План урока русского языка на тему «Повторение образования и правописания причастий» Лексическая тема «Моя Родина-Казахстан»
Данный план может подойти учителю, преподающему и в нацональной школе и в школе с русским языком обучения при повторении темы «Причастие».
Цели: 1.Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках причастия, об образовании и правописании причастия
2.Развивать умение правильно и аргументированно отвечать на вопросы, способность к самоконтролю и мышлению
3.Формировать у уч-ся чувство любви к родной земле
1.Психологическая установка Готовность к уроку, настрой, тема и задачи урока.
2.Проверка домашнего задания-фронтально. Затем смена тетрадей, Запись числа и темы. 3.Актуализация знаний-обеспечение повторения теоретического материала перед выполнением упражнений. А)Построение живой схемы «Причастие» -ролевая игра (все части речи-это уч-ся)
Причастие
Прил-ое Глагол
Д С
Причастие имеет признаки прилагательного и глагола. Уч-ся входят в роль и рассказывают обо всех грамматических категориях. (Например, «Имя прилагательное» рассказывает, какие категории, имеющиеся у него, есть и у причастия. «Глагол» поступает аналогично.Само «Причастие» начинает теоретическую часть, затем, после двух уч-ся объясняет, какие бывают причастия.
Б) Заполнение диаграммы Венна (сходство и различие данных частей речи)
В) Игра «Қыз қуу»- «Догони девушку» (работа в парах) Девочка стоит на расстоянии (в трех шагах, по кол-ву вопросов) от мальчика и задает вопросы: Что такое причастие? Как образуются действительные причастия настоящего времени? Какова синтаксическая роль причастия? И т.д. Если мальчик правильно ответит на вопрос, он делает шаг по направлению к девочке, если нет- отступает дальше. Девочка может ответить сама, если мальчик не смог ответить или ответил неправильно, но в этом случае она отдаляется от него на шаг.
4.Вступительную беседу по лексической теме начинаю с предложения на ассоциацию и определение на слова. (Слова «Казахстан», «Родина»). Затем пршу объяснить почему такая ассоциация.
5.Работа по практическому выполнению заданий.
А) Работа в группах. Деление на 3 группы.І часть общая-все читают текст «Казахстан». ІІ часть-каждой группе даны предложения, нужно выписать глаголы и образовать действительные и страдательные причастия.
Б) Работа в парах «учитель-ученик». Учитель выбирает по принципу «сильный-слабый».Просмотр видеоматериала о красивейших местах Казахстана, затем придумать и записать 5 причастий вместе с зависимым словом, охарактеризовать их рядом сидящему «учителю». До этого «учитель» записывает свои словосочетания.
В) Запись предложений под диктовку и синтаксический разбор данных предложений: Если знойным августом подняться на вершины Заилийского Алатау, попадешь в царство нетающего льда. Здесь сверкающий алмазами снег слепит глаза. Ниже встречаются мелкие кустарники, журчащие, холодные ручьи.
Г) Выполнение творческих заданий на выбор:
1.Придумать рекламу на любой предмет, который вам нравится, используя при этом причастия. 2.Написать сочинение миниатюру на тему: «Мой родной город- Сарканд» из 5 предложений. (Как вы стали бы рассказывать о городе человеку, который никогда не бывал у нас?)
6.Подведение итогов.
Написать пятистишие по теме ( Первая строка-одно существительное, выражающее суть лексической темы; вторая- два прилагательных, описывающих тему; третья- три глагола, выражающие действия по теме; четвертая-из четырех причастий; пятая-одно слово-синоним первого существительного. Общий итог по работе на уроке.
7.Домашнее задание
Повторить тему, выполнить упражнение на образование причастий и придумать три «толстых» вопроса на игру по теме «Причастие».
Бекова Гульмира Курманбековна- учитель русского языка и литературы гуманитарно-экономической школы-лицея имени Н.Островского г.Сарканда Алматинской области
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.