Урок по теме "Жемчужина Сибири - Байкал"
Оценка 4.6

Урок по теме "Жемчужина Сибири - Байкал"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
8 кл
24.11.2020
Урок по теме "Жемчужина Сибири - Байкал"
Байкал.docx

 

«Жемчужина Сибири - Байкал»

 

 

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- Воспитывать чувства прекрасного и любовь к Родине.

- Сформировать знания о природе уникального озера Байкал.

- Расширить кругозор учащихся о природе своей Родины.

- Показать учащимся значимость озера Байкал в природе Восточной Сибири и жизни человека.

- Формировать экологическое воспитание.

- Развивать умение вести групповую работу, самостоятельного поиска решения.

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

- Формировать чувства коллективизма, ответственность каждого за конечный результат.

 

Оборудование:

Физическая карта России; карточки с заданиями для групп специалистов по изучению природы Байкала; таблички с названиями групп учащихся (историки, геологи, климатологи, гидрологи, ботаники и зоологи, экологи); учебник «География: природа России. 8 класс» (автор И.И.Баринова); компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

 

План – конспект урока
 Ход урока


1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка цели, задач урока.

 2. На экране СЛАЙД , на котором написана тема урока, но не до конца: «Семь чудес России. Жемчужина Сибири - …….».
 Учитель:

- Чтобы узнать тему нашего урока, и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
  Легенда
 «Посмотрел господь: неласкова, вышла земля в Восточной Сибири… как бы  она на меня не стала обижаться!.. И чтоб не держала обиды на меня, дам я ей не какую – ни будь подстилку для ног, а самую щедрую из  своих запасов чудес. И получилось «чудо природы во всех отношениях».  

Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири.

 Вопросы: 

1. Что это за географический объект есть на юге Восточной Сибири?
           2. Как будет звучать тема нашего урока?
 На СЛАЙДЕ  появляется тема урока полностью 
 «Семь чудес России. Жемчужина Сибири - Байкал».

-Запишите тему урока в тетрадь.

 3.Где находится это уникальное озеро? Покажите на карте и определите его географическое положение?

Байкал расположен на юге Восточной Сибири, протягиваясь на сотни километров в форме рождающегося полумесяца. Байкал вытянулся, с юго-запада на северо-восток. Географические координаты 52-56 с.ш, 105-110 в.д. Озеро находится в котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками.

- Лев Семенович Берг сказал «Озеро Байкал – чудо природы во всех отношениях». 

-Этим летом я побывала на Байкале и увидела это чудо своими глазами,

чтобы лучше вы представили особенность озера, я поделюсь уникальными снимками, которые я сделала прошлым летом.

  Видеоряд о Байкале.

На фоне видеоряда слова учителя: Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» — «Байкал – море»».
 (После просмотра видеоряда)

 Учитель:

1.Что вы до сегодняшнего урока знали о Байкале?
 2.Что нового вы хотели бы узнать на уроке? (ученики высказывают свои пожелания).

 1История изучения оз. Байкал.
 2. Происхождение
и геологическое строение .           
 3. Климат.
 4. Воды.
 5. Живые организмы.

 6. Охрана оз. Байкал.
- Это и есть план нашего урока.

3. Изучение нового материала.

Об уникальности озера вам расскажет видеоряд - «Байкал в цифрах».

Организация работы в группах.

- Действительно, сегодня мы с вами узнаем, в чем заключается уникальность озера Байкал. Для этого класс разделен на группы специалистов, целью работы которых будет изучение природы Байкала и его проблем.

(6 групп).

Группы:

1 группа – историки.

2 группа – геологи.

3 группа – климатологи

4 группа – гидрологи

5 группа – зоологи и ботаники.

6 группа – экологи.

- Все группы специалистов получают карточки с инструкцией по программе изучения своей проблемы, и работаете с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 5-7 минут. По окончании работы один человек от группы выступает с отчетом.

Работа в группах (5-7 минут).

Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы между членами группы. Через 5-7 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится ответ по изучаемым вопросам.

- Слово предоставляется специалистам групп. Остальные учащиеся  выполняют краткие записи учебного материала.

1 блок  Ответы учащихся 1 группы -историки.

- Послушаем наших историков. История изучения Байкала.  

        1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

        2.Когда впервые на берегах озера появились русские?

        3.Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

        4.Кто из ученых занимался изучением Байкала? (Перечислить фамилии ученых)

  - Ребята, я своими глазами видела наскальные рисунки древних людей, которые жили 4 тысячелетия до н.э.

2 блок Ответы учащихся 2 группы - геологов.

- Что вы узнали о происхождении и геологическом строении Байкала? Приглашаю специалиста от группы геологов.

1.Определите возраст котловины озера Байкал.

2.Какие очертания имеет озеро, почему?

3.Почему озеро является самым глубоким в мире (глубина озера максимальная, средняя)?

4.Каков характер берегов озера?

5.Какими породами сложены берега?

6. Какие острова находятся в озере? (названия)

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение.

- Глубокая котловина Байкала окаймлена живописными горными хребтами: Баргузинский, Хамар-Дабар, Приморский, Байкальский. 

3 блок - Ответы учащихся 4 группы - климатологи.

- Каков климат на Байкале? На этот вопрос я приглашаю специалиста от группы климатологов.

1.Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2.Какие местные ветры возникают на озере? (названия, особенности)

Климат на Байкале умеренный резко континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января -24img1С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17img1С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода), +15img1С – средняя температура июля. Таким образом, воды озера заметно смягчают континентальность климата побережья. Самый теплый месяц на берегах озера – август, наиболее холодный – февраль.

Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводят к возникновению сильных ветров. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному:баргузин, или верховик, култук, сарма, ангара

Иногда на Байкале возникают бури, продолжающиеся несколько дней.

Эти ветры и штормы доставляют немало неприятностей судам и рыбакам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

- Погода на Байкале меняется не только в течение сезона, суток, но даже за час.

Физкультурная пауза:

- Настало время физкультминутки. Выполняем упражнения со мной.

На Байкале красота …………(руки вперед)

Посмотри туда……………… (руки к плечам, поворот влево - вправо)

Посмотри сюда

Наклонились вниз к ногам… (руки на пояс, наклоны вперед)

Потянулись к небесам……… (руки вверх, вращение кистей рук)

Над Байкалом чайки кружат,
          Полетим за ними дружно…… (руки на пояс)
          Брызги пены, шум прибоя….. (ходьба на месте)
          Над Байкалом - мы с тобою!

Тихо сели на песок…………..  (сели за парту)

И продолжали урок

4 блок – Ответы учащихся 3 группы - гидрологи.

- Об уникальности воды озера Байкал, мы послушаем специалиста от группы гидрологов.

1.                 В чем уникальность воды Байкала?

2.                 Прозрачность воды (сколько метров?)

3.                 Химический состав воды (сколько содержится солей).

4.                 Реки, впадающие в озеро (указать количество рек, назвать самые крупные).

5.                 Река, вытекающая из озера (сколько их, название).

Воды озера имеют сине-зеленый цвет и чрезвычайно прозрачны: в тихую погоду можно видеть лежащие на его глубине 10-15 м камни и заросли водорослей, а опущенный в воду белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4).

Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. В такой “ледяной” воде растворенных солей содержится всего 20-40 мг на литр (в литре обычной воды – до 100 мг). Столь малая соленость делает воду лечебной.

Так почему же вода в озере такая чистая и такая мягкая? В первую очередь потому, что Байкал собирает свои воды с большой, почти незагрязненной территории, покрытой густыми лесами. Кроме того, здесь достаточное количество осадков, умеренное испарение и большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод. Озерные берега сложены твердыми кристаллическими породами, при выветривании образующими песок и почти не дающими примесей в воду.

Специалисты утверждают, что своей исключительной чистотой Байкал обязан главным образом микроскопическим растениям, которые выделяют в воду Байкала более 10 млн. тонн кислорода и создают за год около 4 млн. тонн органических веществ. Все это является основой питания мельчайших животных – зоопланктона.

К тому же у Байкала оказались свои “санитары” - рачки Эпикура, которые больше нигде в мире не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими “цветение” воды.

5 блок –Ответы учащихся 5 группы - зоологи и ботаники.

- О фауне и флоре озера Байкал нам расскажет специалист группы зоологов и ботаников.

1. В чем состоит уникальность органического мира Байкала?  В чем уникальность фауны озера Байкал?

 2.Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

 3.Чем уникальна рыба голомянка?

 4.Каков тип растительности Прибайкалья?

Свыше 2500 видов животных, из них 82 % — эндемики.

По сравнению с другими водоёмами в Байкале и на его берегах обитает самое большое число животных и растений. Причём очень многих из них можно встретить только здесь. Байкал замечателен также своей уникальной флорой и фауной. Более 1300 видов различных животных и почти 600 видов водных растений обитают в его водах. Подобного разнообразия нет ни в каком другом озере. 82 % видов животных, обитающих в открытых водах озера, эндемичны, т.е. нигде кроме Байкала, не встречаются. Для озера особенно характерны байкальская нерпа, омуль, бычки-подкаменщики, глубинная живородящая рыбка голомянка; здесь насчитывается 300 видов инфузорий, 240 видов небольших рачков-бокоплавов, 84 вида различных моллюсков, 52 вида рыб – сиговых, лососевых, частиковых.

- На сегодняшний день, это «чудо природы России», подвергается экологической опасности и стоит вопрос о дальнейшем его сохранении и об этом нам расскажет специалист группы экологов

6 блок – Ответы учащихся 6 группы - экологов.

        1.В чем значение озера Байкал для человека и для природы? (Ресурсы Байкала)

        2.Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

       3.Каковы пути решения проблем Байкала? (Ваши предложения по охране, бережному отношению к природе Байкала).

       4. Какой статус имеет озеро в настоящее время?

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 1996 году Байкал был объявлен территорией Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Байкальском регионе 5 заповедников, 3 национальных парка, 25 заказников, более 200 памятников природы и других уникальных объектов.

3. Заключительная часть урока

Вопросы для  подведения итогов изученного материала.

1.                 Почему Байкал называют “озером чудес”?

2.                 В чем неповторимость озера Байкал?

3.                 Что в нем удивительного, такого, чего нет в обычных озерах?

4.                 А чем удивительна Ангара? Почему ее называют “дочерью Байкала”?

5.                 Каков климат вокруг Байкала?

6.                 Какими природными ресурсами славится бассейн озера?

7.                 Какую роль играют леса в сохранении чистоты вод Байкала?

8.                 Какие меры предпринимаются для сохранения Байкала и рационального использования его ресурсов?

9.                 Что сейчас происходит с озером Байкал?

10.            Почему общественность решительно выступает за сохранение природы Байкала?

11.            Назовите признаки, характеризующие Байкал как озеро тектонического происхождения.

12.            Какие меры вы бы предложили для уменьшения загрязнения озера?

Рефлексия.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
          2. С помощью, каких источников информации вы достигли поставленных целей?
          3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

-И закончить свой урок я хочу стихотворением Михаила Сергеева

                                                          

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь-до донышка - просвечен,

И весь – до капельки -  родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

                                     М Сергеев.   

 

Домашнее задание.

Прочитать параграф 39, запись в тетради и на стр.229 ответить на вопрос №4

 


 

Жемчужина Сибири - Байкал»

Жемчужина Сибири - Байкал»

Что это за географический объект есть на юге

Что это за географический объект есть на юге

Все группы специалистов получают карточки с инструкцией по программе изучения своей проблемы, и работаете с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 5-7 минут

Все группы специалистов получают карточки с инструкцией по программе изучения своей проблемы, и работаете с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 5-7 минут

Какие местные ветры возникают на озере? (названия, особенности)

Какие местные ветры возникают на озере? (названия, особенности)

Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4)

Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4)

На сегодняшний день, это «чудо природы

На сегодняшний день, это «чудо природы

Что вы узнали о Байкале на уроке? -И закончить свой урок я хочу стихотворением

Что вы узнали о Байкале на уроке? -И закончить свой урок я хочу стихотворением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2020