Урок Победы "Берлинская операция. Разгром фашистской Германии" для учащихся 4 класса
Оценка 4.6

Урок Победы "Берлинская операция. Разгром фашистской Германии" для учащихся 4 класса

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
3 кл—4 кл
30.04.2020
Урок Победы "Берлинская операция. Разгром фашистской Германии" для  учащихся 4 класса
Урок спецкурса «Уроки Победы» «Берлинская операция. Разгром фашистской Германии» проводится с целью сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, углубления знаний обучающихся об исторических событиях и фактах, формирования уважительного отношения к отечественной истории, воспитания любви к Родине, сопричастности к историческому прошлому и настоящему.
Урок Победы .doc

Тема. Берлинская операция. Разгром фашистской Германии.

Цели:

Образовательная: изучить Берлинскую операцию, оценить роль Советской армии в освобождении Германии от фашизма; оценить итоги и значение Берлинской операции в разгроме фашистской Германии.

Развивающая: способствовать  осмыслению  школьниками  таких  духовно-нравственных категорий: героизм,  самопожертвование,  долг,  честь, свобода и независимость Родины; совершенствовать умение работать в группе: выслушивать мнение других и излагать свои мысли;  развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, чувства  гордости  за  своих  земляков  и  весь  советский  народ, являющихся победителями в одной из самых кровопролитных войн;   формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Познавательные  УУД:  развивать  умения  извлекать  информацию  из  различных источников  (иллюстраций,  текстов),  обобщать  ее;  выявлять  сущность,  особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; 

Регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение,  осуществлять  познавательную  и личностную рефлексию; 

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД: формировать умение выражать свое отношение к личности, событию,  оценивать  поступки  в  соответствии  с  определенной  ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ключевые понятия, даты, персоналии:

Берлинская операция, «Хозяйка Бранденбургских ворот»,  капитуляция,  Рейхстаг;

16 апр. 1945 г. – 2 мая 1945 г. – Берлинская операция,

23 апр. 1945 г. – 2 мая 1945 г. – Взятие Берлина;

М.В.Кантария, А.И.Егоров, Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.К.Рокоссовский ,  Лидия Андреевна Овчаренко (Спивак).

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Методы, приемы, технологии : объяснительно – иллюстративный метод  (приемы :  рассказ, лекция, демонстрация), исследовательский метод(работа в группах, работа с картой),  рефлексивный метод, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Межпредметные связи: история, литература, краеведение.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, видеоматериалы, карта.

 

Структура урока

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Изучение нового материала

                    1.         Рассказ учителя  «Берлинская операция». Просмотр видеофильма.

                    2.         Штурм Берлина. Просмотр видеофильма.

                    3.         Знамя над Рейхстагом. Просмотр видеофильма.

                    4.         Результаты Берлинской операции

                    5.         Физкультминутка

                    6.         «Хозяйка Бранденбургских ворот». Просмотр видеофильма.

 IV. Закрепление изученного на уроке.

            Беседа

V Рефлексия

 

Ход урока

I. Организационный этап

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- В освобождении каких стран Восточной и Юго-Восточной Европы

принимала  участие Красная Армия?  (Красной  Армией была оказана помощь в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Австрии).

Самой крупной наступательной операцией зимой 1945 года была Висло-Одерская операция. Какой был результат этой операции? (  Ее цель заключалась в том, чтобы завершить освобождение Польши от немецко-фашистских оккупантов Важным результатом операции явилось освобождение 17 января 1945 года совместными усилиями советских и польских войск Варшавы).

Хочется начать этот строками из стихотворения  Анны Сыромятниковой « Скорей бы кончилась война».

Скорей бы  кончилась война,
И солнце жизнь позолотило.
И все, что сердцу любо-мило,
Дала подарком тишина.

Скорей бы кончилась война,
Издалека друзья вернулись.
И в мирном гуле наших улиц
Звучала трепетно весна.

Скорей бы кончилась война,
И на добро мечты воскресли,
И мир стал снова интересным,
И не рвалась надежд струна.

- Мне кажется, что эти слова найдут отзыв  в сердце  любого человека, в судьбу которого ворвалась война.

На доске записана  тема урока «Берлинская операция. Разгром фашистской Германии».

- Как  вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Что вы  знаете об этом? Что хотите узнать?

- Мы продолжим знакомиться с историческими событиями Великой Отечественной войны. Тема нашего урока: Берлинская операция. Разгром фашистской Германии». Узнаем, кто же был известной «Хозяйкой Бранденбургских ворот».

Великий маршал К.К. Рокоссовский сказал: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых».  Будем же следовать этим словам.

III. Изучение нового материала

1.     Рассказ учителя  «Берлинская операция»

Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин, или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 г.  Целью которой было - завершить разгром Германии, овладеть Берлином, соединиться с союзниками.

Для проведения операции привлекались силы трёх фронтов: 1-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-го Украинского, а также 18-я воздушная армия авиации дальнего действия, Днепровская военная флотилия и часть сил Балтийского флота. Рассмотрим карту событий (Приложение 1).

16 апреля в 3 часа по местному времени началась авиационная и артиллерийская подготовка на участке 1-ого Белорусского и 1-ого Украинского фронтов. 9000 орудий и миномётов, а также более 1500 установок РС БМ-13 и БМ-31 в течение 25 минут обстреливали первую полосу немецкой обороны на 27-километровом участке прорыва. После ее окончания были включены 143 прожектора, чтобы ослепить противника, и в атаку пошла пехота, поддержанная танками. Не встречая сильного сопротивления, она продвинулась на 1,5-2 километра. Однако чем дальше продвигались наши войска, тем сильнее нарастало сопротивление противника. Войска 1-го Украинского фронта осуществляли стремительный маневр по выходу к Берлину с юга и запада  и сходу форсировали  Нейсе. 

 17 апреля командующий 1 Украинским фронтом И.С.Конев приказал командующим своих танковых армий Рыбалко и Лелюшенко наступать на Берлин. Выполняя распоряжение, 18 и 19 апреля танковые армии 1-го Украинского фронта неудержимо шли к Берлину. Темп их наступления достигал 35—50 км в день. К Берлинской операции, прикрывая правый фланг, присоединился 2-й Белорусский фронт К.К.Рокоссовского. К исходу дня фронт Конева завершил прорыв нейсенского рубежа обороны, форсировал р. Шпрее и обеспечили условия для окружения Берлина с юга. 

К исходу дня 22 апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов сформировали и почти замкнули два кольца окружения (одно — вокруг 9-й армии противника восточнее и юго-восточнее Берлина; другое — западнее Берлина, вокруг частей, непосредственно оборонявшихся в городе).

Просмотр и обсуждение видеофильмов

 «Берлинская операция | ВОВ | 1945 год»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=eIgJWcN7MiE&feature=emb_logo

«Разгром нацистской Германии»

https://www.youtube.com/watch?v=lmkQRiPhZ1I&feature=emb_logo

2.     Штурм Берлина

В 12 часов дня 25 апреля замкнулось кольцо вокруг Берлина. Оборона города была тщательно продумана и хорошо подготовлена. В её основе лежала система сильного огня, опорных пунктов и узлов сопротивления. Особую прочность ей придавали массивные каменные постройки с большой толщиной стен. Обороняющиеся имели большое количество фаустпатронов, которые в обстановке уличных боев оказались грозным противотанковым оружием. Немаловажное значение в системе обороны врага имели подземные сооружения для укрытия их от артиллерийских и бомбовых ударов.

К 27 апреля группировка противника в Берлине вытянулась узкой полосой с востока на запад — шестнадцать километров в длину и два-три, в некоторых местах пять километров в ширину. Бои в городе не прекращались ни днем, ни ночью.

Так, к вечеру 28 апреля, части 3-й ударной армии вышли в район рейхстага. В ночь на 29 апреля действиями передовых батальонов под командованием капитана С. А. Неустроева и старшего лейтенанта К. Я. Самсонова был захвачен мост Мольтке. 

На рассвете 30 апреля штурмом было захвачено здание министерства внутренних дел, соседствовавшее со зданием парламента. Путь на рейхстаг был открыт. Советское командование отклонило попытки немецкого командования начать переговоры о времени прекращении огня. Требование одно - капитуляция! Начался штурм Рейхстага.

Просмотр  и обсуждение видеофильма «Взятие Берлина! Последняя крупная битва второй мировой войны»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=413&v=B_eV0uqfFdQ&feature=emb_logo

3.     Знамя над Рейхстагом

Перед штурмом рейхстага Военный совет 3-й Ударной армии вручил своим дивизиям девять Красных знамен, специально изготовленных по типу Государственного флага СССР. Одно из этих Красных знамен, известное под № 5 как Знамя Победы, было передано 150-й стрелковой дивизии. Они вручались штурмовым группам, которые комплектовались из числа добровольцев и шли в бой с главной задачей — прорваться в рейхстаг и установить на нем Знамя Победы.

В разных местах Рейхстага были закреплены несколько красных знамен - от полковых и дивизионных до самодельных .

Разведчикам 150-й дивизии Егорову и Кантария около полуночи приказано водрузить Красное знамя над Рейхстагом.  Лейтенант Берест из батальона Неустроева возглавил боевую задачу по установке Знамени над Рейхстагом. Через два—три часа также на крыше рейхстага на скульптуре конного рыцаря — кайзера Вильгельма —Красное Знамя № 5, которое затем прославилось как Знамя Победы,  водрузили разведчики Егоров и младший сержант М.В.Кантария, которых сопровождали лейтенант А.П.Берест и автоматчики из роты И.Я.Съянова.

Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Ранним утром 1 мая над рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за рейхстаг продолжался ещё весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон рейхстага капитулировал. К 21.00 в плен сдалось уже 70 тыс. немцев. Безвозвратные потери Красной Армии в Берлинской операции - 78 тыс. человек.  Потери врага - 1 млн., в т.ч. 150 тыс. убито. 

В ходе проведения Берлинской операции советские войска потеряли убитыми и раненными около 350 тысяч человек – больше, чем Соединенные Штаты за всю войну, из них безвозвратно — 78 291 человек. Потери боевой техники составили 1997 танков и САУ, 2108 орудий и миномётов, 917 боевых самолётов, 215,9 тыс. единиц стрелкового оружия.   Было разгромлено 70 пехотных и 23 танковых дивизии противника, около 480 тысяч человек взято в плен, захвачено 1500 танков и 4500 самолетов.

Просмотр и обсуждение  видеофильма «Водружение Знамени Победы над Рейхстагом»

https://www.youtube.com/watch?v=CiEVig4o0QU

4. Результаты Берлинской операции

9 мая в 0:43 по московскому времени генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представители немецких ВМС, имевшие соответствующие полномочия от Деница, в присутствии Маршала Г.К. Жукова с советской стороны подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Блестяще проведенная операция привела к закономерному итогу - Победе.

Результаты Берлинской операции:

1.                        Уничтожение крупнейшей группировки немецких войск, захват столицы Германии, пленение высшего военного и политического руководства Германии.

2.                        Падение Берлина и потеря руководством Германии способности к управлению привели к практически полному прекращению организованного сопротивления со стороны германских вооружённых сил.

3.                        Из немецкого плена освобождены сотни тысяч людей, среди которых не менее 200 тысяч граждан иностранных государств. Только в полосе 2-го Белорусского фронта в период с 5 апреля по 8 мая из плена было освобождено 197 523 человека, из которых 68 467 граждан союзных государств.

5. Физкультминутка

6. «Хозяйка Бранденбургских ворот»

Хочется  рассказать вам историю одной девушки, получившей прозвище «Хозяйка Бранденбургских ворот».

- Как вы думаете, почему её так назвали.

В мае 1945 года сержант из службы военных регулировщиков 1-го Украинского фронта Лида Спивак (Овчаренко) была популярна так, как сейчас даже невозможно себе представить. Ее знали все, ее портреты не сходили с обложек журналов и газет всего мира. Её тогда называли  "Хозяйка Бранденбургских ворот".

17-летняя Лидия Андреевна Спивак  пошла добровольно служить в  1943 году после освобождения Красной армией ее села под Запорожьем.

Участвовала в освобождении от фашистов Крыма, Украины, Польши, Германии. Повидала на фронте многое: обстрелы, бомбежки, налеты авиации, пережила смерть боевых товарищей, сама была ранена и контужена. В холод, жару, снег, дождь стояла с жезлом на посту, указывая дорогу наступающим войскам.

Фашисты заняли родную Черниговку. В селе разместилась немецкая комендатура, стояли вражеские войска. Началась отправка молодежи в Германию.

Юношей и девушек прятали, кто как мог. Мамин отец, Андрей Евдокимович, ночью вырыл в саду под вишнями  яму. Перекрыл ее досками, уложил сверху дерн, вывел трубу - отдушник далеко в заросли и спрятал в этом «схроне» дочку с подругой.

Именно через эту трубу, которую назвали «дорогой жизни», поступал воздух, а также вода и пища для девушек. Продукты ночью на веревке спускала мать Лиды Анна Федоровна. Подруги смогли увидеть дневной свет только тогда, когда советские войска освободили Черниговку от оккупантов.

Сама Лидия Андреевна так вспоминала это событие: «Все началось со страшного грохота, и первая мысль была - землетрясение! Потом подумали, что бомбят. Но грохот и гул нарастали и нарастали. А через некоторое время мы услышали радостный голос матери: «Ой, вилазьте, мученицi нещаснi, - нашi прийшли!» А мимо двора уже шли советские танки».

Первое время подруги не могли ходить – мышцы на ногах атрофировались, а кожа стала серо-зеленого цвета.

Пару дней мама отлеживалась, а потом пошла к командиру части, остановившейся в селе: возьмите на фронт! Она, конечно, соврала, что уже исполнилось восемнадцать. Вместе с остальными добровольцами ее отправили обучаться военному делу.

Боевое крещение молодая регулировщица получила при освобождении Крыма, на озере Сиваш. Потом были труднейшие бои за Симферополь. Во время шестичасовой бомбежки Лида увидела первую смерть - погибла ее однополчанка и подруга Нина Нагина. Младшему сержанту Лидии Спивак повезло: она осталась живой.

После изнурительного перехода младший сержант Лидия Спивак вместе со своими однополчанками оказались в Берлине. У них появилась возможность поспать, да еще и на чистых простынях в одной из брошенных местных гостиниц.

По-настоящему отдохнуть им так и не удалось. На рассвете 2 мая девушек разбудил голос командира, капитана Гудзеватого: «Бегом грузиться в грузовик, капитуляция подписана!» Полусонные девушки даже не спрашивали, куда их везут. Они долго петляли по берлинским улицам, мимоходом отмечая идеальное дорожное покрытие, которое даже от танков мало пострадало. Машина остановилась, и капитан скомандовал: «Спивак, на выход! Сержант - твой пост №1, теперь ты здесь хозяйка».

Девчонки поехали дальше, а Лида осмотрелась: перед глазами - Бранденбургские ворота, слева - рейхстаг. Это место она сразу узнала из карт-схем - их зубрили, как положено. Выбрав удобную позицию, расчистила пост от мусора и обломков, установила тумбочку и начала работать. Несмотря на ранний час, движение транспорта уже началось.  Из каждой машины кричали: «Сестренка, с победой!»

Военачальники, генералы и старшие офицеры проезжая мимо, в знак глубокого уважения старались первыми поприветствовать легендарного сержанта. В сентябре 1945 во время Потсдамской конференции она указывала путь главам стран-победительниц; СССР, США, Англии - И.Сталину, Г.Трумену, а У.Черчиль был так поражен военной регулировщицей, что велел водителю притормозить, высунул в окно свою руку и показал свой коронный знак победы-виктории «V».

В сентябре 1945 демобилизовалась, поступила на филологический факультет Сталинского (Донецкого) пединститута, закончила, вышла замуж, родила дочку Ларису, работала преподавателем в школе №13 Донецка. Лидия Андреевна Овчаренко умерла рано в 59 лет, в 1984 году, сказалась война. Была похоронена с воинскими почестями в Донецке.

Память о славной женщине жива. На здании школы, где она преподавала, есть мемориальная доска, В Донецком университете, в Донецком и Магдебургском музеях есть стенды, посвященные ее жизни.

Просмотр  и обсуждение видеофильма «Хозяйка Бранденбургских ворот»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=34&v=LWUx9K5KlAs&feature=emb_logo

Участники взятия Берлина были награждены медалью  «За взятие Берлина». Большая часть награждений медалью произошла непосредственно после окончания Великой Отечественной войны. Так, в период за 1945-1948 гг. медалью было награждено около 1.082.000 человек. Однако, некоторая часть солдат и офицеров, участвовавших в штурме Берлина, по различным причинам не смогла получить медаль в этот период. Всем этим лицам медали были вручены позднее. Всего медалью «За взятие Берлина» было произведено свыше 1.100.000 награждений.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Беседа

-  Какие цели ставило советское руководство?

-  Силами каких фронтов  Советское командование планировало окружить и уничтожить всю берлинскую группировку противника?

- На какой территории погибло огромное количество советских солдат и почему?

- Каким был город накануне капитуляции?

- Какие бои шли за Рейхстаг? Кто водрузил  красное знамя   на куполе Рейхстага?

- Кто такая «Хозяйка Бранденбургских ворот»?

-  Какими наградами были награждены советские солдаты?

V. Рефлексия

- Что вы знали до урока?

- Что вы узнали нового сегодня?

- О чем хотите узнать подробнее?

Все дальше и дальше уходят те суровые годы. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне. Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Родину. Все меньше и меньше остается очевидцев той войны - ветеранов.

-Как мы должны относиться к этим людям?

В завершение хочется пожелать, чтобы  ныне живущие не забывали скромный подвиг простого солдата Великой Отечественной войны. Низкий поклон всем людям, добровольно ушедшим на фронт 1941-1945.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение содержания урока

 

Технические средства обучения

Экспозиционный экран

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

 

Электронно-образовательные ресурсы

https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/bitva-za-bierlin) Портал История.РФ

https://www.donetsk.kp.ru/daily/26675.4/3696739/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Берлинская_наступательная_операция

https://stihi.ru/2015/02/13/7053

Видеофильм «Берлинская операция | ВОВ | 1945 год»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=eIgJWcN7MiE&feature=emb_logo

Видеофильм «Взятие Берлина! Последняя крупная битва второй мировой войны»  https://www.youtube.com/watch?time_continue=413&v=B_eV0uqfFdQ&feature=emb_logo

Видеофильм «Водружение Знамени Победы над Рейхстагом»

https://www.youtube.com/watch?v=CiEVig4o0QU

Видеофильм «Разгром нацистской Германии».

https://www.youtube.com/watch?v=lmkQRiPhZ1I&feature=emb_logo

Видеофильм «Хозяйка Бранденбургских ворот»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=34&v=LWUx9K5KlAs&feature=emb_logo

 

 

 

Список использованных источников

Интернет – ресурсы:

https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/bitva-za-bierlin) Портал История.РФ

https://www.donetsk.kp.ru/daily/26675.4/3696739/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Берлинская_наступательная_операция

https://www.youtube.com/watch?v=lmkQRiPhZ1I&feature=emb_logo

https://stihi.ru/2015/02/13/7053

Видеофильм «Берлинская операция | ВОВ | 1945 год»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=eIgJWcN7MiE&feature=emb_logo

Видеофильм «Взятие Берлина! Последняя крупная битва второй мировой войны»  https://www.youtube.com/watch?time_continue=413&v=B_eV0uqfFdQ&feature=emb_logo

Видеофильм «Водружение Знамени Победы над Рейхстагом»

https://www.youtube.com/watch?v=CiEVig4o0QU

Видеофильм «Разгром нацистской Германии».

https://www.youtube.com/watch?v=lmkQRiPhZ1I&feature=emb_logo

Видеофильм «Хозяйка Бранденбургских ворот»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=34&v=LWUx9K5KlAs&feature=emb_logo

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карта - Берлинская операция (Битва за Берлин)

Карта (фрагмент): История второй мировой войны 1939–1945гг


Скачано с www.znanio.ru

Тема. Берлинская операция. Разгром фашистской

Тема. Берлинская операция. Разгром фашистской

ИКТ). Межпредметные связи: история, литература, краеведение

ИКТ). Межпредметные связи: история, литература, краеведение

Польши от немецко-фашистских оккупантов

Польши от немецко-фашистских оккупантов

Целью которой было - завершить разгром

Целью которой было - завершить разгром

В 12 часов дня 25 апреля замкнулось кольцо вокруг

В 12 часов дня 25 апреля замкнулось кольцо вокруг

Рейхстагом. Через два—три часа также на крыше рейхстага на скульптуре конного рыцаря — кайзера

Рейхстагом. Через два—три часа также на крыше рейхстага на скульптуре конного рыцаря — кайзера

Из немецкого плена освобождены сотни тысяч людей, среди которых не менее 200 тысяч граждан иностранных государств

Из немецкого плена освобождены сотни тысяч людей, среди которых не менее 200 тысяч граждан иностранных государств

Ой, вилазьте, мученицi нещаснi, - нашi прийшли!»

Ой, вилазьте, мученицi нещаснi, - нашi прийшли!»

Ларису, работала преподавателем в школе №13

Ларису, работала преподавателем в школе №13

О чем хотите узнать подробнее?

О чем хотите узнать подробнее?

Материально-техническое обеспечение содержания урока

Материально-техническое обеспечение содержания урока

Список использованных источников

Список использованных источников

Приложение 1 Карта (фрагмент):

Приложение 1 Карта (фрагмент):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020