Урок окружающего мира
Учитель: Галина Николаевна Ботина
Класс: 4
Тема урока: Россия при Екатерине II
Цель урока: сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II
Задачи:
- сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся;
- воспитывать любовь к живописи и интерес к истории;
- развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.
Оборудование: учебник В.А.Самкова «Окружающий мир» 2 часть, карточки для кластера про Петра I карточки с текстами для работы в группах, конверты с набором выводов, портрет Екатерины II, презентация к уроку
Формируемые УУД:
познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.
Ход урока
1. Организационный момент
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок.
Активно в работу включайся, дружок!
2. Актуализация опорных знаний.
- То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.
- Кому посвятил эти слова А.С. Пушкин?
Слайд 1
- А кто такой Пётр 1?
- Чтобы более полно ответить на этот вопрос, попрошу вас составить кластер. У каждого из вас на столе лежит карточка на которой написано Пётр 1. Вам надо вспомнить и записать как можно больше слов или событий, связанных с этим человеком. На выполнение работы отводится 5 минут.
- Ваше время закончилось.
- Но я хочу дать вам ещё задание, которое поможет углубить знания о деятельности Петра 1.
- Попробуйте решить задачу.
Слайд 2
- До Петра 1 в России своего флота не было. Когда царь решил, что флот стране необходим, он также понял, что нужны люди, умеющие строить корабли. Для обучения этому искусству Пётр 1 отправил 22 человека в Голландию и Англию, а 39 – в Италию и Венецию. Сколько человек Петра 1 обучались корабельному делу за границей? (61 человек)
- Молодцы!
- А сейчас проверим, как вы справились с кластером. Поменяйтесь карточками, возьмите ручки с пастой другого цвета и отмечайте правильные ответы.
- Выберите из того, что вы написали, по вашему мнению, самое главное, но слушайте друг друга внимательно, чтобы не повторятся.
- Оцените каждый работу своего товарища: 10-«5», 9-7 – «4», 6-5-«3»
3. Самоопределение к деятельности
Ситуация Слайд 3
- После смерти Петра, ему, за великие заслуги перед Отечеством в Санкт-Петербурге был поставлен памятник, который называется «Медный всадник». На престол Российской империи взошла новая историческая личность, для которой Пётр 1 был образцом во всех её дальнейших делах. Также, в 2008 году проходили всероссийские общенародные выборы самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории. В число 12 победителей вошла….
- Кто, по вашему мнению, это мог быть?
Слайд 4
- Российская императрица Екатерина 2
- Как вы считаете, это ситуация проблемная?
- Сформулируйте проблему нашего урока.
Проблема
Что же сделала Екатерина 2 для России? Почему народ помнит её и в наши дни?
- Какую цель поставим на уроке?
- Узнать о жизни и деятельности императрицы Екатерины 2
4. Работа над новым материалом
- Для достижения цели предлагаю поработать в группах по 4 человека. Работать будем в режиме оптимального времени. У каждой группы есть карточка с некоторой информацией о Екатерине 2. Задача каждой группы внимательно прочитать текст, подчеркнуть наиболее значимые для истории и интересные моменты, но не более 3-х, определить главную мысль текста и представить её в виде вывода, которые у вас лежат в конвертах.
По окончании работы каждая группа должна представить свой вывод, сопровождая его важными и интересными фактами, которые найдёте в тексте.
Выдаётся 6 карточек и 6 конвертов с выводами.
5 Физпауза (зарядка для глаз)
6. Первичное закрепление материала
- Сейчас мы с вами попробуем составить кластер, но уже про Екатерину 2, который будет отражать результат работы группы.
На доске портрет Екатерины 2 и карточка «Екатерина». Дети вокруг портрета прикрепляют свои выводы.
- Подведём итог. Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя (пауза) Великая (карточка на доску).
- В её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину Великую не без основания считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».
7. Рефлексия
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли нам достичь цели и решить проблему?
«Мозговой штурм»
- Кто стал продолжателем дел Петра 1?
- Где родилась Екатерина 2? (В Германии)
- В каком веке она взошла на престол? (В 18 веке)
- Сколько лет царствовала Екатерина 2? (34 года)
- Как её стали называть? (Великая)
- Чем отличалась Екатерина Великая? (Трудолюбием, острым умом)
- Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников)
- Какой стала Россия при Екатерине Великой? (Могучей)
8. Итог урока
- Чью работу вы сегодня хотели бы отметить на уроке?
- Почему?
- Спасибо за урок!
Приложение
Екатерина II Великая
Выводы:
Основала город Севастополь
Развивалась культура, строительство
Появились первые бумажные деньги
В государстве осталось крепостное право
Развивается наука, медицина
Развивается торговля. Пополняется казна государства. Открылись народные училища.
Сильный характер, умная, трудолюбивая, образованная, редкий дар выбирать себе помощников и советников. Править начала с 1762 года
Расширились границы России: присоединила Правобережную Украину, Белоруссию, Литовские земли, Крым.
Карточка 1.
Полное имя императрицы Екатерины II до её приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился её независимый характер, любознательность, настойчивость. Не удивительно, что ещё в детстве, если конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), с которым обвенчалась в 1745 г. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали её мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее её. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Вот некоторые из них, касающиеся образования:
Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
Кто привык к трудам, тому труд облегчён.
Разумный человек всегда может найти упражнение.
После смерти супруга Петра III в 1762 Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством.
Карточка 2.
Время правления императрицы Екатерины II называют «золотым веком». В первые же годы правления Екатерины II дворянам были дарованы многие привилегии: были освобождены от обязательной государственной службы; получили гарантии неприкосновенности своих земель. Теперь уже император не мог отобрать у помещика землю за плохую службу. Позднее дворян освободили от телесных наказаний и от уплаты налогов в государственную казну. И в то же время крестьян оставили в крепостной зависимости, то есть они не могли уйти от своих помещиков и обязаны были на них работать. Крепостным приходилось очень туго. За любую провинность, жалобу их ждало суровое наказание: в лучшем случае их били кнутом, в худшем – навечно отправляли на каторгу. Власть помещиков над крестьянами стала безграничной. Всё это вызывало у крестьян протест, и их недовольство вылилось в мощное народное восстание, которое возглавил донской казак Емельян Пугачёв. Этот страшный, кровавый бунт был подавлен правительством с особой жестокостью.
Карточка 3.
Во времена Екатерины II между двумя русско-турецкими войнами наступил рассвет русской культуры. Был построен один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж при Зимнем дворце, а сегодня Зимний стал Эрмитажем. Экспозиции музея занимают 353 выставочных зала. В музее хранится более 2700000 выставочных экспонатов. Если вы захотите рассмотреть их, затрачивая на каждый не более 10 секунд, то вам понадобиться более 300 суток. Екатерининский дворец приобрёл тот вид, который он имеет сейчас. Знаменитая Янтарная комната. Она была создана немецкими мастерами в 1711 году для дворца прусского короля. Пётр I предложил прусскому королю Фридриху Вильгельму в обмен за комнату 55 гренадёров, свой токарный станок и бокал собственной работы. Обмен состоялся. Собрали Янтарную комнату после смерти Петра при правлении его дочери Елизаветы Петровны сначала в Зимнем дворце, а затем было решено перевезти в новую парадную резиденцию в Царское село. Императрица боялась, что перевозка на телегах погубит Янтарную комнату. Было принято необычное решение. 22 больших панно, 180 янтарных досок полк солдат нёс на руках из Петербурга в Царское село «аки малых детей». Россия в екатерининские времена, образно говоря, «прихорашивалась». Русские города разительно переменились: появились прямые и широкие улицы, на месте прежних деревянных домов выросли красивые каменные здания.
Карточка 4.
Умелые действия Екатерины, её талант вести переговоры позволили России при разделе Польши получить Правобережную Украину, всю Белоруссию, Литовские земли. При дворе стали говорить, что Екатерина II вернула России «русскую колыбельку» - земли, где некогда зародилась Русь и, которые входили в Древнерусское государство. 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о присоединении Крыма и летом же приказала приступить к строительству на Чёрном море военного порта, который чуть позже получил название Севастополь. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее банковские обязательства – расписки на получение монеты. Бумага для ассигнаций изготовлялась на Красносельской мануфактуре (а позже на бумажной мануфактуре в Царском селе) и имела водяные знаки. Печать осуществлялась в Сенатской типографии.
Карточка 5.
Откуда в государственной казне взялись деньги на строительство дворцов для императрицы, на заказы новых картин для Эрмитажа, на возведение памятников, если во времена прихода Екатерины II к власти казна была практически пуста? Огромной страной было неудобно управлять: трудно было рассчитать, сколько налогов должна получить государственная казна. И тогда Екатерина II поделила государство на 50 губерний (областей), а губернии на уезды (районы). Доходы в казну в виде налогов от торговли и мелкой промышленности были невелики. Это было связано с тем, что населению было невыгодно заниматься торговлей и открывать свои «дела» (мастерские, пекарни и т.д). Императрица издаёт указы, облегчающие занятия торговлей и мелкой промышленностью. И сразу же доходы государства увеличились в четыре раза. После второй турецкой войны, когда Россия прочно укрепилась на берегах Чёрного моря, доходы с черноморской торговли выросли в 5 раз. Страна богатела. Государственные средства Екатерина II тратила на открытие в стране народных училищ, которые предназначались для обучения детей недворянского происхождения, на организацию научных путешествий учёных. Планировала, но, к сожалению, не успела отправить русские корабли в путешествие вокруг земного шара.
Карточка 6.
Екатерина с восторгом воспринимала идеи просвещения и придавала большое значение образованию, науке. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. 11 октября 1783 года основана Российская академия и стала одной из ведущих в Европе научных баз.
Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.
Самым известным поступком Екатерины II на медицинском поприще остаётся, разумеется, введение практики прививания оспы. Екатерина II провела эту процедуру своему сыну Павлу, которому на тот момент было 14 лет. Пример царской семьи был как никогда заразителен: за несколько дней в одном только Санкт-Петербурге было привито 140 человек (в основном – аристократы). В тот же год в Москве был открыт первый дом для оспопрививания, впоследствии преобразованный в Екатерининскую больницу (1776). Во второй половине 18 века при Екатерине II в нашей стране открылись большие гражданские больницы – Павловская (1762 г.), а также Обуховская (1780 г.) и Калининская (1782 г.) в Петербурге. По мере развития больничного дела в госпиталях и в гражданских больницах всё больше использовался труд женщин. Поначалу он предполагал лишь хозяйственные функции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.