Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Выделянская средняя общеобразовательная школа»
Название работы «Бесценное слово Виталия Закруткина»
Тема Творчество В.А.Закруткина
Класс 9
Ф.И.О. участника Киянова Людмила Андреевна
Должность учитель русского языка и литературы
25 марта 2019 г.
Родионово-Несветайский район
Оглавление
Введение………………………………………………...С. 3
Разработка урока………………………………………..С.4
Список использованной литературы………………….С.8
1. Введение.
Актуальность проекта.
Современная школа, исходя из новых требований к
результатам образования, призвана выпускать из своих стен людей, умеющих
ставить перед собой цели, самостоятельно искать пути их достижения, планируя
свою деятельность, принимая нестандартные решения и анализируя результаты своих
действий, людей активной жизненной позиции, мобильных, коммуникабельных,
творчески относящихся к выполняемой работе. Эти задачи можно решить, опираясь
на прогрессивные информационные технологии, обучая детей активному использованию
медиасредств при подготовке учебного материала. Внедрение
ИКТ, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из
приоритетных направлений.
Кроме того, в последнее время первостепенное значение
придается воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.
Знакомство с культурой родного края, его историей, традициями, природой
поможет детям стать достойными гражданами своей страны, любящими свою землю,
уважающими её культуру, гордящимися её героическим прошлым и старающимися
сохранить её богатства. Ценный материал для этого дает нам донская литература,
наиболее эффективное изучение которой осуществляется, с моей точки зрения, при
использовании проектной деятельности учащихся.
Из различных форм урочной деятельности по литературе, которые способствуют достижению вышеуказанных целей, очень плодотворной и комплексной, на мой взгляд, является урок-проект в форме выпуска юбилейного номера устного журнала, посвящённого творчеству писателя. Приведу пример такого урока, посвященного 110-летию со дня рождения известного донского писателя В.А. Закруткина.
2. Разработка урока
Урок-проект «Бесценное слово Виталия Закруткина»
Тип проекта: информационный, межпредметный (литература, история, краеведение, изобразительное искусство), краткосрочный (1 неделя), групповой.
Категория обучающихся: 9 класс.
Цели и задачи проекта:
- развивать у учащихся интерес к изучению жизни и творчества В. А. Закрут-кина, содействовать возможности перевода интересов учащихся в другие области искусства, обобщению круга знаний по другим учебным предметам, смежным с литературой;
- побуждать детей к размышлению над идейным замыслом и восприятию эстетической ценности произведений В. А. Закруткина с целью определения собственной нравственной позиции;
- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию самостоятельности мышления;
- развивать у обучающихся необходимые навыки работы с различными источниками информации, отбора и систематизации материала;
- развивать у воспитанников творческие способности, умения представлять полученные знания перед товарищами, навыки речевой культуры;
- формировать у учащихся такие качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность;
- воспитывать у детей чувства патриотизма и уважения к культурному и историческому наследию родного края.
Началом работы над проектом может послужить проведение литературной недели, посвященной творчеству В.А.Закруткина, все мероприятия которой подготавливают основу для успешной реализации проекта. В первый день недели учащиеся знакомятся с объявлением следующего содержания:
«Внимание! Внимание!
Всем, кто любит литературу!
Всем, кто ценит, знает или хочет узнать
историю и культуру родного края!
Всем, кто неравнодушен,
активен, талантлив!
Предлагаем принять участие в выпуске юбилейного номера устного журнала
«Бесценное слово», посвященного 110-летию донского писателя В.А.Закруткина.
Ждем всех желающих с … по … марта 2018г. в редакции журнала, расположенной по адресу: х. Выдел, ул. Молодежная 2, 2-й этаж,
кабинет русского языка и литературы».
Мероприятия, проводимые в ходе литературной недели, пробуждают интерес учащихся к творчеству писателя и помогают им определить свои предпочтения к тому или иному виду деятельности:
- торжественная линейка, посвященная открытию литературной недели, на которой ребят знакомят с планом мероприятий;
- посещение библиотеки и знакомство с выставкой книг «»Достойный сын Донских степей»;
- закруткинские чтения «Мир, который сотворил Закруткин» (по классам);
-просмотр к/ф по произведениям Закруткина
(«Подсолнух» ; «Матерь человеческая» );
- конкурс чтецов «Живое слово Закруткина»;
- конкурс иллюстраций к произведениям Закруткина;
- конкурс стенгазет «Певец Донского края».
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
- выбор темы и определение жанра проекта;
- обсуждение цели работы, вида конечного продукта (юбилейного номера устного журнала);
- создание творческих групп;
- распределение обязанностей среди участников групп.
Планирование проектной деятельности:
- составление индивидуальных планов каждой группы и отдельных её участников;
- определение источников информации;
- планирование способов сбора информации;
- обсуждение формы представления материала;
- составление памяток-инструкций.
Структура проекта.
1-я страница журнала
«В.А.Закруткин - писатель, солдат, певец Донского края».
Задания для группы:
- познакомьтесь с биографией В.А.Закруткина, определите её основные этапы;
- найдите воспоминания современников писателя и выберите интересные факты из жизни писателя, пользуясь различными источниками информации;
- подготовьте рассказ о писателе;
- создайте мультимедийную презентацию из 10-15 слайдов.
2-я страница журнала
« Человек на земле, человек на войне, человек и творимое им слово».
Задания для группы:
- перечитайте одно из произведений В.Закруткина из данного списка:
«Кавказские записки» (эпизоды по выбору);
«Матерь человеческая»;
«Подсолнух»;
«Сторона Донская»;
- составьте отзыв о прочитанном произведении.
3-я страница журнала
«Мир, который он сотворил».
Задания для группы:
- подберите иллюстрации к произведениям В.Закруткина, пользуясь различными источниками информации;
- подготовьте мультимедийную презентацию из 10-15 слайдов и её словесное сопровождение;
4-я страница журнала
«Бесценное слово Виталия Закруткина».
Задания для группы:
- подберите стихотворения, посвященные Закруткину и его книгам, используя различные источники информации;
- подготовьте выразительное чтение наизусть одного из них;
5-я страница журнала
«А Дону осталось сердце…»
Задания для группы:
- подберите материал о станице Кочетовской и доме-музее В.А.Закруткина;
- создайте мультимедийную презентацию из 10-15 слайдов для виртуальной экскурсии.
Работа над проектом:
- консультации групп учителем;
- анализ собранного материала, обсуждение в группах;
- редактирование текстов, презентаций;
- определение форм наиболее эффективного представления материала на этапе защиты проекта;
- предзащита проекта;
- доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Итоговая защита проекта:
Защиту проекта можно организовать как открытый урок, на который пригласить учителей, родителей и т.д. Ведь юбилей – это настоящий праздник. Это позволит участникам проекта в полной мере осознать значимость выполненной ими работы.
Оценивание работы учащихся:
- выступление учителя - координатора проекта, который отметит наиболее удачную работу конкретных групп и отдельных учеников;
- награждение самых активных учащихся дипломами «Знаток донской литературы».
Анализ ошибок, на мой взгляд, лучше провести после мероприятия, чтобы не омрачать праздничного настроения.
3. Список использованной литературы
1.Виталий Закруткин в книгах и жизни. Ростовское книжное издательство, 1978
г.
2.Виталий
Закруткин «Кавказские записки». Ростовское книжное издательство,1970г.
3.Виталий Закруткин «Цвет лазоревый». Издательство «Советская Россия».
Москва,1975г.
4.Ибрагимов Г.И. Дидактическая подготовка современного учителя: проектно-технологический подход//Педагогика.-2012.-№6.
5.Лазарев.В.С.Метод проектов в образовании: новое понимание// Народное образование.- 2012.-№8.
6.Литература Дона. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005 г.
7.Литература Дона и о Доне. Ростов-на-Дону, 2007 г.
8.Метод проектов на уроках русского языка в 5-11 классах. Практические материалы. Под ред. Т.И.Павловой. Ростов-на-Дону. Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ПРО, 2015.
9.Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону,1993 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.