Урок по русскому языку в 3 б классе.
Учитель Лазуренко Альфия Линуровна.
Тема урока: Слово.
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний - предметный; по форме проведения – групповой.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание;
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2018г.
Ход урока:
I. Организационный. Создать благоприятный психологический климат. Настроить на продуктивную работу.
- Добрый день. Все готовы к уроку? Но обычного урока не будет. Сегодня мы с вами создадим проект.
- Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
- Как вы его понимаете?
II. Мотивация. Создать условия для включения в учебную деятельность.
- Нам надо определить тему урока.
В этом нам поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино». (читает Амелия)
- Ребята, все ли было понятно вам в стихотворении?
- Почему девочка ничего не поняла? А вы встречали с этим в жизни?
- Что такое слово?
- С чем будем работать? (со словом)
Тема проекта – рассказ о слове.
III. Подготовительный этап. Подвести к определению темы урока, цели и задач.
Предпроектная подготовка
- так какая цель нашего урока?
- какую задачу поставим перед собой?
- как надо работать в группе?
- Определим слово с помощью рисунков: свеча, солнце, электрическая лампочка .
-Что между ними общего? (Слайд 4) (Все они дают свет).
- О каком слове будем говорить?
- Правильно, будем говорить о СЛОВЕ.
IV. Работа по теме проекта. Создание продукта. Собрать информацию о слове свет.
= На доске у нас книжка , а в ней кармашки с заданими. Это и будет нашим планом работы.
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. -На столах у вас лежат карточки. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
(В группе выбирают лучшую работу и выставляют в кармашек проекта).
- Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
(Предположения детей о картинке)
- Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
- Что подсказывает словарь?
- Прочитайте их значения.
- Каким является первое слова свет?
- Какие это слова по отношению друг к другу?
- Стоит ли оставлять последний рисунок? (Нет, его надо убрать. У него другое лексическое значение)
3. Часть речи. Карточка №3
- Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
( Карточку с ответами каждая группа вставляет в кармашек проекта).
4. Однокоренные слова. Карточка №4 синие листочки
- Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову. (Слайд 8)
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
- Из какой сказки отрывок? Кто автор?
- Нет ли здесь нужных нам слов?
- Что такое светлица?
V. Физминутка. ( под песню «Солнышко лучистое» дети выполняют движения.)
VI. Продолжение работы над проектом по плану. Создание продукта.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Карточка № 5.
(на столах в каждой группе лежат словари синонимов и антонимов, фразеологизмов).
Работа по группам с разными словарями: 1 ,2 группы – со словарём синонимов, 3,4 – со словарём антонимов, 5 – со словарём фразеологизмом. Проверка. (Каждая группа зачитывает найденные в словарях синонимы, антонимы и вставляет в кармашки проекта).
- Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
(Самостоятельная работа. Проверка. Карточки вставляются в кармашек проекта).
- Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
7. Работа с пословицами.
- Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Дома вы должны были найти пословицы со словом свет. Назовите мне пословицы.
- запишите понравившуюся пословицу на листочек и вставьте в кармашек.
V Защита проекта. Подвести итоги деятельности.
(Ученики от каждой группы у доски подводят итог по проделанной работе, рассказывают все что узнали о слове. Ребята помогают с места).
- Выполни ли мы задачу урока?
- Достаточно ли полно изложен материал?
- Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия. Соотносить цели урока и его результат.
- Что узнали сегодня нового?
- Что для вас было самым трудным?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Создать свой проект на любое слово.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.