Конспект урока
Технологическая карта
Дата: 18.02.2019 Раздел: математика Класс: 5 «А» |
Тема урока: смешанные числа Тип урока: повторение и систематизация обобщения Форма урока: фронтальная |
||
Цели: повторить и закрепить навыки решения со смешанными числами, подготовить к контролю и систематизации знаний. |
Задачи: 1. Обучающие: повторить и закрепить знания и навыки работы со смешанными числами. 2. Развивающие: развить быстроту работы мысли, памяти, правильную устную и письменную математическую речь учащихся, умение слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; навыки самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля. 3. Воспитательные: воспитать у школьников аккуратность записей в тетради; обучить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: · Обобщить и систематизировать знания учащихся о смешанном числе. · Повторить навыки выделения целой части из неправильной дроби и представления смешанного числа в виде неправильной дроби. · Закрепление навыков сложения и вычитания смешанных чисел. |
Метапредметные: · Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения. · Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. · Работать в паре и оценивать товарища.
|
Личностные: · Развивать познавательный интерес к математике. · Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. · Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, раздаточный материал, рабочие тетради, компьютер, презентация. |
|||
План урока |
|||
Этапы урока |
Методы |
Время |
|
Организационный момент |
Словесный |
2 мин |
|
Актуализация знаний |
Математическая разминка, опрос |
8 мин |
|
Закрепление изученного материала |
Наглядный, практический, чтение учебника |
15 мин |
|
Физкультминутка |
Словесный |
3 мин |
|
Контроль и коррекция знаний |
Наглядный, практический |
10 мин |
|
Домашнее задание |
Словесный, практический |
2 мин |
|
Итог |
Словесный |
5 мин |
|
Эскиз доски |
|||
А сейчас устно, сравните значения выражений: (Доска). 1)
2)
3) 1 и
4)
|
Восемнадцатое февраля февраля. Классная работа. |
|
|
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Здравствуйте, садитесь! |
Слушают учителя. |
Давайте, вы мне поможете, я буду читать строчки из стихотворения, а вы вместе со мной угадывать последнее слово строчки? |
Давайте. |
Громко прозвенел ЗВОНОК, Начинается УРОК. Наши ушки на МАКУШКЕ, Глазки широко ОТКРЫТЫ, Слушаем, запоминаем, Ни минуты НЕ ТЕРЯЕМ! Молодцы!
(Слайд №1) |
ЗВОНОК, УРОК, МАКУШКЕ, ОТКРЫТЫ, НЕ ТЕРЯЕМ. |
Проверьте свою готовность к уроку пожалуйста, ручки, карандаши, тетрадь, учебник. |
Проверяют своё рабочее место. |
Актуализация знаний |
|
Давайте, с вами вспомним, что мы нового узнали на прошлых уроках. Перед вами на доске написана цепочка дробных чисел. Определите, какое из данных чисел лишнее? Почему?
(Слайд№2) |
Лишнее
|
Какие дроби называются правильными? |
Дробь называется правильной, если её числитель меньше знаменателя. |
Какие дроби называются неправильными? |
Дробь называется неправильной, если числитель больше знаменателя или равен ему. |
Выберите, из данных дробей - правильные дроби. |
|
Выберите, из данных дробей – неправильные дроби. |
|
Чему равна дробь, если её числитель и знаменатель равны? |
Дробь равна единице. |
Из каких дробей, можно выделить целую часть? |
Из неправильной дроби. |
Как из неправильной дроби выделить целую часть? |
Надо числитель разделить на знаменатель, полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части. |
Как сложить два смешанных числа? |
Надо отдельно сложить их целые и дробные части. |
Как найти разность двух смешанных чисел? |
Надо из целой и дробной частей уменьшаемого вычесть соответственно целую и дробную части вычитаемого. |
Вспомним на примере, как сложить смешанные числа. Выполните сложение: (называем только решение и ответ, с места).
(Слайд №3) |
1)
2) 5 +
3)
4 |
Что надо сделать, если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь? |
Перевести в смешанную дробь. |
Что надо сделать, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого? |
Надо из уменьшаемого взять одну целую часть, представить её в виде неправильной дроби и прибавить числитель. |
Как выполнить вычитание смешанных чисел, вспомним на следующих примерах. Выполните вычитание: (говорим только решение и ответ, с места)
(Слайд№4)
|
Мы должны занять у 33 целых одну дробную часть. И получится так:
1) 33 – 7
2) 75
3) 4
|
Молодцы! Скажите мне пожалуйста, если дроби имеют одинаковые числители, и разные знаменатели, то какая дробь больше, а какая меньше? |
Если дроби имеют одинаковые числители, то больше та дробь, у которой меньше знаменатель, следовательно меньше та дробь у которой знаменатель больше. |
Итак, давайте с вами вспомним, что значит сравнить два натуральных числа? |
Это значит – определить какое из них больше, а какое меньше. |
Какое число меньше любого натурального числа? |
Нуль. |
Вспомним, как читается двойное неравенство? |
Слева на право. |
Внимание на доску. Прочитаем двойное неравенство (начинаем считать с середины):
(Слайд №5) |
Число 17 больше 15, но меньше 20.
|
Теперь давайте с вами прочитаем двойное неравенство и найдём натуральные значения, которое удовлетворяют x (иксу).
(Слайд №6) |
(x) – икс больше пятнадцати, но меньше двадцати. 15 < x < 20, x = (16, 17, 18, 19).
(x) – икс больше 79, но меньше 84. 79 < x < 84, x = (80, 81, 82, 83).
|
Попробуем с дробями. Прочитаем двойное неравенство и найдём натуральные значения, которые удовлетворяют x (иксу).
(Слайд №7) |
(x) – икс больше девяти пятнадцатых, но меньше тринадцати пятнадцатых.
(x) – икс больше двух седьмых, но меньше шести седьмых.
|
Следующее задание, нужно назвать наименьшее натуральное число, которое является решением неравенства:
n > 10. |
11. |
Как будет звучать неравенство? |
11 > 10. |
Следующее задание, нужно назвать наибольшее натуральное число, которое является решением неравенства:
n > 25.
|
24. |
Как будет звучать неравенство? |
24 < 25. |
А сейчас устно, сравните значения выражений: (Доска). 1)
2)
3) 1 и
4) |
Сравнивают. 1)
2)
3) 1 >
4) |
А перед тем как мы начнём подготовку к контрольной работе. Я бы хотела рассказать вам о том, кто впервые стал использовать и распространять современную запись дробей.
(Слайд №8) |
Слушают учителя. |
Закрепление изученного материала |
|
Первое упражнение мы выполняем по очереди у доски, все записывают его к себе в тетрадь. Выполните действия: (Доска). 1) 8 - 1 |
Выходят по очереди к доске и решают.
1) 8 - 1 |
2) |
2)
|
3) 24 - |
3)
24
- |
4) |
4)
|
5) 24 + |
5)
24
+ |
6) 11 - |
6)
11
- |
Второе задание запишите числа в виде смешанной дроби. После поменяйтесь тетрадями друг с другом и будем сверять ответы.
(Слайд №9) |
Записывают.
|
Что у вас получилось? |
1)
|
У кого все ответы правильные – ставим 5. У кого один (-) – ставим 4. У кого два (-) – ставим 3. Остальные – двойки. Молодцы! |
Проставляют оценки. |
Теперь открываем учебник на странице 199 № 782. Решаем задачу возле доски, остальные записывают решение в тетради. Условие задачи: №782.
Степан, Иван и Андрей съели арбуз. Степан съел
|
Решают задачу.
Решение: 1) 2) 1
- Ответ:
|
Следующее упражнение на странице 200, № 786, делаем возле доски по очереди, все записывают в тетрадь.
№786. Какое наибольшее натуральное число удовлетворяет неравенству:
1) n >
|
Записывают упражнение. Решение:
1) n >
n > 4
4 |
2) |
2) 13 n = 13. |
Аналогичное задание решаем та же страница, №788.
№788. Только теперь находим наименьшее натуральное число, которое удовлетворяет неравенству.
1) m >
m > 2
m = 3.
2)
27
m = 28. |
1) m >
m > 2
m = 3.
2)
27
m = 28. |
Теперь решаем уравнения, двое идут решать возле доски, а другие решают самостоятельно.
1) 2 |
Решают уравнения:
1) 2 5 x = 3 |
2) x - 6 |
2) x - 6 6 x = 8 |
- Итак, вы наверно устали? Пришло время размяться! Повторяйте за мной! |
Да, слушают учителя и повторяют движения. |
Физкультминутка |
|
(Слайд №10) |
Повторяют за учителем.
|
Контроль и коррекция знаний |
|
А сейчас небольшая самостоятельная работа, на партах у вас лежат карточки с 5-тью заданиями. Приступайте. |
Приступают к работе. Ответы.
|
Самостоятельная работа. Задание №1. Преобразуйте неправильную дробь в смешанное число.
1)
2) |
Самостоятельная работа. Задание №1. Преобразуйте неправильную дробь в смешанное число.
1)
2) 3 |
Задание №2. Выполните сложение:
1) 1
2) 5 |
Задание №2. Запишите частное в виде дроби и выделите из полученной дроби целую и дробную части:
1) 1
2) 5 |
Задание №3 Выполните вычитание:
1) 4 - 1 2) 23 |
Задание №3. Выполните вычитание:
1) 4 - 1 2) 23 |
Задание №4. Решите уравнение: 16
– x = 9 |
Задание №4. Решите уравнение: 16
– x = 9 x = 16 - x =
|
Домашнее задание |
|
Открыли дневники, записываем домашнее задание: § 6 стр. 40 – (двойное неравенство), §26 – 29, повторить ещё раз, стр. 199 - № 783, стр. 200 - № 787, 791. |
Открыли дневники, записывают домашнее задание. |
Итог |
|
Итак, ребята, чем мы сегодня с вами продолжили заниматься на уроке? |
Мы продолжили проходить смешанные числа и готовились к контрольной работе, вспомнили сравнение натуральных чисел, и сравнивали дроби, искали наибольшее и наименьшее значение, которые удовлетворяют неравенству. |
Что у вас сегодня получалось лучше всего? |
Вычитать и складывать смешанные числа, переводить неправильную дробь в смешанное число, решать уравнения, сравнивать числа и дроби. |
В чём испытывали затруднения? |
Ответы детей. Искать наибольшее и наименьшее натуральное значение, которое удовлетворяет неравенству и т.д. |
Спасибо, за урок! До свидания! |
До свидания! |
Список используемой литературы: Учебник Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир «Математика», 5 класс |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.