знания?
(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)
- Как надо работать на уроке, чтобы получить твердые и полезные знания?
(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)
I. Актуализация знаний. Целеполагания
(на доске)
- А кто сможет определить цели нашего урока?
У -учиться....Чему мы сегодня будем учиться? –учиться правильно писать Ь после шипящих и в кратких прил.
Р-развивать....Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость
О-объяснить.....Что будем объяснить?-написание слов
К-контролировать.....Что будем контролировать?-ответы товарищей
Эта буква – хитрый знак,
Не сказать её никак.
Она не произносится,
Но в слово часто просится.
– Эта буква – мягкий знак.
– Что вы знаете про эту букву?
– Может обозначать мягкость согласных звуков.
–Бывает разделительным, в этом случае стоит между согласным и гласными е, ё, ю, я, и.
-Тогда, прежде чем мы приступим к работе, пусть каждый из вас подумает и решит на какой ступени «лестницы успеха» вы себя видите в начале нашего урока. (рефлексия «Лестница успеха» на доске)
II. Работа по теме урока.
1.Словарная работа.
Учитель. Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
Мат…, фини…, экипа…, камы…, пейза…, настеж…
Обменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши, проверьте работы друг друга,
Ка вы думаете, почему я объединила эти слова в одну группу?
(Все слова оканчиваются на шипящий звук).
Какое слово можно назвать лишним в этой группе? Почему?
(Настежь. Только его мы написали с мягким знаком).
Верно. Кто догадался, какова тема нашего урока? Сформулируйте.
(Мягкий знак на конце слов после шипящих). Определите учебную задачу урока. (Будем повторять и закреплять правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи).
- Скажите, эта тема для вас новая? (Нет)
- В каких частях речи встречается эта орфограмма? (сущ., прил., глагол, наречие)
- Всегда ли в этих частях речи пишется ь?
III. Актуализация знаний обучающихся.
Коллективная работа по составлению таблицы.
- Давайте составим таблицу написания ь после шипящих.
- Как вы думаете, с чего нужно начать, чтобы определить, когда пишется ь на конце после шипящих, а когда нет.
(С определения части речи. Подписываем колонки.)
- В каких частях речи могут быть шипящие на конце?
- Если это существительное, то определяем склонение. 1 и 2 скл. Ь не пишется, 3 скл. пишется. Пример.
- Если это глагол, то пишу ь после шипящих. Пример.
- Если это наречие, то определяем, является ли исключением, если да, не пишем, если нет, ь пишется. Пример.
- Если это краткое прилагательное, то ь не пишется. Пример.
Дополнить таблицу словами. Найти примеры слов, развешенные по классу и ополнить ими свою таблицу.
ноч… |
колюч… |
вскач… |
рож… |
могуч… |
сплош… |
тиш… |
хорош… |
напроч… |
глуш… |
пригож… |
настеж… |
туч… |
карандаш… |
делаеш… |
рощ… |
чертёж… |
прилеч… |
дач… |
сторож… |
намаж… |
луж… |
калач… |
реж… |
уж… |
замуж… |
невтерпёж… |
уж… |
замуж… |
невтерпёж… |
уж… |
замуж… |
невтерпёж… |
уж… |
замуж… |
невтерпёж… |
Учитель. А теперь попробуем побывать в роли поэтов. Ваша задача: дополнить стихотворный текст словами разных частей речи, оканчивающихся на шипящий звук (парная работа)
День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ночь .
Все окутывает тишь ,
Только шелестит камыш.
Там внизу у корневищ.
В теплой норке дремлет мышь,
На горе у дальних дач.
В будке сладко спит Лохмач.
Мышке снится лето, рожь
–
Без зерна не проживешь,
А Лохмач несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.
День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ночь.
Проверка (слайд 8)
IV. Закрепление полученных знаний. Тест.
Учитель. Напишите знак +, если в слове словосочетания надо писать ь, знак -, если нельзя писать ь.
1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош
11. Покрыты сплошь
V. Самостоятельная работа.
-Предлагаю вам работу по выбору:
Карточка на «5»
Спиши предложения, вставив, где необходимо ь:
У самых дач… растет рож… . Стоиш… на берегу сплош… залитым солнечным светом. День ясен и свеж… .
Карточка на «4»
Списать, вставив пропущенные буквы и доказать:
Хорош…, врач…, настеж…, видиш…, доч…, дремуч…, проч…
Карточка на «3»
Списать предложения, доказать слова с орфограммой мягким знаком на конце после шипящих.
Хлеб хорош и свеж. Режь его и ешь. Он наотмашь рубил крапиву. Игра не стоит свеч.
(На работу 4 минуты)
VI. Итог урока.
Заканчивая на урок, пусть каждый из вас подумает и решит на какой ступени «лестницы успеха» вы себя видите в конце нашего урока. (рефлексия «Лестница успеха» на доске)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.