Системы счисления (открытый урок)
Всякий Алмаз в бриллианты метит, да не всякий попадает
Тип урока: повторения и закрепления ЗУН по теме «Системы счисления» (урок общеметодологической направленности, систематизации знаний, урок-совершенствование)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
· Самоопределение.
· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
· Постановка учебной задачи, целей урока.
· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
· Реализация выбранного проекта.
· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
· Этап рефлексии деятельности.
План урока
1. Орг момент
2. Актуализация знаний
3. Практическая работа
4. Рефлексия
Нередко в общении, книгах, фильмах, мы слышим фразы, в которых человека сравнивают с бриллиантом или алмазом.
Что мы с вами знаем об этих объектах? Что такое бриллиант? Чем он отличается от алмаза? Что их связывает?
Ответы детей…..
Бриллиант это - ………. Драгоценный камень, Высокой стоимости, необычайной красоты
Алмаз ….. Минерал из которого получают бриллианты
Алмаз после длительной и кропотливой обработки превращается в бриллиант. Но иногда своим неумением мастер губит ценнейший материал и бриллиант не получается, он покрывается трещинами, мутнеет и не сверкает
Предлагаю в качестве эпиграфа к уроку взять фразу, но не всю, а только её часть:
«Всякий взрослый человек, профессионал своего дела — это бриллиант, сверкающий гранями своих умений, знаний и талантов. Любой ребёнок – это алмаз…..»
Как можно объяснить это высказывание? Как Вы его понимаете? Что нужно сделать чтобы из ребёнка- алмаза получился человек - бриллиант?
Ответы детей…..
Учится, осваивать новые знания и умения, овладевать новыми способами деятельности, оттачивать и совершенствовать то что мы уже умеем и владеем. Вот этим сегодня на уроке мы и займёмся
Сегодня я предлагаю добыть свой алмаз и постараться превратить его в бриллиант, но сначала попробуйте ответить на несколько вопросов. Возьмите маленькие листочки, подпишите их (индивидуальная работа)
Отвечать можно только да или нет. Если ДА ставим 1, если НЕТ -0
Заполняем таблицу, формируем число
Вопрос |
ответ |
1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. |
1 |
2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. |
0 |
3. В позиционной системе счисления значение цифры не зависит от ее места в записи числа. |
0 |
4. В информатике наряду с двоичной системой счисления используются восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. |
1 |
5. Совокупность цифр, используемых системой счисления для записи чисел, составляет ее алфавит. |
1 |
6. Примером непозиционной системы счисления является Римская система счисления. |
1 |
7. В двоичной системе счисления: 1 + 1 = 100. |
0 |
Как думаете к каким знаниям и навыкам, мы сегодня будем обращаться на уроке?
Действительно это Системы Счисления
Добывать алмазы и превращать их в бриллианты, мы будем, используя знания о СС и способах работы с ними. Это наши инструменты. Давайте их подготовим к работе.
И так: 1. Какая последовательность цифр у нас получилась при заполнении таблицы? (1001110)
2. Если рассматривать эту последовательность как число. Какое может быть минимальное основание СС этого числа? (2)
3. Мы можем перевести его в другую СС, например, в 10-ю? (78) (переводим, работа у доски)
4. Какие способы можем использовать? (Развёрнутая форма записи, Схема Горнера)
Работа у доски, демонстрация способов
Вас в классе 18 учеников, 18 детей, значит у нас уже есть 18 алмазов, а сколько это будет в 2-й СС, (10010), а в 5-й (33). Какие способы можно использовать для решения? (Деления, игра - Ножки) Работа у доски, повторение и демонстрация способов перевода чисел из одной СС в другую.
Инструменты подготовили. Дальше мы будем работать в группах. Нам понадобятся рабочие листы, возьмите их подпишите состав группы. В нашей сложной работе, без технического средства не обойтись, нам будет нужен компьютер. Определим № своего ПК для каждой группы:
№ гр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число в РСС |
CXLV |
DXCII |
MDXV |
CMLV |
DCCLV |
ответ |
145 |
592 |
1515 |
955 |
755 |
Отправьте одного человека к ПК, на рабочем столе лежит папка «Алмазы», надо добыть этот алмаз, откройте эту папку, извлеките её содержимое. Беда, не открывается нужен код
Чтобы его узнать надо выполнить задания:
задание |
1 гр |
2 гр |
3 гр |
4гр |
5 гр |
1. Определите минимальное основание СС, для записи числа |
545 |
453 |
351 |
215 |
115 |
2. Какое число получится в 10-й СС |
|
|
|
|
|
3. Максимальное цифра в записи числа в 10 – й СС |
|
|
|
|
|
Код получен, (697) добываем свой алмаз
Алмаз добыт. Его надо превратить в бриллиант, обработать так, чтобы он засверкал всеми гранями и у него появился цвет. Определите цвет выполнив задание: в программе Paint определите цвета по их кодам и проверьте, правильную ли цветовую гамму вы использовали
№ группы |
Код цвета |
Проверка |
Контрольные значения |
1 |
161, 120,150 |
|
5- голубой 4- зелёный 9 – черный 7 – жёлтый 11 - розовый |
2 |
40, 31, 37 |
|
|
3 |
211, 222, 200 |
|
|
4 |
160, 158, 161 |
|
|
5 |
90, 85, 100 |
|
У нас получились очень разные по цвету бриллианты, в природе такие встречаются редко. А у нас они есть. Нам надо их отшлифовать, это очень важный технологический этап в обработке алмазов. В этом нам поможет народная мудрость, задание «Куча мала»
Задание: Собрать фразу выстроив числа в порядке возрастания или убывания.
1 группа. Выстроить числа в порядке возрастания
|
Знание – сила
|
2 группа. Выстроить числа в порядке возрастания
|
Ум хорошо, а два лучше
|
3 группа. Выстроить числа в порядке возрастания
|
|
Всякий алмаз в бриллианты метит, да не всякий попадает
4 группа. Выстроить числа в порядке убывания
Талант всегда виден, как бриллиант среди камней
|
|
Давайте проверим какие высказывания у нас получились:
1. Знание сила
2. Ум хорошо, а два лучше
3. Всякий алмаз в бриллианты метит, да не всякий попадает
4. Талант всегда виден, как бриллиант среди камней
Чему учат нас эти народные мудрости …………..
А сейчас я предлагаю оценить вашу работу в группах, подумать и поставить возле фамилии цифру в качестве основания СС, ту оценку, которую Вы рекомендуете мне поставить этому человеку.
А теперь попрошу Вас продолжить фразу
Сегодня на уроке Мы:
Повторили………..
Научились………..
Узнали………..
Было интересно………..
Было трудно………
Конфуций когда-то давно сказал: «Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.»
Я хотела бы обратить ваше внимание на то что у наших бриллиантов всего 4 грани, а у хорошего их как минимум 57, так что нам есть к чему стремиться, Ваши трудные попытки ещё впереди и боятся их не стоит. И тогда восточная мудрость о том, что «Всякий Алмаз в бриллианты метит, да не всякий попадает» вас не коснётся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.