Цель урока:
ü Расширить понятие числа введением отрицательных чисел;
ü Научить читать и записывать отрицательные и положительные числа;
ü Развивать логическое мышление, вычислительные навыки;
ü Воспитывать ответственное отношение к учебе.
Оборудование:
ü Карточки для индивидуальной работы: а) на этапе подготовки к восприятию нового материала;
ü Карточки для групповой работы: а)на этапе подготовки к восприятию нового материала;
ü Презентация к уроку;
ü Компьютер;
ü Проектор;
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
ü Приветствие
ü Рапорт дежурных об отсутствующих
ü Формулировка цели и задач урока.
II. Подготовка к восприятию нового материла (7мин)
Для подготовки к восприятию нового материала используется два вида работы: фронтальная и групповая.
1. Групповая работа (работают три группы по карточкам)
Задание: Перед вами множество чисел:
14, - 8; 4; 3,5; 72; -13; 0,68; ; -25; 102; 5,324; 12
Задание 1 группе: Выписать натуральные числа.
Задание 2 группе: Выписать десятичные дроби.
Задание 3 группе: Выписать обыкновенные дроби.
2. Фронтальная работа (устный счет с использованием презентации)
1. 1,2 ∙ 4
2. 0,32 : 0,8
3. 5 + 7
4. 2 ∙ 4
5. 2,3 – 0, 5
6. 1,2 : 3
7. 12 – 6
8. 15,8 + 2,04
9. 8 : 2
10. 1,7 ∙ 0,01
III. Изучение нового материала (10 мин)
Изучение материала проводится в форме эвристической беседы.
1. Проверить выполнение задания, выполняемого группами.
- Какие числа отнесли к 1 группе?
-Какие числа отнесли ко второй группе?
-Какие числа отнесли к третьей группе?
- У нас остались числа: -8; -13, -25. Эти числа не относятся ни к одной из данных групп?
- Чем они отличаются от натуральных чисел? (знаком)
- Числа, получаемые из натуральных чисел приписыванием знака «-« называются отрицательными.
- У вас наверно возникли вопросы:
Где встречаются отрицательные числа?
Для чего они нужны?
Кто ввел в обращение эти числа?
2. Применение отрицательных чисел (фронтальная работа с применением презентации)
а)
15 градусов тепла
15 градусов выше нуля
+15º,С (плюс 15º,С)
|
|
Задание : Запишите показания термометра (работа в тетрадях)
-Посмотрим, что происходит со столбиком термометра при повышении температуры воздуха и при понижении температуры воздуха.
б) Обозначение глубины озера.
Вывод (делают учащиеся под руководством учителя)
Положительные и отрицательные числа нужны в тех случаях, когда величина может изменяться в двух противоположных направлениях.
Увеличение величины выражается положительным числом, а уменьшение – отрицательным.
3. Историческая справка (сообщение учащегося)
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей.
Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во IIв. до н.э.
Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные - как долг, недостача.
Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VIIв. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с недоверием.
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв., но до XVIв., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их «ложными», в отличие от положительных чисел – «истинных».
Признание отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика, философа. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.
РЕНЕ ДЕКАРТ
ЯН ВИДМАН - чешский математик. Ввел для обозначения положительных и отрицательных чисел знаки «+» и «-».
III. Закрепление нового материала (18 мин)
1. Отработка навыка записи целых чисел, для этого выполняем следующие задания:
1) №714 –задание выполняют самостоятельно в тетрадях с последующей взаимопроверкой.
2)Задание №2. Выпишите данные числа в две группы: положительные и отрицательные числа. Какое из них не вошло ни в одну группу? (задание выполняют самостоятельно в тетрадях с последующей фронтальной проверкой)
-15; 7; 28; -41; 0; 352; -591; - 999; 2000.
2. Отработка умения изображать отрицательные и положительные числа
№712 – задание выполняют в тетрадях самостоятельно, с последующей проверкой с помощью презентации.
3. Задание: Восстановите предложения (пропедевтика обучения)- фронтальная работа с помощью презентации.
• Температура воздуха была 100С, а стала 70С, значит, она изменилась на …………………………
• Температура воздуха была 80С, а потом изменилась на +40С, значит стала ………………….
• Температура воздуха изменилась на -50С и стала 190С, значит была ………………………………..
4. №715(а) – задание выполняют фронтально, с полным объяснением.
№715 (б) – задание один ученик выполняет у доски, а остальные в работают в тетрадях.
№715 (в) - задание выполняют фронтально, с полным объяснением.
5. №721- решение оформляется в тетради в виде таблицы, проверяется с использованием презентации.
Покупка картины, р |
|
|
|
|
|
Продажа картины, р |
|
|
|
|
|
Разница цен, р |
|
|
|
|
|
Доход или убыток, р |
|
|
|
|
|
IV. Итог урока (2 мин)
а) Фронтальная работа
ü Какие числа являются положительными? Отрицательными?
ü Положительным или отрицательным числом является нуль?
ü Для чего нужны отрицательные числа?
ü Как записывают положительные и отрицательные числа?
б) Оценка деятельности учащихся
V. Задание на дом (1 мин)
П.8.1
№711,
№713
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.