Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс)
Тема: Кислородсодержащие органические соединения
Цели урока:
I.Образовательно–развивающие цели:
1.1.Применение опорных понятий: кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, кетоны, фенолы, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, жиры, углеводы, функциональная группа, общая формула.
1.2. Развитие у обучающихся УУД:
1.3. Развитие у обучающихся специальных умений: распознавать спирты, альдегиды, карбоновые кислоты. углеводы с помощью реагентов, составлять формулы кислородсодержащих органических соединений, распознавать спирты, альдегиды, кетоны, фенолы, карбоновые кислоты по наличию функциональной группы и общей формуле классов веществ.
II.Воспитательная цель:
2.1. Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное, причина – следствие.
2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
План-конспект урока обобщения знаний «Кислородсодержащие органические соединения»
Деятельность учителя |
Время, баллы |
Деятельность обучающихся |
1. Оргмомент. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку: в классе 16 обучающихся
«5» — 31 балл и более
«4» — 25 – 30 баллов
«3» — 18 – 24 баллов
Назначение арбитров по рядам |
1 минута |
Планирование учащимися оценки, фиксирование её на полях в тетради |
Задание № 1. Найти лишнее понятие и обосновать свой выбор: 1.HCOOH, CH3COOH, HCOH 2. C2 H6O, C4H10O, C2H5COOH 3,CH3O, C2H4O,C2H6O 4.C3H7OH, C5H11OH, C6H5OH А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда: 1 группа – 1 строка веществ, 2 группа – 2 строка веществ, 3 группа – 3 строка веществ, 4 группа – 4 строка веществ. Сложная кооперация: обсуждение выполнения задания в группах. Самопроверка и самооценка |
4 минут 2 балла за определение лишнего понятия (по 0,5 б. за верный ответ), по 1 – 3 балла за доказательство
|
1.Лишнее понятие метаналь- альдегид . 2 другие вещества относятся к кислотам: метановая и этановая кислоты
2.Лишняя пропановая кислота, 2 других вещества относятся к спиртам: этанол и бутанол 3.Лишний этанол, 2 другие вещества альдегиды: метаналь и этаналь 4.Лишний фенол-ароматический спирт, 2 другие-предельные одноатомные спирты: пропанол и пентанол. |
Сформулируйте в теме урока проблемные вопросы: вопросы-понятия и вопросы-суждения, ответы на которые станут целью урока.
Ответы на вопросы сформулируйте в форме суждений Фронтальная беседа
|
4 минуты По 1 баллу за вопрос –понятие и 2 балла за вопрос –суждение. 2 балла за ответ-суждение, 1 балл за ответ -понятие |
Тема урока: «Кислородсодержащие органические соединения» - Что называют спиртами? Спирты-органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой-ОН -Что называют альдегидами? Вещества, в молекулах которых альдегидная группа связана с углеводородным радикалом или атомом водорода -Что считают кислотами? Органические вещества, содержащие в молекуле карбоксильную группу, соединенную с углеводородным радикалом - Чем фенолы отличаются от предельных одноатомных спиртов? Молекулы фенолов содержат бензольное кольцо. -Что такое сложные эфиры? Производные карбоновых кислот. В которых атом водорода карбоксильной группы замещён углеводородным радикалом. -Каким образом различаются классы органических соединений? Наличием различных функциональных групп. |
Задание № 2. Установить соответствие между формулой и классом соединений 1. HCOOH А. Спирт 2. C2 H6O В. Альдегид 3. C3H7OH, С. Фенол 4. C6H5OH D.Кислота 5. CH3COOH 6. CH3O, 7. C2H4O Сформулируйте вопросы-суждения, которые станут доказательством правильности выполнения задания. Ответ сформулируйте в форме суждений или умозаключений. А. Индивидуальный труд. В. Фронтальная проверка, самопроверка и самооценка
|
5 мин.,
8 баллов
|
1-D,2-A,3-A,4-C,5-D,6-B,7-B – Как доказать, что вещество C3H7OH – спирт? Ответ-умозаключение: Спирты- органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой. Вещество C3H7OH состоит из углеводородного радикала и одной гидроксогруппы. Следовательно, вещество C3H7OH – спирт – Чем объяснить, что вещество CH3COOH считается кислотой? Ответ-умозаключение: Органическое вещество, в составе которого присутствуют карбоксильная группа, называется кислотой. Вещество CH3COOH содержит карбоксильную группу. Значит, вещество CH3COOH -кислота. – Каким образом предельные одноатомные спирты отличаются от фенолов? Сравнивая предельные одноатомные спирты и фенолы, можно сказать, что в составе их есть углеводородный радикал, но у одноатомные спиртов он незамкнутый, а в состав молекулы фенола входит бензольное кольцо |
Задание № 3. Запишите молекулярные формулы, укажите общие формулы для следующих веществ: 1. Уксусная кислота 2. Этанол 3. Пропаналь 4. Глюкоза А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда: 1, 3 группы проверяют формулы первых двух веществ, 2,4 группы — веществ под номерами 2,4 С. Сложная кооперация (выступление групп). D. Самопроверка и самооценка |
4 мин. 8 баллов |
1.CH3COOH- СnH2n+1 COOH 2 C2 H6O- СnH2n+1OH 3. C3H6O - СnH2nO. 4. C6H12O6 – Сn(H2О)m |
Задание № 5. Распознать этанол и глицерин с помощью качественной реакции на глицерин, укажите условия протекания реакции А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда: С. Сложная кооперация. D. Самопроверка и самооценка |
4 минут 3 балла |
Качественной реакцией на глицерин
является реакция взаимодействия с гидроксидом меди(II)
СН2(ОН) - СН2(ОН) - СН2(ОН) + Сu(OH)2 -----------> CH2(OH) - CH(OH)
- CH2(O) - Cu - (O)CH2 - CH(OH) - CH2(OH) + 2H2O щелочи. С гидроксидом меди предельные одноатомные спирты не реагируют |
Используя карточку №3, сравнить кислоты и основания, найти общие и отличительные признаки. Задание № 6. Составьте уравнения реакций по приведено схеме и укажите условия их осуществления. С2Н6 →С2Н5Cl → C2H5OH → CH3C(O) – H → CH3COOH → CH3C(O) – O – C3H7 →C3H7 – OH
|
14 минут, по 1 балл за каждое уравнение, 1 балл за условие, всего 12 баллов |
1) C2H6 + Cl2 → C2H5Cl + HCl (условия: квант света; хлорэтан, хлороводород). 2) C2H5Cl + KOH водный р-р → C2H5OH + KCl (этанол (этиловый спирт), хлорид калия). 3)C2H5OH+ [O]==>CH3-COH+H2O. в качестве окислителя используется нагретый оксид меди() 4)CH3-COH+[O]==>CH3-COOH+H2O, В качестве окислителя можно использовать аммиачный раствор оксида серебра при осторожном нагревании. 5) CH3 – COOH + HO – CH2 – CH3 → CH3 – COO – CH2 – CH2-CH3 + H2O, в присутствии катализатора концентрированной серной кислоты 6) CH3 – COO – CH2 – CH2-CH3 → CH3 – COOH + CH3 – CH2-ОH. В присутствии кислот |
Домашнее задание. 1) Понятия, которые использовали на уроке, подвести под философские категории: причина – следствие, общее – особенное – единичное (по 1 примеру на каждую категорию). 3) Используя карточку № 3, сравнить этанол и фенол, найти по 3 общих и 3 отличительных признака Выполнить задание 5 на стр 86 |
2 минуты
|
|
Фронтальная работа. Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока |
1 минуты в-п – 1 б. в-с – 2 б. ответ на вопрос – 1–3 б. |
|
Подведение итогов: а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока; б) подсчёт баллов, заработанных на уроке; в) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку; г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку; д) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной; е) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки |
1 минута |
Подведение итогов: а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;
б) подсчёт баллов, заработанных на уроке; в соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку; г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку; д) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной; е) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.