Урок природоведения в 5 классе на тему: "Атмосфера, строение атмосферы"
Оценка 4.7

Урок природоведения в 5 классе на тему: "Атмосфера, строение атмосферы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
5 кл
18.01.2021
Урок природоведения в 5 классе на тему: "Атмосфера, строение атмосферы"
Природоведение 5 класс.docx

Природоведение 5 класс

Тема: Атмосфера, строение атмосферы

Цель: знать существенные признаки понятий по теме; иметь представление о значении атмосферы, ее роли для планеты; о составе и строении атмосферы; методах изучения атмосферы; уметь работать с текстом; выявлять причинно-следственные связи; понимают необходимость изучения атмосферы; осознают необходимость расширения кругозора, развития речи; проявляют интерес к практической деятельности

Ход урока

1.    Организационный момент.

2.    Проверка домашнего задания по теме « Суша» - « Самый самый!»

1.    Самый большой материк.

2.    Самая длинная река мира.

3.    Самая полноводная река планеты.

4.    Самое глубокое озеро мира.

5.    Самый жаркий континент.

6.    Самая высокая гора мира.

7.    Самая большая пустыня.

8.    Самый влажный материк.

9.    Самый сухой материк.

10.Самый холодный материк.

11.   Самый маленький материк.

 

3.    Актуализация Знаний.

загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не сможем!

Отгадывают загадку – ВОЗДУХ.

4.    Изучение нового материала.

Что вы знаете об атмосфере Земли? Как вы думаете, что мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Атмосфера. Ее называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Она окружает нашу планету и вращается вместе с ней. Атмосфера очень знакома вам с детства. Погода, дождь и снег, ветер, облака, туман и другие явления окружают нас в жизни.

Состав атмосферы Земли.

Атмосфе́ра (греч. Атмос – пар,   сфера – шар.)  -  газовая  оболочка, окружающая планету Земля.

1.    Свойства воздуха.

1 цвет – без цвета

2 вкус и запах.

3 упругость и сжимаемость.

4 легкость.

5 сохранять тепло

     Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло. Поэтому в домах делают двойные рамы.

2.    Строение атмосферы.

Первый «этаж» - тропосфера.

Он получил своё название от греческого слова «тропос»- поворот. Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря, и температура в нем падает с высотой. В тропосфере сосредоточено около 4/5 всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков. Большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуются в этом слое.

Второй «этаж» - стратосфера.

Его название происходит от латинского слова «стратум» - настил, слой.

Он располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера по массе составляет 1/5 часть атмосферы. Здесь – царство стужи , с приблизительно постоянной температурой -40˚С.

Тут лишь иногда появляются так называемые перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлажденной воды.

Небо стратосферы черного или темно-фиолетового цвета.

Третий «этаж» - мезосфера.

Его название – от греческого «мезо»- средний, промежуточный.

Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от Земли. Воздух здесь сильно разряжен. Давление его составляет примерно 1/25000 долю нормального атмосферного давления. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает все живое на Земле от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

Иногда в мезосфере появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках.

Четвертый «этаж» - термосфера.

Воздух в термосфере ещё сильнее разряжен.

Здесь невиданная жара: 1000-2000˚С.Не зря этот слой так назван: по-гречески «термо»- тепло. Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала.

Пятый «этаж» - экзосфера , т. е. внешняя оболочка атмосферы.

Высота этого слоя 500-600 км. Воздух здесь разряжен ещё сильнее, чем в термосфере. Этот «этаж» называют также «слоем рассеяния», потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство.

Предлагаю воссоздать историю земной атмосферы,

Падение космических тел на земную поверхность.

Образование первичной атмосферы из водорода и гелия.

Разогрев недр, вулканизм, химические процессы.

Пополнение атмосферы азотом, углекислым газом, кислородом, водяным паром.

Охлаждение атмосферы.

Образование облаков и выпадение осадков.

Зарождение жизни в древнем океане.

Пополнение атмосферы кислородом и образование озонового слоя.

 

Учитель. Послушайте, как был совершен один из первых полетов на воздушном шаре.

В 1862 г. два англичанина, Глешер и Коксвел, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели спускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он не мог ни пошевелиться, ни поднять руки. Еще несколько минут – и он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было 24° мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

 

- Почему с высотой становится трудно дышать? (воздух становится разреженным, изменяется его состав)

- Почему с поднятием вверх температура воздуха понижается? (воздух нагревается от земли)

- Какую вы знаете закономерность? (на каждый 1 км подъема температура понижается на 6°С)

До конца XIX в. считалось, что температура воздуха понижается непрерывно от поверхности Земли к верхней границе атмосферы. После того как французский метеоролог Леон де Бор в 1890 г. запустил аэростат с измерительной аппаратурой на высоту 15 км, стало известно, что на высоте 10-11 км температура перестает падать и даже несколько растет. Дальнейшие измерения температуры воздуха на различных высотах позволили выделить в атмосфере несколько слоев.

 

3.    Облака: образование и виды.

Все вы видели на небе причудливые фигуры облаков. А знаете ли вы откуда они там берутся? Вопрос: Как образуются облака?

     -С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 *С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки. Из них образуются облака.

     Облака – это совокупность взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов, находящихся на некоторой высоте над земной поверхностью.

Вопрос: Как вы думаете, что такое ветер? Посмотрите в окно и скажите можем ли мы увидеть движение воздуха?

    Ветер - это горизонтальное движение воздуха относительно поверхности Земли (суши и моря).

 

4.    Значение атмосферы:

§  Защищает землю от перегрева и переохлаждения.

§  Защищает от метеоритов.

§  Защищает от ультрафиолетового излучения.

§  Необходима для дыхания.

§  Эстетическое значение.

 

5.. Итог урока


 

Скачано с www.znanio.ru

Природоведение 5 класс Тема:

Природоведение 5 класс Тема:

Второй «этаж» - стратосфера .

Второй «этаж» - стратосфера .

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021