Урок "Природные зоны России. Обобщение"
Оценка 5

Урок "Природные зоны России. Обобщение"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
06.04.2020
Урок "Природные зоны России. Обобщение"
Обобщить и углубить знания о природных зонах России.
Природные зоны России. Обобщение.docx

Урок по окружающему миру

по теме "Природные зоны России" 4 класс

обобщение и закрепление знаний.

Тема: Природные зоны России. Обобщение знаний

Цели и задачи урока:

- Обобщить и углубить знания о природных зонах России.

- Учить анализировать изученный материал и делать выводы.

- Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.

- Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.

Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний по теме « Природные зоны России».

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи  занятия, стремиться их выполнить.

Работать в паре, группе, самостоятельно: Соотносить природные зоны России по месту их расположения, находить на карте, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Соотносить животный и растительный мир с природной зоной. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. Осознавать себя жителями  планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и гордость за ее людей;  в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

Предметные – применяют знания  по пройденным темам в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

Метапредметные:

познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Ставить и формулировать проблемы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

коммуникативные — осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия в группе, паре, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.

регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.  Учиться высказывать своȅ предположение. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Оборудование: мультимедиопроектор, компьютерная презентация, карта природных зон. Дидактические карточки, карточки с заданиями.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем что - ни будь доброе, приятное.

I. Организационный момент (слайд1).

– Расшифруйте ребус.

.

– Правильно, это Обобщение А как вы думаете, что мы сегодня обобщим и закрепим?

 - Чтобы  напомнить  вам, над какой темой мы работаем уже несколько уроков, я  прочту стихотворение.

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник -

Край пустоты окрест …

- О чем это стихотворение?

( Это стихотворение о природных зонах России).

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? «Обобщение и закрепление знаний о природных зонах России». (Слайд 2)

II. Актуализация знаний учащихся

– А что такое природные зоны?

Это участок земного пространства с одинаковыми условиями ( климатом, животным и растительным миром). (слайд 3).

Какие природные зоны  встречаются в нашей стране? (Слайд 4 карта)

III. Работа по закреплению пройденного материала.

- Прочитайте, вы согласны с этим? (слайд 5)

На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная- пустыня и жаркая – тундра.

-Найдите ошибки и исправьте их. Кто желает ответить?

Давайте посмотрим так ли это. На слайде правильный текс. (слайд 6)

На территории России шесть природных зон. Самая северная  арктические пустыни, самая большая - зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.

- Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать, условие такое кто уже ответил, тот молчит. Отвечают другие. Всем всё понятно.

1. Какая природная зона занимает острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья? Арктическая пустыня

2. Какая природная зона в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная»? Тундра

3. Какая природная зона небольшая по площади и расположена на берегах Каспийского моря? Пустыня

4 Эта природная зона занимает больше половины территории России. Здесь условия для живых организмов более благоприятны, чем в тундре. Лес.

5. На побережье какого о моря расположена субтропическая зона? Чёрного моря

6. Земледелие основным занятие населения какой зоны? Степь

7. Какой океан омывает территорию  нашей страны с севера?  Северный Ледовитый

- Каждый участник за ответ получает карточку с изображением природной зоны. Те участники которые получили  карточки выходят ко мне. Вам необходимо расположить зоны в правильном порядке с севера на юг.  Первый у нас будет Северный Ледовитый океан (Встаёт на стул), остальные находят свои места. Сравниваем с картой природных зон. (слайд 7)

Все согласны, ошибок нет?

Хорошо.... Всем спасибо. Присаживаемся на места.

- Скажите, а животный и растительный мир природных зон одинаковый? А почему он разный? От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны) (слайд 8)

1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу.
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей.

(слайд 9,10)

- Посмотрите на следующее задание. Вам необходимо установить соответствие между природной зоной и представителями животного и растительного мира. (животные и растения на слайдах).

- Работать будем в парах. Записываем представителей сначала животного мира.

 

А) Тундра                               

1)  хорёк, лисица, суслик, сайгак

Б) Тайга                                    

2) богомол, дельфин, медуза

В) Пустыня

3) Морж, тюлень, песец, белый медведь

Г) Степь                                 

4) лемминг, песец, северный олень, овцебык

Д) Субтропики

5) соболь, кабан, рысь, выхухоль

Е) Арктика

6) Тушканчик, кобра, ушастый ёж, ящерица

Проверяем

- Теперь работаем с растительным миром зон

А) Тундра                               

1) кипарис, пальма, каштан, бук

Б) Лесная                                

2) мхи, клюква, морошка, карликовая береза

В) Пустыня

3) ель, сосна, дуб, осина, липа

Г) Степь                                 

4) лишайники, мхи, полярный мак

Д) Субтропики

5) ковыль, типчак, шалфей. тонконог

Е) Арктика

6) полынь, солянка, перекати поле, верблюжья колючка


- Работаем дальше. Вам необходимо отгадать загадки. Кто даёт правильный ответ выходят ко мне.

1) Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох)

2) Северный лес тот укутан в снега,

Лес тот дремучий зовётся… (тайга).

 

3) Вечер в степи: тишина и теплынь,

Запахом горьким дурманит… (полынь).

 

4) Подобно волнам, что вздымают океаны,

В пустынях поднимаются… (барханы).

 

5) Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец.

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. Северный олень

- Остальные в это время работают с карточками. У вас есть разрезные изображения той или иной зоны с животным или растительным миром, вам нужно собрать пазл из четырёх частей.

- А мы работаем с группой. Игра "Карусель"

- Возьмите планшеты. Встаньте вокруг меня лицом ко мне. И так сейчас мы будем работать с информацией. Информация будет как текстовая, так и не текстовая. Для вас будут звучать вопросы, вы будете находить ответы в тексте, подчёркивать их. Как только нашли ответ, передаёте планшет соседу по часовой стрелке, сосед проверяет правильность ответа и только потом звучит второй вопрос. Всем понятно? (Слайд 11)  

 

 И так первый вопрос.

1. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.(липа, дуб, кедр, каштан лиственница)

- Ищем ответ подчеркиваем. Есть ответ? Что делаем дальше? (передаём). Что сейчас делаем? (проверяем), если есть неправильность корректируем.

Второй вопрос. (Слайд 12)  

2. Выберите  животное, которые не внесено в Красную книгу.

- белый медведь, морж  амурский тигр, утка-мандаринка,  песец, сайгаки.

Внешний вид сайгака.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2838754/ec7b0514-d162-49c8-aaa7-d2df5cd8eaef/s1200Звуки, которые издают моржи, напоминают  пение птиц

Третий вопрос. (Слайд 13)  

 3. Отметьте место расположения Таймырского заповедника

 

Четвёртый  вопрос. (Слайд 14)  

4.Озеро, которое находится в природной зоне тайга и  внесено в список Всемирного наследия. (Онежское. Ладожское, Байкал, Ханка, Таймыр).

Пятый вопрос. (Слайд 15)  

5. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов?

( пустыня, тундра, степь, субтропики)

 - И так друзья, отвечаем. Кто первый?  Второй вопрос. Кто желает ответить?  А кто покажет, где находится озер Байкал. (Слайд 16 - 20)  

Молодцы.  Присаживаемся. Проверяем тех, кто работал  на местах. Всем удалось собрать пазл.

С какими трудностями встретились? Почему? Представьте, что у вас получилось.

- Сейчас будем работать в парах с текстовой информацией.

- Найдите  и исправьте ошибки в тексте. Ошибки зачеркните ручкой и напишите правильный ответ.  Всем понятно, чем они будут заниматься? Определитесь кто с какую зону выбирает. Возьмите тексты.

1.Зона арктических пустынь.

Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади Атлантического океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом- полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до минус 20 градусов.

Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади Северо-ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои наклонные лучи. Зимой в Арктике бывает полярная ночь, а летом - полярный день. Температура воздуха зимой опускается до минус 70 градусов.

2.Зона тундры.

Тундра находится на побережье южных морей, значит там тепло. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит зима должна быть теплой, без снега. С моря дуют ветры, значит будут расти большие растения. Лето длинное. Земля оттаивает на 10-50 метров.

3. Лесная зона.

Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит там теплая зима и холодное лето. Большая ее часть расположена Западно -Европейской и Восточно - Сибирской равнинах. Почвы нет, многолетняя мерзлота. Тайга это смешанный лес. Растительный мир беден.

4. Зона степей.

Зона степей расположена к северу от зоны лесов. На карте степи обозначены зеленым цветом. Лето теплое, часто идут дожди. В зоне степей растет мак, лишайник. Цветут растения летом, так  много влаги.

5.Зона пустынь.

Пустыня это северная природная зона, большая по площади. Лето в пустыне жаркое: днем температура поднимается до 30 градусов. Ночи теплые, потому что песок и глина долго держат тепло. В этой зоне осадков выпадает умеренно. Ветер наносит холмы песка, которые называются джузгунами.

6. Субтропическая зона.

Субтропики- это небольшая зона на побережье Каспийского моря. Встречаются карликовые деревья: бук, самшит, каштан. Много фруктовых деревьев: ель, яблони, персики. Здесь жаркое лето и холодная зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то лежат огромные сугробы. Почвы плодородны, а растительный мир беден

- Проверяем. Представьте свою природную зону. какие неточности нашли в тексте.

- Как вы оцениваете свою сегодняшнюю деятельность?

- Все ли получилось? Если нет, то почему?

- Хотели бы вы внести какие - то изменения ? Если да то на каком этапе работы.

- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим немного света и тепла своего сердца.

- Одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ.

1.Зона арктических пустынь.

Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои наклонные лучи. Зимой в Арктике бывает полярная ночь, а летом - полярный день. Температура воздуха зимой опускается до минус 70 градусов.

2.Зона тундры.

Тундра находится на побережье северных  морей, значит там  холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит зима должна быть холодной, много снега. С моря дуют ветры, значит будут расти небольшие  растения. Лето короткое. Земля оттаивает на 10-50 см.

3. Лесная зона.

Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит там холодная зима и теплое лето. Большая ее часть расположена Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах. Почвы есть, многолетней мерзлоты нет. Тайга это хвойный  лес. Растительный мир богат.

4. Зона степей.

Зона степей расположена к югу от зоны лесов. На карте степи обозначены желтым  цветом. Лето теплое, редко идут дожди. В зоне степей растут тюльпаны, ирисы . Цветут растения весной, так как много влаги.

5.Зона пустынь.

Пустыня это южная природная зона, небольшая  по площади. Лето в пустыне жаркое: днем температура поднимается до 70 градусов. Ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. В этой зоне осадков выпадает мало. Ветер наносит холмы песка, которые называются барханами.

6. Субтропическая зона.

Субтропики- это небольшая зона на побережье Черного моря. Встречаются  высокие  деревья: бук, самшит, каштан. Много фруктовых деревьев: яблони, персики. Здесь жаркое лето и теплая зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то быстро тает. Почвы плодородны, а растительный мир богат.


 

Урок по окружающему миру по теме "Природные зоны

Урок по окружающему миру по теме "Природные зоны

Правильно, это Обобщение А как вы думаете, что мы сегодня обобщим и закрепим? -

Правильно, это Обобщение А как вы думаете, что мы сегодня обобщим и закрепим? -

Каждый участник за ответ получает карточку с изображением природной зоны

Каждый участник за ответ получает карточку с изображением природной зоны

Ходит северный красавец. Ходит смело и легко,

Ходит северный красавец. Ходит смело и легко,

Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади

Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади

Ответ. 1.Зона арктических пустынь

Ответ. 1.Зона арктических пустынь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020