Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
09.05.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова УМК П.В.Нечаева).
Цели: Научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи. Учить различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку, коммуникативные качества
Воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; положительное отношение к учёбе, к знаниям, доброжелательное отношение друг к другу.
УРОК русского языка 4 класс.docx
Тема: Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении
глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени.
Цели: Научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов,
относящихся к разным частям речи. Учить различать случаи написания ться и тся в
глаголах.
Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку, коммуникативные
качества
Обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
положительное отношение к учёбе, к знаниям, доброжелательное отношение друг к
другу.
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения,
корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные: Построить алгоритм правописания ться и тся в глаголах и
сформировать первичное умение его применять, выработать умение применять знания в
схожей ситуации и самостоятельно; отрабатывать автоматизированный навык.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме
«Глагол»
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть последствия коллективных решений.
Методы обучения: продуктивный, частичнопоисковый, моделирование
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
самостоятельная, парная.
Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник,
компьютер.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный
момент.
Я выбрала девизом нашего урока пословицу.
Учиться – всегда пригодится. Почему так говорят? (Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей
жизни.)
Сегодня на уроке нам предстоит сделать еще одно важное открытие в области языка.
Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны
показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать
выводы.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
Что вы знаете о глаголе?
Что вы знаете о глаголе? (Игра «Верноневерно»)
Глагол обозначает действие предмета
Глаголы в неопред. форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?
Вид это постоянный грамматический признак глагола.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать?
Роль глагола в предложении дополнение?
На вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида?
Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени?
Все глаголы изменяются по лицам и родам.
Частица НЕ с глаголами пишется отдельно?
Глаголы изменяются по родам в будущем времени?
Проверка по образцу. Самооценка по алгоритму.
2. Прием технологии БиС карты «Тренажер»
Работа в группах в течении 5ти минут на листочках каждый пишет 2 слова: одно в
неопределенной форме, другое в форме прош. времени, передает соседу справа. Он в
свою очередь подписывает листочек и разбирает слова по составу. Передать
следующему для проверки. После чего все сложить в отдельную стопочку. Повторить
процесс. При проверке кто не исправил ни одной ошибки? Кто исправлял ошибки?
Какую рекомендацию дадите своему партнеру по работе?
Как вы думаете, для чего мы повторяем знания о глаголе? (могут быть полезными на
уроке, для изучения нового, грамотно употреблять глаголы в речи).
3. Прочитайте стихотворение
Снеговик, бедняжка, злится,
Что не может прокатиться.
А птица синица резвится
и с ним хочет подружиться. Назовите выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные).
Что интересного заметили в словах данных стихотворения? (на конце слышится [ца])
Прочитайте существительные, что мы слышим на конце при их произношении?(ца)
А что пишется?(ца)
Какой можете сделать вывод? (В имени существительном на конце слышим ца и пишем
ца)
А что мы можем сказать о глаголах?
Прочтите глаголы, что мы слышим на конце?(ца), а что пишем?
Какой можете сделать вывод? (слышим ца , а пишем тся или ться)
3. Постановка учебной задачи
Сочетание [ца] на конце глаголов это опасное место – орфограмма.
Вы можете сказать, когда пишется –ться, а когда –тся? (Ответы детей). Обоснуйте.
Надо найти истину.
Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?
(Правописание тся и –ться в глаголах)
Поставим перед собой цель урока
На столах лежат листочки, где прописаны предположительные цели, задачи. Если цель
совпадает с вашей – поставьте рядом галочку: (выбрать наиболее значимую для вас на
урок)
Узнать когда в глаголах писать –тся, а когда –ться;
Уточнить правило правописания глаголов на тся и –ться;
Составить алгоритм помощник для орфограммы;
Применять новый алгоритм при написании глаголов на тся и –ться;
Закрепить умение писать глаголы с сочетаниями –тся и –ться на конце.
Кто хотел бы озвучить свою цель?
ФИЗМИНУТКА
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Проведите в группах маленькое исследование, работая по плану.
1. разделить слова на группы;
2. задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом;
3.обратить внимание на форму, в которой стоит глагол;
4. сформулировать правило;
5. составить алгоритм.
[1) Исследование №1. (работа в группе для более подготовленных детей, для
менее подготовленных – подводящий диалог ) Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во
второй с ь.
Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишите
вопросы на первой строке.
Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно
сделать?
ВЫВОД 1: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь,
ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
2) Исследование №2.
Определите грамматические признаки глаголов (лицо, число)
В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы
знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ И НЕ
ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА.]
____________________________ ____________________________
Каковы результаты исследования (проверка результатов работы в группах
подготовленных детей)?
Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется тся или ться?
(задать вопрос к глаголу и определить его форму, если глагол употреблен в начальной
форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется –ться, а
если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и
отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце
глаголов пишется тся)
Прочитайте правило в учебнике С.32 и сравните свои выводы, с имеющимися в
учебнике.
Что еще узнали из правила, то что мы не проговорили?
Когда используется суффикс –ти? (н.ф.)
Что значит постфикс –ся? (возвратный глагол)
Составьте алгоритм правописания глаголов на тся, ться:
1.Найдите глагол.
2.Задайте вопрос к глаголу.
3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что
сделать?, то на конце пишется ться.
4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и
отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце
глаголов пишется тся.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Интерактивное задание с комментированием у доски в громкой речи
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db8d5791-c8b2-4d3f-9bb6-
a9f43d43f645/%5BNS-RUS_4-15%5D_%5BQS_036%5D.html
2. Игра «Мудрые советы» в паре
Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего
богатого русского языка.
Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить?
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
Всякий человек на деле познает?ся.
Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит?ся.
Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни.
Объясните свой выбор.
Самооценка по алгоритму.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение упражнения № 312 стр.32
Записать строфу песенки согласно законам письменной речи.
К каким словам применили ранее составленный алгоритм? Докажите
Сделайте вывод о написании тся или ться у глаголов.
Самооценка по алгоритму.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Улыбат…ся ребёнку, вертит…ся как белка в колесе, провалИт…ся сквозь землю,
улыбает…ся при встречах, вернут..ся из дальней поездки.
Удалось использовать алгоритм?
Назови фразеологические обороты. (Вертится на языке, провалиться сквозь землю).
Как вы понимаете их значение?
Уточним в словаре фразеологизмов. http://fraze.ru/index.php/frazeologizm/nabukvup?
start=30
Какие глаголы написали с мягким знаком? (Улыбаться ребенку, провалиться сквозь
землю.)
Какой формы эти глаголы? (Неопределённой формы)
Какой формы остальные глаголы? (Настоящего времени, 3 лица)
Какой глагол вызвал сомнение? (Вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней
поездки).
Вы правы, здесь возможны 2 варианта решения. Я хочу вернуться из дальней поездки.
Скоро родители вернутся из дальней поездки.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
Самооценка по алгоритму.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую цель перед собой поставили?
Возьмите листы, где отмечали свои цели, отметьте «+» если достигли цель, а если
появилась новая цель, подпишите ее. Напишите фамилию и я заберу листочки вместе с
карточками, посмотрю что западает в ваших знаниях.
Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают
смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.
Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? Помог ли девиз нашего урока?
Домашнее задание. На выбор
1) упр.309 с.30 (спиши группами, перед глаголами записывай вопросы)
2) РТ №61, 62
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d27-0a01-00ee-007f-
56f89cafe475/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213%5D.html
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.