Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс) Тема: Кислородсодержащие органические соединения с применением СДО и критериального оценивания
Оценка 4.7

Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс) Тема: Кислородсодержащие органические соединения с применением СДО и критериального оценивания

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
17.01.2021
Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс) Тема: Кислородсодержащие органические соединения с применением СДО и критериального оценивания
Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс) Тема: Кислородсодержащие органические соединения с применением СДО и критериального оценивания
Третьяк НВ химия 10 класс урок обобщения знаний Кислородсодержащие органические соединения.docx

Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс)

Тема: Кислородсодержащие органические соединения

Цели урока:

I.Образовательно–развивающие цели:

1.1.Применение опорных понятий: кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, кетоны, фенолы, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, жиры, углеводы, функциональная группа, общая формула.

1.2. Развитие у обучающихся УУД:

  • познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  • регулятивных: определение познавательной цели, контроль, оценка и самооценка;
  • коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у обучающихся специальных умений: распознавать спирты, альдегиды, карбоновые кислоты. углеводы   с помощью  реагентов, составлять формулы кислородсодержащих органических соединений,  распознавать спирты, альдегиды, кетоны, фенолы, карбоновые кислоты по наличию функциональной группы и общей формуле классов веществ.

II.Воспитательная цель:

2.1. Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное, причина – следствие.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

План-конспект урока обобщения знаний «Кислородсодержащие органические соединения»

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность обучающихся

1.        Оргмомент. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку: в классе 16 обучающихся

 

 «5»  — 31 балл и более

 

«4» — 25 – 30 баллов

 

«3»  —  18 – 24 баллов

 

Назначение арбитров по рядам

1 минута

Планирование учащимися оценки, фиксирование её на полях в тетради

Задание № 1. Найти лишнее понятие и обосновать свой выбор:

1.HCOOH, CH3COOH, HCOH

2. C2 H6O, C4H10O, C2H5COOH

3,CH3O, C2H4O,C2H6O

4.C3H7OH, C5H11OH, C6H5OH

А. Индивидуальный труд.

В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда:

1 группа – 1 строка веществ,

2 группа – 2 строка веществ,

3 группа – 3 строка веществ,

4 группа – 4 строка веществ.

Сложная кооперация: обсуждение выполнения задания в группах.

Самопроверка и самооценка

4 минут

2 балла за определение лишнего понятия (по 0,5 б. за верный ответ),

по 1 – 3 балла за доказательство

 

 

1.Лишнее понятие метаналь-  альдегид . 2 другие вещества относятся к кислотам: метановая и этановая кислоты

 

2.Лишняя пропановая кислота, 2 других вещества относятся к спиртам: этанол и бутанол

3.Лишний этанол, 2 другие вещества альдегиды: метаналь и этаналь

4.Лишний фенол-ароматический спирт, 2 другие-предельные одноатомные спирты: пропанол и пентанол.

Сформулируйте в теме урока проблемные вопросы: вопросы-понятия и вопросы-суждения, ответы на которые станут целью урока.

 

Ответы на вопросы сформулируйте в форме суждений

Фронтальная беседа

 

4 минуты

По 1 баллу за вопрос –понятие и 2 балла за вопрос –суждение.

 2 балла за ответ-суждение, 1 балл за ответ -понятие

Тема урока: «Кислородсодержащие органические соединения»

- Что называют спиртами?

Спирты-органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой-ОН

-Что называют альдегидами?

Вещества, в молекулах которых альдегидная группа связана с углеводородным радикалом или атомом водорода

-Что считают  кислотами?

 Органические вещества, содержащие в молекуле карбоксильную группу, соединенную с углеводородным радикалом

- Чем фенолы отличаются от  предельных одноатомных спиртов?

Молекулы фенолов содержат бензольное кольцо.

-Что такое сложные эфиры?

Производные карбоновых кислот. В которых  атом водорода карбоксильной группы замещён углеводородным радикалом.

-Каким образом различаются классы органических соединений?

 Наличием различных функциональных групп.

Задание № 2. Установить соответствие между формулой и классом соединений

1. HCOOH        А. Спирт

2. C2 H6O           В. Альдегид

3. C3H7OH,        С. Фенол

4. C6H5OH          D.Кислота

5. CH3COOH

6. CH3O,

7. C2H4O

Сформулируйте вопросы-суждения, которые станут доказательством правильности выполнения задания. Ответ сформулируйте в форме суждений или умозаключений.

А. Индивидуальный труд.

В. Фронтальная проверка, самопроверка и самооценка

 

5 мин.,

 

8 баллов

 

1-D,2-A,3-A,4-C,5-D,6-B,7-B

– Как доказать, что вещество C3H7OH  –  спирт?

Ответ-умозаключение:

Спирты- органические вещества, в молекулах которых   углеводородный радикал  связан с  гидроксильной группой. Вещество   C3H7OH состоит из   углеводородного радикала и одной гидроксогруппы. Следовательно, вещество  C3H7OH  –   спирт

– Чем объяснить, что вещество  CH3COOH считается кислотой?

Ответ-умозаключение:

Органическое  вещество, в составе которого  присутствуют  карбоксильная группа, называется кислотой. Вещество  CH3COOH содержит  карбоксильную группу. Значит, вещество   CH3COOH -кислота.

– Каким образом  предельные одноатомные спирты отличаются от  фенолов?

Сравнивая  предельные одноатомные спирты и  фенолы, можно сказать, что в составе  их   есть углеводородный радикал, но у одноатомные спиртов он незамкнутый, а в состав молекулы фенола входит бензольное кольцо

Задание № 3.  Запишите молекулярные формулы, укажите общие формулы для следующих веществ:

1.      Уксусная кислота

2.      Этанол

3.      Пропаналь

4.      Глюкоза

А. Индивидуальный труд.

В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда:

1, 3 группы проверяют формулы первых двух веществ,

2,4 группы — веществ под номерами 2,4

С. Сложная кооперация (выступление групп).

D. Самопроверка и самооценка

4 мин.

8 баллов

 

1.CH3COOH- СnH2n+1 COOH

2  C2 H6O- СnH2n+1OH

3. C3H6O - СnH2nO.

4. C6H12O6 Сn(H2О)m

Задание № 5. Распознать  этанол и глицерин с помощью качественной реакции на глицерин, укажите условия протекания реакции

А. Индивидуальный труд.

В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда:

С. Сложная кооперация.

D. Самопроверка и самооценка

4 минут

3 балла

 Качественной реакцией на глицерин является реакция взаимодействия  с гидроксидом меди(II) СН2(ОН) - СН2(ОН) - СН2(ОН) + Сu(OH)2 -----------> CH2(OH) - CH(OH) - CH2(O) - Cu - (O)CH2 - CH(OH) - CH2(OH) + 2H2O
Реакция протекает в присутствии

щелочи.

С гидроксидом меди           предельные одноатомные спирты не реагируют

Используя карточку №3, сравнить кислоты и основания, найти общие и  отличительные признаки.

Задание № 6.  Составьте уравнения реакций по приведено схеме и укажите условия их осуществления.

С2Н6 →С2Н5Cl → C2H5OH → CH3C(O) – H → CH3COOH → CH3C(O) – O – C3H7 →C3H7  OH 

 

14 минут, по 1 балл за каждое  уравнение,  1 балл за условие, всего 12 баллов

 

1) C2H6 + Cl2 → C2H5Cl + HCl (условия: квант света; хлорэтан, хлороводород).

2) C2H5Cl + KOH водный р-р → C2H5OH + KCl (этанол (этиловый спирт), хлорид калия).

3)C2H5OH+ [O]==>CH3-COH+H2O. в качестве окислителя используется нагретый оксид меди()

4)CH3-COH+[O]==>CH3-COOH+H2O, В качестве окислителя можно использовать аммиачный раствор оксида серебра  при осторожном нагревании.

5) CH3 COOH + HOCH2 CH3 CH3 COOCH2 CH2-CH3 + H2O, в присутствии  катализатора концентрированной серной кислоты

6) CH3 – COO – CH2 – CH2-CH3 →

CH3 – COOH +  CH3 – CH2-ОH. В присутствии кислот   

Домашнее задание.

1) Понятия, которые использовали на уроке, подвести под философские категории: причина – следствие, общее – особенное – единичное (по 1 примеру на каждую категорию).

3) Используя карточку № 3, сравнить  этанол и фенол, найти по 3 общих и 3 отличительных признака

Выполнить задание 5 на стр 86

2 минуты 

 

 

 

 

 

 

  

Фронтальная работа.

Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока

1 минуты

в-п – 1 б.

в-с – 2 б.

ответ на

вопрос –

1–3 б.

 

Подведение итогов:

а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

б) подсчёт баллов, заработанных на уроке;

в) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку;

г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку;

д) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной; 

е) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки

1 минута

Подведение итогов:

а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

 

б) подсчёт баллов, заработанных на уроке;

в соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку;

г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку;

д) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной; 

е) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки

 

 


 

Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс)

Урок повторения и обобщения знаний (химия 10 класс)

Назначение арбитров по рядам 1 минута

Назначение арбитров по рядам 1 минута

HCOOH А. Спирт 2. C 2

HCOOH А. Спирт 2. C 2

А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда:

А. Индивидуальный труд. В. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда:

Фронтальная работа. Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока 1 минуты в-п – 1 б

Фронтальная работа. Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока 1 минуты в-п – 1 б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021