Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
09.05.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова УМК П.В.Нечаева). Цели: Научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи. Учить различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку, коммуникативные качества Воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; положительное отношение к учёбе, к знаниям, доброжелательное отношение друг к другу.
УРОК русского языка 4 класс.docx
Тема:  Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении  глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени. Цели: Научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов,  относящихся к разным частям речи. Учить различать случаи написания ­ться и ­тся в  глаголах.  Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку, коммуникативные  качества Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;  положительное отношение к учёбе, к знаниям, доброжелательное отношение друг к  другу.   Личностные: Освоение личностного смысла учения; Регулятивные: Определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения,  корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Познавательные: Построить алгоритм правописания ­ться и ­тся в глаголах и  сформировать первичное умение его применять, выработать умение применять знания в  схожей ситуации и самостоятельно; отрабатывать автоматизированный навык. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме  «Глагол» Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать  свою точку зрения на события, поступки; Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы  (задачи); Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.  Предвидеть  последствия коллективных решений.  Методы обучения: продуктивный,  частично­поисковый, моделирование Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,  самостоятельная, парная. Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник,  компьютер. Ход урока: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный  момент. Я выбрала девизом нашего урока пословицу. Учиться – всегда пригодится. Почему так говорят? (Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей  жизни.) ­ Сегодня на уроке нам предстоит сделать еще одно важное открытие в области языка.  Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать  выводы. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 1.­ Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол). ­ Что вы знаете о глаголе? ­ Что вы знаете о глаголе? (Игра «Верно­неверно»)  Глагол обозначает действие предмета  Глаголы в неопред. форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?  Вид ­ это постоянный грамматический признак глагола.  Глаголы совершенного вида отвечают на  вопрос что делать?  Роль глагола в предложении ­ дополнение?  На вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида?  Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего  времени?  Все глаголы изменяются по лицам и родам.  Частица НЕ с глаголами пишется отдельно?  Глаголы изменяются по родам  в будущем времени? Проверка по образцу.       Самооценка по алгоритму. 2. Прием технологии БиС карты «Тренажер» Работа в группах в течении 5­ти минут ­ на листочках каждый пишет  2 слова: одно в  неопределенной форме, другое в форме прош. времени, передает соседу справа. Он в  свою очередь подписывает листочек и разбирает слова по составу. Передать  следующему для проверки. После чего все сложить в отдельную стопочку. Повторить  процесс.  При проверке кто не исправил ни одной ошибки? Кто исправлял ошибки?  Какую рекомендацию дадите своему партнеру по работе? Как вы думаете, для чего мы повторяем знания о глаголе? (могут быть полезными на  уроке, для изучения нового, грамотно употреблять глаголы в речи). 3. Прочитайте стихотворение Снеговик, бедняжка, злится, Что не может прокатиться. А птица ­ синица резвится  и с ним хочет подружиться. ­Назовите выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные). ­Что интересного заметили в словах данных стихотворения? (на конце слышится [ца]) ­Прочитайте существительные, что мы слышим на конце при их произношении?(ца) ­ А что пишется?(ца) ­Какой можете сделать вывод? (В имени существительном на конце слышим ца и пишем  ца) ­А что мы можем сказать о глаголах? ­Прочтите глаголы, что мы слышим на конце?(ца), а что пишем? ­Какой можете сделать вывод? (слышим ца , а пишем тся­ или ться) 3. Постановка учебной задачи ­ Сочетание [ца] на конце глаголов ­ это опасное место – орфограмма.  ­ Вы можете сказать, когда пишется –ться­, а когда –тся­? (Ответы детей). Обоснуйте.    ­ Надо найти истину.    ­ Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?     (Правописание ­тся и –ться в   глаголах) ­ Поставим перед собой цель урока  На столах лежат листочки, где прописаны предположительные цели, задачи. Если цель  совпадает с вашей – поставьте рядом галочку: (выбрать наиболее значимую для вас на  урок) ­ Узнать когда в глаголах писать –тся, а когда –ться; ­ Уточнить правило правописания глаголов на ­тся и –ться; ­ Составить алгоритм помощник для орфограммы; ­ Применять новый алгоритм при написании глаголов на ­тся и –ться;  ­Закрепить умение писать глаголы с  сочетаниями  –тся и –ться на конце. Кто хотел бы озвучить свою цель? ФИЗМИНУТКА 4. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Проведите в группах  маленькое исследование, работая  по плану. 1. разделить слова на группы; 2. задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом; 3.обратить внимание на форму, в которой стоит глагол; 4. сформулировать правило; 5. составить алгоритм. [1) Исследование №1. (работа в группе ­ для более подготовленных детей, для  менее подготовленных – подводящий диалог ) ­ Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй ­ с ь. ­Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишите  вопросы на первой строке. ­Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно  сделать? ВЫВОД 1: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь,  ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь. 2) Исследование №2. Определите грамматические признаки глаголов (лицо, число) ­ В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы  знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме? ­Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется? ­Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется? ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ И НЕ  ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА.] ____________________________          ____________________________            ­Каковы результаты исследования (проверка результатов работы в группах  подготовленных детей)? ­Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется ­тся или ­ться?  (задать вопрос к глаголу и определить его форму, если глагол употреблен в начальной  форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется –ться, а  если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и  отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце  глаголов пишется ­тся) ­Прочитайте правило в учебнике С.32 и сравните свои выводы, с имеющимися в  учебнике. Что еще узнали из правила, то что мы не проговорили? Когда используется суффикс –ти? (н.ф.) Что значит постфикс –ся? (возвратный глагол) ­Составьте алгоритм правописания глаголов на ­тся, ­ться: 1.Найдите глагол. 2.Задайте вопрос к глаголу. 3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что  сделать?, то на конце пишется ­ться. 4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и  отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце  глаголов пишется ­тся. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Интерактивное задание   с комментированием у доски в громкой речи  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db8d5791-c8b2-4d3f-9bb6- a9f43d43f645/%5BNS-RUS_4-15%5D_%5BQS_036%5D.html 2. Игра «Мудрые советы»  в паре ­Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего  богатого русского языка. ­Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить? Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся. Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит?ся.  ­Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни.  Объясните свой выбор. Самооценка по алгоритму. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение упражнения № 312 стр.32   Записать строфу песенки согласно законам письменной речи.  ­К каким словам  применили ранее составленный алгоритм? Докажите ­Сделайте вывод о написании ­тся или ­ться у глаголов. Самооценка по алгоритму. 7. Включение в систему знаний и повторение. Улыбат…ся ребёнку, вертит…ся как белка в колесе, провалИт…ся сквозь землю,  улыбает…ся при встречах, вернут..ся из дальней поездки. Удалось использовать алгоритм? Назови фразеологические обороты. (Вертится на языке, провалиться сквозь землю). Как вы понимаете их значение?  Уточним в словаре фразеологизмов.     http://fraze.ru/index.php/frazeologizm/na­bukvu­p? start=30 Какие глаголы написали с мягким знаком? (Улыбаться ребенку, провалиться сквозь  землю.) Какой формы эти глаголы? (Неопределённой формы) Какой формы остальные глаголы? (Настоящего времени, 3 лица)      Какой глагол вызвал сомнение? (Вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней  поездки). Вы правы, здесь возможны 2 варианта решения. Я хочу вернуться из дальней поездки. Скоро родители вернутся из дальней поездки. Выполнить синтаксический разбор предложения.  Самооценка по алгоритму. 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­ Какую цель перед собой поставили?  Возьмите листы, где отмечали свои цели, отметьте «+» если достигли цель, а если  появилась новая цель, подпишите ее. Напишите фамилию и я заберу листочки вместе с  карточками, посмотрю что западает в ваших знаниях. ­ Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? ­ Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают  смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор. ­ Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? ­ Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? Помог ли девиз нашего урока? Домашнее задание. На выбор 1) упр.309 с.30  (спиши группами, перед глаголами записывай вопросы) 2) РТ №61, 62 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d27-0a01-00ee-007f- 56f89cafe475/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213%5D.html

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)

Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица настоящего и будущего времени." (4 класс система Занкова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018