Урок по теме Однозначные и многозначные слова
Оценка 4.6

Урок по теме Однозначные и многозначные слова

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
русский язык
5 кл—6 кл
20.01.2022
Урок по теме Однозначные и многозначные слова
раздел Лексика
Однозначные и многозначные слова урок.pdf

ГБОУ гимназия №168 Центрального района г. Санкт-Петербурга 

 

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Е. А. Быстровой 

 

Учитель Маслова М.Г. 

 

Однозначные и многозначные слова

Цели урока:

Образовательная: повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики; дать понятие об однозначных и многозначных словах; 

Развивающая: развитие логического мышления, внимания учащихся, умения подбирать для конкретных речевых ситуаций слова; работа над расширением словарного запаса учащихся; работа со словарём учебника.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, изучение нового материала).

Оборудование урока: учебник, компьютер, проектор, презентация «Однозначные и многозначные слова», раздаточные карточки для повторения ранее изученного материала.

 

 

Ход урока

I.   Организационный этап.

 

II.  Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

Вспомним, что мы изучали  на прошлых уроках.  Тема лексика. А что это такое?

 

Слайд № 2

Проверь себя !

 

 

Возьмите листочек и выполните задание, чтобы проверить свои знания по этой теме.

 

I. Лексикология - раздел лингвистики, который изучает __________ II. Перечислите основные способы объяснения лексического значения:

  1)

  2)

  3)

  4)

 

III.  Напишите слово, происхождение которого дано ниже:

___________________ = от греч. Lexis («слово», «выражение»)

 

IV.  Укажите стилистическую окраску слов.  Используйте для этого специальные пометы:

разговорный, книжный

 

Возвестить – Швырнуть- Шлепнуться-

Балаган-

Фрагмент-

 

V.   Определите слово по толкованию его лексического значения:

 

1)_______ - башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2)_______ - группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке. 

3)________ -  древнее народное сказание о легендарных героях, о богах, о явлениях природы.

4) _________ - точная дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания.  5)__________- памятники русской повествовательной литературы, рассказывающие об исторических событиях по годам.

6) __________- раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

7)__________- запас слов и выражений человека.

 

III Проверка (стр. 218, стр. 226 словарь)

 

Слайд №3

 

 

 

IV.   Проверка д/з стр. 228. Значение какого слова определено неверно?

 

V.     Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока.

 

Прочитайте еще раз тему урока и сформулируйте цель нашего занятия.

 

Слайд № 4

Однозначные и многозначные слова

 

VI.   Актуализация знаний.  

Объясните значения выделенных слов.

 

VII.  Первичное усвоение новых знаний. 

Прочитайте самостоятельно теоретическую часть на стр. 230. Составьте план.

VIII.Первичное закрепление (устная работа со слайдом). Проверка составления плана

 

Слайд № 6

I. Однозначные слова (тетрадь, карандаш)

II. 

1)  Многозначные слова – это ____________________________

2)  Для понимания лексического значения слова важно ____________________ 3) В словаре многозначные слова даются _______________________________

 

IХ. Творческое применение полученных знаний.

 

1)     Упр. 329 В толковом словаре найдите 2 слова, начинающиеся буквой «т». Чем различаются словарные статьи этих слов? (однозначное слово и многозначное)

 

Слайд № 7

Найдите в толковом словарике 2 слова, начинающиеся буквой «т». Чем различаются словарные статьи этих слов? 

 

Поступить опрометчиво = повести себя каким-либо образом, в каком-либо случае, совершить какой-либо поступок

Поступить в школу = устроиться куда-либо, зачислиться, включиться в состав чего-либо.  Книга поступила в продажу = доставлена.  

 

2)     Упр. 331(найдите многозначные слова)

 

Рубрика «Это интересно!»

 

X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Д/з : упр. 333 или составить рассказ, используя многозначные слова

Слайд №9 

 

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Слайд №10

На уроке я научился ………. На уроке мне понравилось …………… Я могу ……………………….

 

ГБОУ гимназия №168 Центрального района г

ГБОУ гимназия №168 Центрального района г

III. Напишите слово, происхождение которого дано ниже: ___________________ = от греч

III. Напишите слово, происхождение которого дано ниже: ___________________ = от греч

Объясните значения выделенных слов

Объясните значения выделенных слов

X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022