Урок по окружающему миру
по теме "Природные зоны России" 4 класс
обобщение и закрепление знаний.
Тема: Природные зоны России. Обобщение знаний
Цели и задачи урока:
- Обобщить и углубить знания о природных зонах России.
- Учить анализировать изученный материал и делать выводы.
- Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.
- Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.
Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний по теме « Природные зоны России».
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи занятия, стремиться их выполнить.
Работать в паре, группе, самостоятельно: Соотносить природные зоны России по месту их расположения, находить на карте, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Соотносить животный и растительный мир с природной зоной. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. Осознавать себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и гордость за ее людей; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
Предметные – применяют знания по пройденным темам в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
Метапредметные:
познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Ставить и формулировать проблемы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
коммуникативные — осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия в группе, паре, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.
регулятивные — – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Оборудование: мультимедиопроектор, компьютерная презентация, карта природных зон. Дидактические карточки, карточки с заданиями.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем что - ни будь доброе, приятное.
I. Организационный момент (слайд1).
– Расшифруйте ребус.
.
– Правильно, это Обобщение А как вы думаете, что мы сегодня обобщим и закрепим?
- Чтобы напомнить вам, над какой темой мы работаем уже несколько уроков, я прочту стихотворение.
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник -
Край пустоты окрест …
- О чем это стихотворение?
( Это стихотворение о природных зонах России).
- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? «Обобщение и закрепление знаний о природных зонах России». (Слайд 2)
II. Актуализация знаний учащихся
– А что такое природные зоны?
Это участок земного пространства с одинаковыми условиями ( климатом, животным и растительным миром). (слайд 3).
Какие природные зоны встречаются в нашей стране? (Слайд 4 карта)
III. Работа по закреплению пройденного материала.
- Прочитайте, вы согласны с этим? (слайд 5)
На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная- пустыня и жаркая – тундра.
-Найдите ошибки и исправьте их. Кто желает ответить?
Давайте посмотрим так ли это. На слайде правильный текс. (слайд 6)
На территории России шесть природных зон. Самая северная арктические пустыни, самая большая - зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.
- Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать, условие такое кто уже ответил, тот молчит. Отвечают другие. Всем всё понятно.
1. Какая природная зона занимает острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья? Арктическая пустыня
2. Какая природная зона в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная»? Тундра
3. Какая природная зона небольшая по площади и расположена на берегах Каспийского моря? Пустыня
4 Эта природная зона занимает больше половины территории России. Здесь условия для живых организмов более благоприятны, чем в тундре. Лес.
5. На побережье какого о моря расположена субтропическая зона? Чёрного моря
6. Земледелие основным занятие населения какой зоны? Степь
7. Какой океан омывает территорию нашей страны с севера? Северный Ледовитый
- Каждый участник за ответ получает карточку с изображением природной зоны. Те участники которые получили карточки выходят ко мне. Вам необходимо расположить зоны в правильном порядке с севера на юг. Первый у нас будет Северный Ледовитый океан (Встаёт на стул), остальные находят свои места. Сравниваем с картой природных зон. (слайд 7)
Все согласны, ошибок нет?
Хорошо.... Всем спасибо. Присаживаемся на места.
- Скажите, а животный и растительный мир природных зон одинаковый? А почему он разный? От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны) (слайд 8)
1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества
растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу.
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над
линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав
почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей.
(слайд 9,10)
- Посмотрите на следующее задание. Вам необходимо установить соответствие между природной зоной и представителями животного и растительного мира. (животные и растения на слайдах).
- Работать будем в парах. Записываем представителей сначала животного мира.
А) Тундра |
1) хорёк, лисица, суслик, сайгак |
Б) Тайга |
2) богомол, дельфин, медуза |
В) Пустыня |
3) Морж, тюлень, песец, белый медведь |
Г) Степь |
4) лемминг, песец, северный олень, овцебык |
Д) Субтропики |
5) соболь, кабан, рысь, выхухоль |
Е) Арктика |
6) Тушканчик, кобра, ушастый ёж, ящерица |
Проверяем
- Теперь работаем с растительным миром зон
А) Тундра |
1) кипарис, пальма, каштан, бук |
Б) Лесная |
2) мхи, клюква, морошка, карликовая береза |
В) Пустыня |
3) ель, сосна, дуб, осина, липа |
Г) Степь |
4) лишайники, мхи, полярный мак |
Д) Субтропики |
5) ковыль, типчак, шалфей. тонконог |
Е) Арктика |
6) полынь, солянка, перекати поле, верблюжья колючка |
- Работаем дальше. Вам необходимо отгадать загадки. Кто даёт правильный ответ
выходят ко мне.
1) Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)
2) Северный лес тот укутан в снега,
Лес тот дремучий зовётся… (тайга).
3) Вечер в степи: тишина и теплынь,
Запахом горьким дурманит… (полынь).
4) Подобно волнам, что вздымают океаны,
В пустынях поднимаются… (барханы).
5) Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. Северный олень
- Остальные в это время работают с карточками. У вас есть разрезные изображения той или иной зоны с животным или растительным миром, вам нужно собрать пазл из четырёх частей.
- А мы работаем с группой. Игра "Карусель"
- Возьмите планшеты. Встаньте вокруг меня лицом ко мне. И так сейчас мы будем работать с информацией. Информация будет как текстовая, так и не текстовая. Для вас будут звучать вопросы, вы будете находить ответы в тексте, подчёркивать их. Как только нашли ответ, передаёте планшет соседу по часовой стрелке, сосед проверяет правильность ответа и только потом звучит второй вопрос. Всем понятно? (Слайд 11)
И так первый вопрос.
1. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.(липа, дуб, кедр, каштан лиственница)
- Ищем ответ подчеркиваем. Есть ответ? Что делаем дальше? (передаём). Что сейчас делаем? (проверяем), если есть неправильность корректируем.
Второй вопрос. (Слайд 12)
2. Выберите животное, которые не внесено в Красную книгу.
- белый медведь, морж амурский тигр, утка-мандаринка, песец, сайгаки.
Третий вопрос. (Слайд 13)
3. Отметьте место расположения Таймырского заповедника
Четвёртый вопрос. (Слайд 14)
4.Озеро, которое находится в природной зоне тайга и внесено в список Всемирного наследия. (Онежское. Ладожское, Байкал, Ханка, Таймыр).
Пятый вопрос. (Слайд 15)
5. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов?
( пустыня, тундра, степь, субтропики)
- И так друзья, отвечаем. Кто первый? Второй вопрос. Кто желает ответить? А кто покажет, где находится озер Байкал. (Слайд 16 - 20)
Молодцы. Присаживаемся. Проверяем тех, кто работал на местах. Всем удалось собрать пазл.
С какими трудностями встретились? Почему? Представьте, что у вас получилось.
- Сейчас будем работать в парах с текстовой информацией.
- Найдите и исправьте ошибки в тексте. Ошибки зачеркните ручкой и напишите правильный ответ. Всем понятно, чем они будут заниматься? Определитесь кто с какую зону выбирает. Возьмите тексты.
1.Зона арктических пустынь.
Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади Атлантического океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом- полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до минус 20 градусов.
Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади Северо-ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои наклонные лучи. Зимой в Арктике бывает полярная ночь, а летом - полярный день. Температура воздуха зимой опускается до минус 70 градусов.
2.Зона тундры.
Тундра находится на побережье южных морей, значит там тепло. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит зима должна быть теплой, без снега. С моря дуют ветры, значит будут расти большие растения. Лето длинное. Земля оттаивает на 10-50 метров.
3. Лесная зона.
Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит там теплая зима и холодное лето. Большая ее часть расположена Западно -Европейской и Восточно - Сибирской равнинах. Почвы нет, многолетняя мерзлота. Тайга это смешанный лес. Растительный мир беден.
4. Зона степей.
Зона степей расположена к северу от зоны лесов. На карте степи обозначены зеленым цветом. Лето теплое, часто идут дожди. В зоне степей растет мак, лишайник. Цветут растения летом, так много влаги.
5.Зона пустынь.
Пустыня это северная природная зона, большая по площади. Лето в пустыне жаркое: днем температура поднимается до 30 градусов. Ночи теплые, потому что песок и глина долго держат тепло. В этой зоне осадков выпадает умеренно. Ветер наносит холмы песка, которые называются джузгунами.
6. Субтропическая зона.
Субтропики- это небольшая зона на побережье Каспийского моря. Встречаются карликовые деревья: бук, самшит, каштан. Много фруктовых деревьев: ель, яблони, персики. Здесь жаркое лето и холодная зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то лежат огромные сугробы. Почвы плодородны, а растительный мир беден
- Проверяем. Представьте свою природную зону. какие неточности нашли в тексте.
- Как вы оцениваете свою сегодняшнюю деятельность?
- Все ли получилось? Если нет, то почему?
- Хотели бы вы внести какие - то изменения ? Если да то на каком этапе работы.
- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим немного света и тепла своего сердца.
- Одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Ответ.
1.Зона арктических пустынь.
Арктика- это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои наклонные лучи. Зимой в Арктике бывает полярная ночь, а летом - полярный день. Температура воздуха зимой опускается до минус 70 градусов.
2.Зона тундры.
Тундра находится на побережье северных морей, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит зима должна быть холодной, много снега. С моря дуют ветры, значит будут расти небольшие растения. Лето короткое. Земля оттаивает на 10-50 см.
3. Лесная зона.
Лесная зона расположена в умеренном поясе, значит там холодная зима и теплое лето. Большая ее часть расположена Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах. Почвы есть, многолетней мерзлоты нет. Тайга это хвойный лес. Растительный мир богат.
4. Зона степей.
Зона степей расположена к югу от зоны лесов. На карте степи обозначены желтым цветом. Лето теплое, редко идут дожди. В зоне степей растут тюльпаны, ирисы . Цветут растения весной, так как много влаги.
5.Зона пустынь.
Пустыня это южная природная зона, небольшая по площади. Лето в пустыне жаркое: днем температура поднимается до 70 градусов. Ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. В этой зоне осадков выпадает мало. Ветер наносит холмы песка, которые называются барханами.
6. Субтропическая зона.
Субтропики- это небольшая зона на побережье Черного моря. Встречаются высокие деревья: бук, самшит, каштан. Много фруктовых деревьев: яблони, персики. Здесь жаркое лето и теплая зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то быстро тает. Почвы плодородны, а растительный мир богат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.